Критике подвергается и другой метод, также используемый при экстракорпоральном оплодотворении. Это метод редукции эмбриона при многоплодной беременности, при котором удаляются «лишние» эмбрионы.
В последнее время широко обсуждаются проблемы использования абортированных тканей для создания эффективных терапевтических средств (тканевая терапия мозговой тканью плода человека, терапия с использованием стволовых клеток и др.). Это также расценивается как нарушение норм этики и морали. При этом дается ссылка на Всеобщую декларацию ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека, подписанную в 1977 г. всеми членами ООН, за исключением Сингапура. Аналогичный запрет содержится в специальном приложении к конвенции Совета Европы «О защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины» и др.
Вряд ли стоит спорить о важности обсуждаемых морально-этических проблем. Эти проблемы существуют и требуют своего решения. Однако не следует забывать, что созданные биомедицинские технологии рассчитаны на применение у особой категории людей, которые обречены на бесплодие или на рождение детей-инвалидов с детства. Морально ли, имея, правда, необычные, нетрадиционные средства, не воспользоваться представляемым шансом преодолеть недуг и тем самым уменьшить количество страданий в обществе.
Принятие соответствующих законодательных решений возникающих проблем требует времени и широкого обсуждения в силу специфики новых диагностических и лечебных технологий и необходимости прогнозирования последствий их применения или запрета.
Сегодня, в нашем промышленном мире, ЭКО - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние. При появлении и принятии какого-либо метода никто ждет никаких ограничений или сдерживания стороны производителей или пользователей. Возникает новая индустрия: зарождающийся «рынок» половых клеток, «аренда» матки для беременности. Единственный эффективный барьер - это соотношение стоимости и выгоды. Все, что может сделать сторонник нравственности, - это клеймить человеческое безумие, напоминая, что следовало бы делать и чего не следовало бы делать, если внимать доводам рассудка и мудрости.
Отношение церкви к биомедицинским технологиям неоднозначно. Одни деятели категоричны в своем отношении к использованию клонирования с целью получения потомства и считают это аморальным действием. Другие менее категоричны, и цель клонирования может быть оправдана при наличии ряда определенных обстоятельств и в случае строгого регулирования во избежание злоупотреблений.
В настоящее время российская общественность располагает конкретной оценкой искусственного оплодотворения с христианской, православной точки зрения.
Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. Один из них таинство брака, через которое «дается объективное божественное основание для благодатной жизни». Через таинство брака мужчина и женщина становятся «уже не двое, но одна плоть» (Мф., 19, 6). И это - тайна, «тайна сия велика» (Еф., 5, 32). Освящение союза мужчины и женщины описано в первой книге пророка Моисея «Бытие»: «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт., 1, 28). Благословление деторождения так описывается пророками. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей»; «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был! во глубине утробы» (Пс, 138, 13, 15). «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс, 138, 16).
Согласно мусульманскому мировоззрению, клонирование противоречит основным принципам религии: «Бог создал нас совершенными и невозможно, чтобы человек вносил свои изменения, пытаясь повторить божественный акт творения». Русская Православная Церковь утверждает, что «наука, безусловно, должна развиваться, но под контролем общества и государства». Это, пожалуй, самое краткое и четкое определение сути возникших проблем.
Принятый Великобританией закон (1999) разрешает исследования только на эмбрионах, не достигших 14 дней развития, с целью использования их для решения проблем бесплодия, наследственных и генных болезней, хромосомных аномалий, контрацепции. Однако клонирование человека остается под запретом. Считается весьма перспективным создание банков хранения стволовых клеток для последующего использования в терапевтических целях.
Другим аспектом обсуждаемой проблемы является то, что появление новых биомедицинских технологий и использование их в практической медицине связано с большими финансовыми затратами. В связи с чем происходит коммерциализация медицинских «услуг», так как без финансового обеспечения невозможно проведение фундаментальных исследований. Таким образом, закладывается новое противоречие, когда достижения медицины в лечении многих заболеваний становятся доступными для узкого круга людей, располагающих средствами. С этим положением нельзя согласиться, и возникающая проблема также требует своего обсуждения и поиска источников финансирования.
Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) - это методы терапии бесплодия, при котором отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. ВРТ включают: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, предимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию спермой мужа (донора).
Программа «суррогатного материнства» дает шанс иметь ребенка женщинам, которые в силу физических особенностей или медицинских противопоказаний не могут самостоятельно выносить и родить ребенка. Термин «суррогатное материнство» уже стал привычным как для слуха, так и для понимания.
Список использованных источников
1. Айвар Л.К. Правовое положение суррогатного материнства в России. Пробелы законодательства / Л.К. Айвар // Юридический мир. – 2006. - №2. – С. 28-35.
2. Базанов П.А. Суррогатное материнство – блажь или выход из тупика? / П.А. Базанов // Женское здоровье. – 2006. - №1. – С. 7.4.
3. Борисова Т.Н. Актуальные вопросы законодательной и правоприменительной практики суррогатного материнства / Т.Н. Борисова // Социальное и пенсионное право. – 2008. - №1. – С. 15-16.
4. Ведомости СНД и ВС РФ – 19.08.1993. - № 33. – Ст. 1318.
5. Кулаков В.И. Современные биомедицинские технологии в репродуктивной и перинатальной медицине: перспективы, морально – этические и правовые проблемы / В.И. Кулаков // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2002. - №6. – С. 4-10.
6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости СНД и ВС РФ. – 19.08.1993. - №33. – Ст. 1318.
7. Романовский Г.Б. Право на суррогатное материнство: от истории к современности / Г.Б. Романовский // Проблемы репродукции. – 2006. - №1. – С. 31-38.
8. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы / И.В. Силуянова. – М., 2001. – 192 с.
9. Филиппов О.С. Вспомогательные репродуктивные технологии: взгляд через призму биоэтики / О.С. Филиппов // Проблемы репродукции. – 2004. - №2. – С. 38-40.
10. Шамов И.А. От деонтологии к биомедицинской этике / И.А. Шамов // Медицинская сестра. - 2006. - № 1.- C. 2-5.
11. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика»: учебное пособие / М.Я. Яровинский – М.: Медицина, 1999. – 208 с.