Смекни!
smekni.com

Детский алкоголизм (стр. 6 из 7)

В связи со сложностью разбираемых вопросов есть смысл коротко сказать о психологии вредных привычек вообще.

Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, клубы, рестораны? «Чтобы отдохнуть, получить удоволь­ствие», — ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия некоторые люди готовы по­жертвовать здоровьем, служебным, семейным положе­нием.

Белорусский психолог Ю.А. Мерзляков предлагает условно разделить все удовольствия на удовольствия восполнения недостатка и удовольствия избытка.

Представьте, что вы очень голодны или вас одолевает жажда. Если вам в этот момент предложить пищу или родниковую воду, будете ли вы испытывать удовольст­вие? Конечно, да. Но до каких пор? До тех, пока не наеди­тесь или не напьетесь. После этого вы пребываете в зоне физиологического комфорта, но вам надо больше. Вы хотите встретиться с друзьями, пойти на стадион или просто послушать любимую пластинку, словом, от­дохнуть с комфортом. Это уже удовольствия избытка.

Среди последних много полезных (посещение му­зеев, общение с природой, коллекционирование и т. п.), но есть и вредные. Самые распространенные из них и самые пагубные для здоровья — курение и употребле­ние алкоголя.

В подтверждение этому Ю.А. Мерзляков приводит такой пример.

Представьте, что два товарища — курящий и некуря­щий — поехали на рыбалку. Некурящий, любуясь при­родой, ловит рыбу, с наслаждением вдыхая чистый воз­дух. Курящий же забыл дома сигареты. Сосущее, не­приятное чувство мешает ему наслаждаться природой, его уже и клев не интересует. Он будет страдать целый день, пока не вернется домой к заветной пачке сигарет. Вот он закурил, затянулся дымом и... пришел в состоя­ние некурящего, то есть в этот момент он уже мог бы и природой любоваться, и клеву радоваться.

Что же произошло? Что получил он по сравнению с некурящим человеком? Удовольствие, связанное с огромным вредом для здоровья. Так стоит ли выдумы­вать для себя искусственные муки, заботы?

Да и удовольствие ли это? Задумайтесь, кто курит, с чего это начиналось? Разве было желание, подобное чувству голода, жажды? Требовал ли организм сигарету? Эта потребность возникла уже потом, когда организм привык, когда в нем уже что-то стало нарушаться. Вчи­тайтесь в список болезней, связанных с курением: рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоничес­кая болезнь, облитерирующий эндартериит, гастриты и язвы желудка, импотенция у мужчин и нарушение менструального цикла у женщин, эмфизема легких, бронхиальная астма. Это еще далеко не полный список.

Нередко к врачу обращаются с жалобами на омерт­вление пальцев ног, рук. А ведь происходит это от сужения сосудов, что нередко приводит к гангрене. Сосуды сужаются при первой же затяжке. Помните, как кружи­лась голова, когда вы начинали курить? Это тоже было связано с сужением сосудов. Но особенно опасно влияет курение на психику и всю нервную систему в целом. Человек становится раздражительным, у него нарушается сон, ухудшается аппетит.

Или другой случай. Вы гуляете по городу. Рядом сим­патичный вам человек. Вы захотели пить, вошли в кафе, взяли сок. Он холодный, приятный, вы получаете удо­вольствие восполнения недостатка. «Не взять ли кок­тейль?» — спрашивает ваш приятель. «Действительно, давай попробуем», — отвечаете вы. И вот уже соломинка во рту: удовольствие избытка!

Так уж ли нужен был вам этот коктейль? Вас мучило чувство жажды? Ваш организм испытывал потребность в алкоголе? Вы даже не задумывались об этом, хотя не вкус сок гораздо приятнее.

В следующий раз снова захотелось увидеть себя со стороны похожим на кинозвезду — с соломинкой во рту. Потом — бокал шампанского, потом рюмка коньяка, а позже, когда на хорошие напитки не хватает денег, согласны и на... «бормотуху»... Вы не заметили, когда организм привык получать определенную дозу алкоголя. Как страшно это особенно для подростков и молодежи. В таком возрасте привыкание происходит очень быстро. Привыкание и одновременно постепенное отравление.

...И вот сидит в кабинете вроде умный, даже приятный молодой человек, и пока только врач замечает беспокой­ную тоску в глазах, суетливость движений, легкое дрожа­ние пальцев. Позже это заметят и окружающие. Но беда не во внешнем проявлении. Трагедия в другом: разру­шается личность, и разрушение это происходит в том возрасте, когда должен идти процесс становления: поиски себя в жизни, создание семьи, радость первых шагов ребенка, радость первых его слов. Ничего этого не будет у пьющего, потому что в любом торжественном и ра­достном для других случае ему нужна только рюмка...

Опьянение — это суррогат естественных радостей, естественных удовольствий.

