ПЛАН:
1. Введение
2. Краткая биография
3. Связь Балуева с Спасокукоцким
4. Заключение
5. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Лечить, учить и судить - сложное и ответственное дело. От него зависит жизнь человека. Нельзя заниматься врачеванием, не имея особого душевного настроя. Это действительно Божий дар».
Сказано просто и емко, с душевным трепетом и теплотой. Слова эти мог произнести мыслитель древности или средневековья. Грек, римлянин или араб, приверженец Христа или Магомета. То мог быть просто просвещенный человек, осознающий, сколь бесценна человеческая жизнь, сколь хрупка она и ранима. В словах этих, азбучно простых и немудреных, отцовская забота о согражданах и здравый смысл, столь часто попираемый. Сие суждение мог изречь Иоанн Златоуст, равно как и Авиценна. Оно было бы уместно и в устах Рабле, как впрочем и в устах простого эскулапа. Слова, отдающиеся эхом в столетиях. Ибо в них заключено радение о тех, кто рядом, о близких и не очень. О тех, кого врачуют и кто врачует.
А произнес их Президент России Владимир Путин, побывавший совсем недавно (13 июня 2002 г.) в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева. И душа каждого человека, если она не поражена полной глухотой, не могла не отозваться на те слова. И нам, погруженным в историю медицины, каждой судьбой врачевателя как бы конкретно и зримо подтверждающим эти слова, подумалось вот о чем. Углубившись в историю и воздавая должное тем, кто шел тернистыми путями медицины, мы можем попросту не успеть сказать слова благодарности тем, кто жил почти что рядом с нами и мог считаться нашим современником, внося посильный вклад в великое служение медицине. А потому вернемся на мгновение из средневековья в наши дни, в двадцатое столетие, и хотя бы кратко скажем - нет, не о всех! - о некоторых. К примеру, об А.Н.Бакулеве, имя которого - и не случайно! - носит научный центр, где были произнесены те самые слова. А назвав Бакулева, мы непременно вспомним и его учителя Спасокукоцкого, и целую когорту врачей-хирургов, ставших гордостью XX века.
Этюды о врачевателях и фармацевтах
Несколько простых умозаключений
Итак, Бакулев Александр Николаевич (1890-1967), один из основоположников сердечно-сосудистой хирургии, президент АМН СССР (1953-1960). Организатор и первый директор (1955-1958) Института сердечно-сосудистой хирургии АМН (ныне - имени Бакулева). Автор многочисленных трудов по хирургии легких и лечению огнестрельных ранений.
Но больше всего меня поразило открытие, сделанное как бы случайно, невзначай. А заключалось оно в том, что, не зная, даже понаслышке, выдающегося врача, автор этих строк тем не менее, занимаясь историей медицины, в течение двух лет тесно сотрудничал с ним, сам того не подозревая. Впрочем, каждый мыслящий и просто любознательный человек время от времени проходил, так сказать, интенсивную терапию интеллекта, о проведении которой позаботился почти полвека назад хирург Бакулев.
Углубившись в словари, энциклопедии и справочники в поисках, пусть даже кратких, сведений о хирурге, автор этих строк не мог обойти стороной «Большую медицинскую энциклопедию». Это воистину цитадель медицинских знаний, этакая твердыня, крепость, огромное хранилище столь нужной нам информации: 35 томов занимают две книжных полки. И вот, открывая очередной том этого бездонного кладезя мудрости, я вдруг обратил внимание на титульный лист фолианта, где черным по белому значилось: «Главный редактор А.Н. Бакулев».
А теперь давайте сделаем несколько простых умозаключений. Печатание энциклопедии длилось 8 лет, с 1956 по 1964-й. Чтобы это стало возможным, нужен был огромный коллектив авторов под началом человека многоопытного, обладающего энциклопедизмом мышления и незаурядными организаторскими способностями. Очевидно, качества эти были присущи крупнейшему советскому хирургу Бакулеву. Нам с вами, получившими в пользование уникальное издание медицинской энциклопедии, остается лишь выразить восхищение его талантами.
Обратите внимание: именно в эти годы, когда Бакулеву как главному редактору приходилось день за днем прочитывать сотни научных статей, идущих в печать, он был директором организованного им же Института сердечно-сосудистой хирургии, проводил наиболее сложные операции, решал массу хозяйственных вопросов. Именно в эти годы он был президентом Академии медицинских наук. А это должность весьма хлопотливая, требующая и масштабности мышления, и недюжинных дипломатических способностей, и умения общаться с сильными мира сего. Вспомним: то было время хрущевской оттепели, когда партия то ослабляла свой идеологический прессинг, давая видимость свободы, то закручивала гайки. То была эпоха самого непредсказуемого лидера Страны Советов, когда человека в одночасье могли вознести до головокружительных высот, но и с непредсказуемостью же низвергнуть. Так что от А.Н. Бакулева, занимавшего все эти высокие посты, требовались не только его выдающиеся способности врача, но и невероятная выдержка, железная воля, гибкий характер, изобретательный ум.
Перипетии судьбы
Александр Николаевич Бакулев окончил медицинский факультет Саратовского университета в 1915 г., в разгар Первой мировой войны, перешедшей для россиян в войну гражданскую. Так что представляется вполне естественным, что в продолжение трех лет по окончании университета он работал в должности полкового врача. С 1919 г. он ординатор госпитальной хирургической клиники Саратовского университета, которой руководил выдающийся хирург Сергей Иванович Спасокукоцкий. Личность Учителя, его воистину Божий дар врачевания не могли не сказаться на человеческих качествах будущего академика и на его профессиональном мастерстве.
Искренне увлеченный хирургией и предельно далекий от карьерных устремлений, А.Н. Бакулев сделал тем не менее головокружительную карьеру. Перипетии его судьбы (да и сами 20-е, 30-е и 40-е годы) непросты и порой драматичны (как, впрочем, и у большинства его современников). Но, слава Богу, его обошел своим вниманием всесильный НКВД, и у вождя всех времен и народов, по-видимому, руки не дошли. А может, он оставлял хирургов напоследок, понимая до поры до времени, что все мы ходим под Богом и что хорошие хирурги нужны отечеству ничуть не меньше, чем Туполевы и Калашниковы.
С.И. Спасокукоцкий, перейдя работать в хирургическую клинику 2-го Московского мединститута, зазвал сюда и любимого ученика, которому как бы и завещал свою должность.
В Великую Отечественную Н.И. Бакулев - фронтовой хирург, затем - главный хирург эвакогоспиталей Москвы и заведующий хирургическим отделением больницы Лечсанупра Кремля. Но Бог с ней, с карьерой. В конце концов, где бы он ни работал, он оставался хирургом.
Диапазон его исследовательских устремлений был чрезвычайно широк. Изучение результатов хирургического вмешательства при язвенной болезни желудка дало ему повод заняться выяснением причин неудач лечения этой болезни и значения роли дуоденальной непроходимости, до того сравнительно мало известных. Он исследовал контрастные вещества в хирургии почек, при пересадке мочеточника. Работал по костной хирургии, изучал опухоли заднего средостения, легких. Освоив энцефалографию и вертикулографию, одним из первых стал применять их при клинических исследованиях. Его докторская диссертация посвящена консервативному лечению абсцессов головного мозга пункциями.
В годы войны А.Н.Бакулев широко пропагандировал активную обработку огнестрельных ран и опять же активную тактику хирурга при ранениях позвоночника. При повреждении черепа с обнажением мозга Бакулев рекомендовал глухой шов, который должен охранять мозговую ткань даже от малейшей травмы. Он настаивал на более частом зашивании гнойных ран, которые, согласно его исследованиям, при этом быстрее и лучше заживали. После войны он приступил к изучению и разработке вопросов грудной хирургии, операций на легких и сердце. Первым в СССР произвел (1948) операцию при врожденном пороке сердца.
Судьба была к нему благосклонна. За разработку и внедрение легочной хирургии он удостоен Сталинской премии (1949), а за внедрение в практику сердечной хирургии - Ленинской (1957). Его именем, напомню, назван созданный им Институт сердечно-сосудистой хирургии (ныне - Научный центр). И говоря о Божьем даре врачевания, президент России имел в виду в первую очередь таких людей как Александр Николаевич Бакулев.
Учитель
Рассказ о А.Н.Бакулеве будет неполным, если мы обойдем молчанием одну из знаковых фигур той эпохи, если не расскажем о его учителе - Сергее Ивановиче Спасокукоцком (1870-1943).
Для начала «визитная карточка» С.И. Спасокукоцкого. Основатель научной школы, академик, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии. Автор трудов по хирургии желудочно-кишечного тракта, легких, мозга.
С.И.Спасокукоцкий - яркий представитель русской врачебной школы, основанной Сеченовым, Пироговым, Мечниковым. По окончании медицинского факультета Московского университета (1893) он работал в хирургический клинике Льва Львовича Лёвшина (1842-1911), крупного русского хирурга, одного из основоположников асептической хирургии в России. Широта мышления, удивительный практицизм и энергия Льва Львовича (он был инициатором и соредактором многотомного труда «Русская хирургия», выходившего в 1902-1916 гг.), конечно же, не могли не оказать влияния на молодого хирурга. Он, как говорится, рвался в бой. С замиранием сердца слушал рассказы учителя о русско-турецкой войне 1877-1878 гг., участником которой Лев Львович был. Сергей Иванович еще не знал, что волею судеб ему придется стать участником двух мировых войн XX века, кровопролитной гражданской войны. Душа жаждала подвигов, а главное - ему не терпелось применить свои знания и навыки в военно-полевой хирургии.
Нам неведомы подробности его биографии, известно, однако, что он принимал участие в греко-турецкой войне 1897 г. А в 1898-м защитил докторскую диссертацию по костной пластике при ампутации конечностей.