Несмотря на то, что человек интенсивно борется с различными заболеваниями, многие болезни не поддаются полному излечению. Поэтому современная медицина интенсивно развивается, появляются новые технологии и достижения. В области медицины Германия с давних времён считалась одной из наиболее передовых стран. И такая репутация была оправданной. В самом деле, кому сегодня не известны имена таких великих немецких медиков, как Парацельс, Роберт Кох, Вильгельм Рентген, Пауль Эрлих, Август Вассерман…Они вместе с сотнями и тысячами своих коллег делали открытия поистине исторического значения, создавали научные школы, которые нашли многочисленных последователей по всему миру, и таким образом были и остаются славой и гордостью немецкой медицины.
Клиники и врачи Германии с мировым именем: они открывают новые пути в диагностике и терапии, рассчитывая на свой опыт и знания. В 2.240 больницах Германии на стационарном лечении находятся около 16,5 млн. больных. В среднем они остаются в клинике 10,1 и один дней. Приблизительно 1,1 млн. человек работают в германских больницах, из них почти 115000 врачей, как женщин, так и мужчин.
Целью нашей работы стало ознакомить с новыми достижениями в области медицины, направленными на борьбу с заболеваниями и реабилитацию больных. Мы ставим перед собой задачи ознакомить с новой медицинской техникой, методами лечения и профилактики заболеваний, а так же методами реабилитации. Важно показать, что немецкие достижения и технологии вносят огромный вклад в повышение уровня медицины в мире.
Основными источниками информации послужили данные медицинских журналов, научных статей, проспекты немецких клиник и материалы интернета. Приёмами теоретического исследования явились метод описания и предоставление статистического материала по клиникам Германии за последние годы.
Опыт – гарантия качества
«Exzellenz» - на языке ученых синоним превосходного качества – имеет в германской медицине большую традицию. Первую Нобелевскую премию по медицине 102 года назад получил немец Эмиль фон Беринг, пионер вакцинации. Его учитель Роберт Кох, первооткрыватель туберкулезной палочки, посетил Стокгольм через четыре года. Рудольф Вирхов или Фердинанд Зауэрбрух – в великих именах и превосходных клиниках в Германии не было недостатка. Так дело обстоит и теперь.
Взять к примеру, экстренную медицинскую помощь. Когда весной 2002 года прогремел взрыв в синагоге на тунисском острове Джерба, то самыми первыми в списке, куда направляются с тяжелыми ожогами, были университетская клиника в Ахинее и клиники в Марцане (Берлин) и Боберге (Гамбург). Благодаря большим успехам в хирургии, трансплантационный медицине и интенсивной терапии эти клиники сегодня спасают тех, кто еще 10 лет назад погиб бы от ожогов. В Германии помогают в год более 2.500 пострадавшим с тяжелыми ожогами, из них 950 детям. Это лечение столь дорогостоящее, что известная специализированная больница в Боберге (Гамбург) с 6 специальными боксами уже являются одним из крупнейших учреждений такого рода в стране. Сестринская клиника – специализированная клиника в Марцане (Берлин), открытая в 1997 г., - вообще крупнейшая в Германии клиника по раненым. Ахен же снискал славу не только своими достижениями в лечении ожогов, но и успехами в косметической хирургии, без которой не могут обойтись пострадавшие. Несмотря на сенсационные успехи интенсивной терапии, германские медики активно лечат и хронические заболевания. Особенно это касается нарушений опорно-двигательного аппарата. Повреждения или износ крупных суставов – тазобедренного, плечевого и коленного – приносят самые тяжелые страдания. Оперативное вмешательство дает облегчение, если оно выполнено ювелирно. Специалист по коленным суставам профессор Ханс Х. Песслер и эксперт по плечевым суставам профессор Петер Хабермайер из гейдельбергской клиники Atos – хирурги с мировым именем. У них на счету множество инноваций в своей сфере; кроме того, в этой частной клинике ежегодно делаются более 5.000 успешных операций в нескольких специальных областях. Опыт – главное условие качества.
Германия лидирует и в сфере фундаментальных исследований суставов: фрайбургский метод tissueengineering, разрабатываемый в сотрудничестве с партнерами из Франции и Швейцарии, - это выращивание человеческих тканей для последующей трансплантации. В 2000 году была совершена первая операция по трансплантации уха, выращенного из клеток пациента. Сейчас tissueengineering успешно применяется доктором Матиасом Штайнваксом и его фрайбургскими коллегами для восстановления хрящевого коленного сустава. Кроме того, испытываются протезы мениска. Одни из самых распространенных заболеваний – сенной насморк, астма и нейродермит. Первоклассный центр по их лечению находится в Мюнхене. Профессор Йоханнес Ринг руководит клиникой дерматологии в техническом университете, которая лидирует в области «гипосенсибилизации» аллергий: посредством иммунной терапии снимается неправильная защитная реакция организма. Еще в клинике лечат и изучают нейродермит.
Большинство людей испытывают неприятное чувство, представляя себе, как врач со скальпелем и зондом вторгается в глубины нашего мозга. И все же иногда оно того стоит: десятилетия исследований позволяют теперь проводить операции, облегчающие страдания больных тяжелыми формами эпилепсии. На это специализируется профессор с мировым именем Кристиан Эльгер из Боннского университета. Со своей международной командой профессионалов он берется за дело тогда, когда лекарства уже не помогают. По соседству расположен один из крупнейших европейских центров по операциям на головном мозге: отделение стереотактической и функциональной нейрохирургии Кельнского университета возглавляет профессор Фелькер Штурм. В центре проводятся ювелирные операции с использованием Kernspin- и рентгенограммы. В мозг через небольшие отверстия, проделанные в черепе, вводятся зонды и электроды, так что ткань головного мозга остается практически неповрежденной. В отделении проводятся 900 операций в год, в том числе операции по лечению болезни Паркинсона, в ходе которых электрическому воздействию подвергаются глубинные отделы мозга. Кельнский центр осуществляет 250 типов таких операций, занимая 2-е место в мире по опыту в этом секторе.
Почти притчей во языцех стала борьба за «еxzellenz» германских кардиологических клиник конкуренция идет делу на пользу ведь сердечно-сосудистые заболевания – наиболее частая причина смерти на Западе. В этой области первенствуют Германский кардиоцентр в Берлине и кардиоцентр земли Северный Реин-Вестфалия в Бад-Ойнхаузене под Ганновером. Оба центра предлагают весь спектр современной кардиологии – огт хирургии до трансплантации сердца и сердца с легкими. Шеф берлинской клиники профессор Роланд Хетцер и его ойнхаузенский коллега профессор Райнер Керфер имеют большой опыт и в работе с искусственным сердцем: с помощью миниатюрных механических насосов они останавливают время, пока не поступит донорское сердце. Перемены сейчас переживает германская онкология: растет число специализированных центров,где междисциплинарные команды занимаются только одним типом опухоли. Пионерами в этой области стали центры грудной хирургии – такой профиль был определен Германским обществом онкологов. Они должны оперировать не меньше 150 опухолей в год, причем использовать только опытных специалистов (не менее 50 операций в год).Удачным примером воплощения этой концепции в жизнь стала профессор Марион Кихле из Мюнхена.Кихле – вообще первая женщина в Германии ставшая ординарным профессором гинекологии и создавшая программу контроля над болезнями «Mammakarzinom». В своем междисциплинарном отделении в Мюнхене она применяет современнейшие методы: трехмерную ультразвуковую диагностику для выявления подозрительной маммографии, минимально инвазивную диагностику, щадящее удаление лимфатических узлов.
Хотя заражение инфекционными заболеваниями сегодня гораздо меньше, чем во времена Эмиля фон Беринга Роберта Коха, их лечение остается актуальным. Институты тропической медицины подтверждают, что состояние современной науки позволяет лечить и препятствовать распространению даже редких экзотических инфекций. Крупнейший и старейший из них возвышается на холме над самой большой гаванью Германии: Институт им. Бернхарда Нохта (BNI) в Гамбурге. Стационар и амбулатории принимают всех, кто «подхватил» на чужбине.
Имея большой опыт в работе с такими опасными возбудителями, как ласса, эбола или желтая лихорадка, институт также занимается диагностикой загадочных хронических инфекций – боррелиоза, хронических гепатитов и поражений иммунитета. BNI – единственный институт Германии, где имеется лаборатория со степенью защиты P4, хранящая под замком самые опасные микробы. Даже спустя 103 года со дня основания и 102 года после вручения Нобелевской премии Эмилю фон Берингу BNI, как и многие другие центры неотложной медицинской помощи продолжает борьбу за «еxzellenz».
Медицинская техника
Успех по всему миру: медицинская техника из Германии нужна там, где оказываются самые качественные медицинские услуги. Инновационная отрасль с большими традициями, которые обязывают.(Рональд Д.Герсте).
Около 2000 тыс. германских фирм, насчитывающих в целом 83.700 работников, занимается производством мед. Техники. В 2003 году их общий оборот составил 11,28 млрд. евро. В первой половине 2004 года он вырос еще на 7,5 %. Крупнейший импортер германской мед. техники – США.
Новые рынки роста
Более важным индикатором качества германской мед. техники служит география ее экспорта. На долю ведущей в технологическом плане страны –США – 24,9% экспорта германской мед. техники, за ними следует Франция – 5,6% и Италия – 5,5%, именно там, где предлагаются самые качественные медицинские услуги, без германской мед. техники не обойтись. Крупнейшие рынки роста расположены однако в других регионах. В первой половине 2004 года экспорт в Китай вырос на 39%, а в Россию даже на 62%.