Итак, употребление алкоголя вначале носит характер удовольствия избытка. По мере привыкания начинается полоса хронического бытового пьянства, и употребление алкоголя становится удовольствием восполнения недо­статка, при котором зона комфорта никогда не дости­гается.

Но когда выработалась вредная привычка, то победить вредные пристрастия мешает... сам организм.

Понять проблему помогло наблюдение за работой мозга с помощью вживленных электродов и анализ роли биологических ритмов.

С помощью микроэлектродов ученые обнаружили участки мозга с противоположными свойствами. Когда ток подавали на одни из них, животные испытывали боль, страдания. При подаче тока на другие тотчас успокаивались, получали огромное удовольствие. Такие участки соответственно назвали зонами «ада» и «рая». По­добные зоны обнаружили и в мозге человека.

'Скажем, человек испытывает голод, физическое стра­дание, тогда усиливает свои сигналы «ад». Если же он получает от чего-то удовольствие, сигналы уже усиливает зона «рая». Зоны связаны отрицательной обратной связью. Когда, например, удовольствие начинает превышать до­пустимые пределы, в зону «ада» поступает сигнал опасности, и удовольствие становится неудовольствием, процесс прекращается (скажем, ребенок, наигрался, устал).

При курении и употреблений алкоголя ритмы и связи нарушаются. Никотин и алкоголь, проявляя свои нар­котические свойства, насыщают «рай» и гасят неудоволь­ствие. Наступает временное облегчение. Но «рай» начи­нает требовать постоянного подкармливания.

Привыкнув курить или пить вино, мы отводим маят­ник в сторону «рая».

Чем больше человек курит, тем маятник «рая» боль­ше отклоняется. При попытке бросить курить начинает сигнализировать «ад»... То же самое с алкоголем.

Да, с организмом шутить нельзя, всякая попытка под­хлестнуть его в силу ритмической природы биологи­ческих процессов может привести к необратимым послед­ствиям. Так, желание временно облегчить самочувствие (состояние дискомфорта) оборачивается нарушением жизненно важных процессов в организме.

2.4 Особенности психотерапии при лечении алкогольной

зависимости в подростковом и детском возрасте.

У взрослых психотерапия в настоящее время стала рассмат­риваться как основной метод лечения алкоголизма, без кото­рого лекарственная терапия в большинстве случаев оказывает весьма нестойкий эффект. В действии самих лекарственных веществ (апоморфина, тетурама и др.) справедливо усматри­вается ведущий психотерапевтический (условнорефлекторный, бихевиоральный) компонент.

Хотя необходимость психотерапии при алкогольной зави­симости в подростковом возрасте никем не оспаривается, тем не менее имеются определенные указания на малую эффек­тивность как индивидуальной рациональной, так и групповой психотерапии. Когда подростка насильственно заставляют ле­читься, то само лечение, включая общение с психотерапевтом, рассматривается им как форма наказания и вызывает лишь

протест. В этих условиях на успех психотерапии, как и всего лечения, рассчитывать трудно.

Индивидуальная рациональная психотерапия, по нашим наблюдениям, действительно, неэффективна при хроническом алкоголизме, если он развился на фоне неустойчивой психо­патии и акцентуации характера. Основной путь влияния вра­ча — разъяснение вреда алкоголя для здоровья и социального статуса в настоящем и будущем — неустойчивого подростка оставляет равнодушным. Однако для подростка эпилептоид-ного типа забота о собственном здоровье, своем будущем, опасность-пострадать или подвергнуться преследованиям в беспомощном состоянии «отключения» могут оказаться достаточно волнующими проблемами. Но для этого нужны не только «подход» к подростку, его «доверие к врачу» но и уверенность самого подростка в высокой компетентности и особом внимании к нему врача. Информация о вреде алко­голя «вообще», представленная в форме, лично его не- заде­вающей, для такого пациента малозначима. Эпилептоидному подростку бывает полезно показать результаты его обследо­ваний — например, электроэнцефалограмму, электрокардиог­рамму, анализы крови, желудочного сока и т. п. и сопоставить их с нормами, приводимыми в руководствах, с аналогичными исследованиями у его сверстников, чтобы очевидными стали выраженные отклонения именно его показателей (электроэнце­фалограмма особенно удобна в этих целях). Производят иногда также впечатление рассказы о тяжких последствиях поступков, совершенных в состоянии «отключения».

Цель индивидуальной психотерапии — добиться того, чтобы подросток сам принял решение лечиться и прекратить алкоголизацию.

У подростков гипертимного и истероидного типа задача психотерапии иная — постараться найти поле деятельности, более привлекательное, чем выпивка, и способное удовлет­ворить жажду общения с товарищами, открыть возможность престижного положения в их'среде. При наслоении черт неустойчивости на гипертимное, истероидное или иное ядро (включая энилептоидное) психотерапия становится столь же нерезультативной, как и у подростков неустойчивого типа.