Во время беременности женщинам часто повторяют фразу, что мать и плод находятся в неразрывном единстве и все, что испытывает мать, непосредственно передается плоду. Отсюда часто делается вывод, что тревожность и страхи матери всегда передаются плоду, который страдает от этого. К счастью для них обоих, это не всегда так, как показали исследования последних лет, проведенные микропсихоаналитиками С. Киссинджером, С. Фанти и др.
Когда мать не может найти в реальной жизни причин для своего беспокойства, эта причина может быть обнаружена в весьма положительных для развития плода факторах его роста.
Поскольку мать считает такие свои состояния «беспричинными», то она опасается делиться ими со своими близкими и врачами, боясь услышать, что «Вам нельзя волноваться, так как этим Вы вредите Вашему будущему ребенку». В итоге она пытается подавить эти страхи, отчего они, конечно, не исчезают, а становятся более длительными, хроническими, создавая пониженный фон настроения, чувства вины и подавленности. Хотя минимума позитивной информации о причинах ее беспокойства достаточно, чтобы ее успокоить.
Но существуют стрессы, которые действительно могут негативно отразиться на развитии плода. Это относится прежде всего к хроническим конфликтным ситуациям в семье, причем именно к тем, где женщина чувствует себя жертвой, а не просто активно отстаивающей себя стороной. Если уж конфликта невозможно избежать во время беременности, то желательно, чтобы женщина в них помнила о необходимости активной защиты себя и будущего ребенка, а не занимала пассивно-страдающую позицию ради «мира любой ценой».
Важно, чтобы будущая мать отчетливо понимала, что ее ответственность за развитие плода велика, но не абсолютна. Иллюзия полного контроля над развитием плода мало чем ему может помочь, но легко спровоцирует у матери чувство вины и сомнения в правильности своих действий.
Страхи перед родами
Сама атмосфера медицинских учреждений, насыщенных медицинской аппаратурой и инструментами, о назначении которых женщина может только догадываться, провоцирует у нее чувство напряжения, беспомощности и страха. «Если все это тут находится, то оно возможно понадобится мне, значит, я нахожусь в предельно опасной ситуации». Только для незначительного количества женщин, свято верящих в чудеса современной медицинской технологии, созерцание подобной обстановки повышает чувство безопасности. Для большинства же более приемлемой оказывается обстановка, приближенная к домашней, которая создается во всех наиболее современных родильных центрах по всему миру.
Но в каких бы условиях ни протекали роды, этот процесс потребует от женщины большого напряжения, и поэтому ей стоит заранее эмоционально и интеллектуально подготовить себя к деятельному участию в нем. Кстати, такая позиция противостоит самоощущению пассивной жертвы и позволяет эффективно преодолеть напряжение и страх.
При этом страх перед болью является наиболее распространенным и типичным. Этот страх выступает в двух основных формах: как страх перед неизвестностью у впервые рожающей женщины и как страх повторения ужасных переживаний при повторных родах, если первые происходили при недостаточно благоприятной обстановке.
Беременность, действуя как неспецифический стресс, проявляется у женщин по-разному, в зависимости от особенностей их личности.
Психоанализ интерпретирует роль беременности в жизни женщины в двух направлениях. Первая интерпретация базируется на идее беременности как кризиса, как ненормального (annormal) состояния здоровья, которое возвращается к норме только после акта рождения. Другое направление предполагает, что беременность и рождение ребенка — это часть полноценного развития женщины.[15]
На основе проведенных исследований (Каплун, Мжаванадзе, Абрамченко, 1992) было отмечено, что наиболее стрессогенным фактором во время беременности оказывается наличие хронических соматических заболеваний. Следовательно, госпитализация беременной женщины в связи с обострением основных заболеваний или развитием позднего токсикоза беременности является дополнительным стрессогенным фактором, неблагоприятно сказывающимся на психосоматическом статусе беременной женщины.
