Смекни!
smekni.com

Боли в области шеи (стр. 3 из 4)

Может иметь место дисфагия в результате отека глотки или ретрофарингеального кровоизлияния. Охриплость обычно связывают с перерастяжением гортани, которое часто сопровождается значительным отеком грудино-ключично-сосцевидных мышц и ложа сонных артерий, в результате чего окружность шеи может увеличиться на один размер. Симптомокомплекс, включающий шум в ушах, головокружение, нарушения зрения, боль в ухе и в глазах, а также головную боль, называется синдромом Барре—Льеу.

Получение рентгенограмм шейного отдела позвоночника необходимо для исключения травмы позвонков, в том числе переломов, смещения или подвывихов межпозвоночных суставов. Вначале рентгенологические изменения могут сводиться лишь к исчезновению нормального шейного лордоза, а в более поздние сроки нередко выявляются признаки оссификации позвоночных связок. Снимки шейного отдела позвоночника с некоторым вытяжением могут обнаружить вакуумные щели по передней поверхности межпозвоночных дисков, что предполагает их смещение или разрыв.

Вначале лечение состоит в назначении постельного режима, шинировании шеи (с помощью мягкого воротника-шины; фиксирующего ее в положении легкого сгибания) и в местном применении льда. Уже через 72 часа начинают раннюю мобилизацию (специальные упражнения) для восстановления гибкости шеи; одновременно применяется поверхностное влажное тепло и постепенно ограничивается использование воротника-шины. В ранний период выздоровления не рекомендуется применять диатермическое воздействие, а также тракции шейного отдела позвоночника, так как это может лишь ухудшить состояние больного. Однако такие процедуры целесообразны в более поздний период, когда персистируют боли суставного, радикулярного или связочного происхождения. Во всяком случае, лечение должно быть целенаправленным в соответствии с точным, а не симптоматическим (устранение боли) диагнозом. Для ослабления боли вначале могут использоваться пероральные анальгетики, включая наркотики. Мышечные релаксанты неэффективны, за исключением их снотворного действия. При хроническом дискомфорте целесообразно назначение нестероидных противовоспалительных препаратов. В отдельных случаях, когда в качестве источника постоянной боли преобладают миофасциальные симптомы или затылочная невралгия, могут принести облегчение локальные инъекции длительно действующего стероида вместе с 1 % лидокаином с последующим ледяным массажем и ультразвуковым воздействием. Лечение амбулаторных больных может быть дополнено их инструктированием относительно выполнения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, но опять-таки на основании точной диагностики.

6. ПАТОЛОГИЯШЕЙНЫХ МЕЖПОЗВОНОЧНЫХ ДИСКОВ

О грыжеобразовании в шейном межпозвонковом диске говорят в том случае, когда его пульпозное ядро вывихивается сквозь задние фиброзные кольца, что обычно приводит к острой радикулопатии, а иногда и к миелопатии. Хроническое дегенеративное заболевание шейных дисков, или шейный спондилез, характеризуется медленным прогрессированием симптомов, включающих тугоподвижность шеи или локализованную боль, затылочную невралгию, радикулярные боли в верхних конечностях, а иногда и клинические проявления прогрессирующей миелопатии.

7. ОСТРОЕ ГРЫЖЕОБРАЗОВАНИЕВ ШЕЙНЫХ МЕЖПОЗВОНОЧНЫХ ДИСКАХ

Дегенеративные изменения в пульпозном ядре и фиброзных кольцах диска обычно приводят к его грыжевому выпячиванию. Грыжевые выпячивания обычно ограничиваются запродольной связкой позвоночника, но в некоторых случаях они выходят за ее пределы в виде свободных фрагментов. Прямые задние разрывы фиброзных колец могут (хотя и редко) вызвать прогрессирующую миелопатию; чаще же пролабирование грыжи в заднелатеральном направлении провоцирует появление симптомов и признаков острой шейной радикулопатии. Пролапсы дисков в 1,5 раза чаще встречаются у мужчин, обычно на четвертом десятилетии жизни. Наиболее часто поражение локализуется на уровне С6—С7 (корешок С7), обычно слева, и на уровне С5—С6 (корешок С6), обычно справа.

Симптомы острого пролапса шейного позвоночного диска включают боли в шее, головную боль, склеротомную иррадиацию боли в плечо и по медиальному краю лопатки, миотомную боль (соответственно корешковой иннервации) в плече и руке, а также дерматозные сенсорные нарушения (дизестезия) в соответствующем пальце.

Признаки моторных нарушений включают фасцикуляции, мышечную слабость и атрофию соответственно миотомной иннервации спинномозгового корешка, потерю глубоких сухожильных рефлексов, а при цервикальной миелопатии — гиперрефлексию нижних конечностей (признак Бабинского) и редко — потерю сфинктерного контроля. Переразгибание шеи и ее латеральное сгибание в сторону поражения могут вызвать те же симптомы, какие возникают при выполнении приема Вальсальвы, тогда как мануальное растяжение при сгибании шеиустраняет их. Тщательный осмотр, включающий мышечноетестирование, позволяет легко установить уровень корешкового поражения.

Клиническое обследование больного может быть дополнено электромиографией при диагностике и исключении скрытой периферической мононевропатии и (или) трудной для выявления острой плечевой плексоматии (синдром Parsonage — Turner). Рентгенограммы шеи при указанных синдромах часто бывают более полезными не столько своими позитивными данными, сколько негативными. Наличие дегенеративного заболевания может маскировать мягкую протрузию шейных межпозвоночных дисков. У молодых взрослых рентгенограммы шеи могут не обнаруживать даже значительного грыжевого выпячивания в дисках. В таких случаях для определения характера и уровня корешковой компрессии проводится миелография или КТ-сканирование.

Лечение состоит в устранении болей с помощью анальгетиков, применении шины-воротника и (при отсутствии явных шумов над сонными артериями и/или миелопатии) периодическом проведении цервикальной тракции. В тех случаях, когда симптомы и признаки острого сдавления шейного корешка не поддаются консервативному купированию или возобновляются через какое-то время, рекомендуется хирургическое вмешательство, если КТ (или другой инструментальный метод) демонстрирует пролапс цирвикального диска с компрессией корешка.

8. ХРОНИЧЕСКОЕ ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ МЕЖПОЗВОНОЧНЫХ ДИСКОВ

Цервикальный спондилез является прогрессирующим заболеванием, которое наблюдается либо как потеря гибкости шеи, либо как первый болевой симптом. Боли связаны либо с локализованными дегенеративными изменениями в межпозвоночных суставах шейного отдела, либо с раздражением спинномозговых корешков, что сопровождается иррадиацией боли в затылочную область, плечо и руку. Прогрессирующий цервикальный спондилез начинается с развития дегенеративного заболевания дисков, которое предрасполагает к прогрессированию остеоартроза шейных межпозвоночных суставов. Снижение высоты диска в сочетании с выпячиванием и деформацией фиброзных колец обусловливает нестабильность шейных сегментов, чрезмерную весовую нагрузку на суставные площадки и неконгруэнтное движение в суставах при сгибании или разгибании шеи, что ускоряет развитие дегенеративных изменений в суставах. Перенапряжение связок вследствие неадекватной механической нагрузки обусловливает тракционный остеогенез с последующим формированием шпор. Эти шпоры могут быть направлены кзади на спинномозговой канал (что вызывает цервикальную миелопатию), латерально — на межпозвоночное отверстие (что обусловливает цервикальную радикулопатию) или кпереди с давлением на пишевод (что проявляется дисфагией).

Сочетание врожденного сужения спинномозгового канала на значительном его протяжении, которое усугубляется появлением направленных кпереди остеофитов, и прогибания желтых связок кзади повышает риск миелопатии, так как диаметр спинномозгового канала при этом становится меньше 12 мм. Селективное повреждение дорсального спинномозгового корешка остеофитами, растущими по краю суставной поверхности, может проявляться единственным симптомом онемения пальцев кисти или явной мигрирующей миалгией, что при последующем обследовании может быть связано с корешковым раздражением соответствующего дерматома или миотома. В этом отношении миотом С6 охватывает большинство основных проксимальных мышц плеча. Нервный корешок С6 находится между позвонками С5 и С6 и поражается раньше и чаше всего при дегенеративных изменениях диска. Симптом двусторонней боли в плечах неизбежно имеет ассоциированный элемент радикулопатии Сб.

Шпорообразные остеофиты могут обусловить развитие синдрома Горнера, появление симптомов вертебробазилярной сосудистой недостаточности и резко выраженных радикулярных симптомов без болей в шее, а также безболезненную мышечную слабость верхних конечностей (соответственно миотому) и боли в грудной клетке, имитирующие грудную жабу. Рентгенологические данные, демонстрирующие типичные сегментарные дегенеративные изменения, фактически могут быть не связанными с имеющимся корешковым синдромом на определенном уровне. Сужение межпозвоночных отверстий на рентгенограммах шейного отдела позвоночника может быть более выраженным на уровне С5—С6 при том, что у больного наблюдаются как клинические, так и электромиографические признаки прогрессирующей радикулопатии С7.