На второе место по степени патогенного влияния на психосоматический статус беременной и ее нервно-психическое состояние следует поставить заболевания генитальной сферы, отягощающие ее акушерско-гинекологический анамнез. У таких больных увеличивается боязнь за исход родов для ребенка, и этот фактор является весьма важным.
Уровень нервно-психического напряжения возрастает и в связи с возникновением и развитием позднего токсикоза беременности, что также увеличивает боязнь беременной за исход родов для ребенка.
Волнения в конце беременности приводят не только к затяжному течению родов, но и к послеродовым кровотечениям у матери и к возникновению сепсиса у новорожденных. Последнее — явное отражение измененной реактивности, отсутствия защитных сил у детей, иммунная система которых под влиянием стресса матери не способна противостоять инфекции, без чего в принципе не может обойтись ни один роддом. Отсюда важный вывод: какими бы благоприятными внешними условиями ни было окружено рождение ребенка (а сейчас для этого существует немало возможностей), никто из женщин не может быть застрахован от осложнений при родах, если не учесть заранее возможное влияние конкретных стрессовых условий на протекание беременности. Если стресса нет, можно быть более уверенным в благополучном родоразрешении.[15]
Из выше сказанного мы можем сделать выводы, что на женщину в период беременности воздействует множество обстоятельств, зависимых от нее и независимых. И насколько данные обстоятельства будут стрессогенным зависит от нескольких причин: типа реагирования на неудачу, болезнь, личностные характеристики, стиль воспитания, наличие социальной поддержки, круг общения, желание иметь ребенка.
Кроме того, незначительные отрицательные эмоции даже полезны. Эустресс не разрушает организм, а содействует активации его защитной системы, что благоприятно сказывается на жизненном опыте человека.
Особенности психического состояния женщин в период беременности на протяжении многих лет привлекают внимание специалистов. При этом отмечается как эмоционально отрицательная роль беременности, так и положительная. О благоприятном влиянии беременности писал еще Гиппократ, указывая на то, что: «Истерическим девушкам я предписываю замужество, чтобы они излечились беременностью».
Как известно, при беременности у женщины изменяется психика, ее отношение к окружающим, беременная по особенному реагирует на внешние и внутренние раздражители. Психика беременной женщины заполнена своими собственными ощущениями, она влияет на функцию нейрогуморальной системы, нейротрофический метаболизм, а также на синтез ферментов и др. биохимические показатели. В значительной степени изменятся реактивность всего организма женщины, включая и психическую форму.[12]
Настроение беременной женщины переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться на прямо противоположное: то она счастлива, бодра, весела, то уже в следующий момент расстроена, огорчена, опечалена. Беременная женщина очень чувствительна и раздражительна, она гораздо острее, чем прежде, реагирует на окружающий мир, с трудом справляется с собой. Такую смену настроений можно понять, приняв во внимание все те изменения, которые происходят с ней во время беременности.
Есть женщины, которые при беременности совершенно меняют свой облик, у других все остается без изменений — и характер, и поведение. Но за исключением крайностей, общим для будущих матерей является своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц. По мнению Лоранса Перну, эта эволюция тесно связана с физическими изменениями, и он разделил беременность с психологической точки зрения на три периода (триместра), как ее делят с точки зрения физиологии.
Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью (особенно, если это впервые), и беспокойство о будущем (как решить материальные проблемы, возникающие с появлением ребенка), и опасения, что муж отдалится от нее за несколько месяцев беременности, и т.д.
Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.
Беременной женщине нравится (более или менее осознанно) ее особенное состояние, порой настолько, что она становится впечатлительнее, чувствует себя более хрупкой физически и психологически; ей хочется быть предметом внимания и забот. Однако, пребывая в таком состоянии, женщина чувствует, что взрослеет.
И точно так же, как вначале будущая мать колебалась между радостью и страхом, в ней теперь борются две тенденции: к инфантильности и полному повзрослению. Эта двойственность, вызывающая у нее тревогу, часто бывает причиной смены настроений, не всегда понятной окружающим.
Второй триместр— месяцы равновесия. Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни.