Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 1
Кардиохирургия и качество жизни.. 1
Эффективность хирургии сердца.. 2
Доступность хирургии сердца.. 3
Операция в ритме сердца.. 3
Робот оперирует сердце.. 4
Хирургическое лечение ишемической болезни сердца.. 6
Мультифокальный атеросклероз. 7
МИНИИНВАЗИВНАЯ ХИРУРГИЯ ИБС.. 8
ТРАНСМИОКАРДИАЛЬНАЯ ЛАЗЕРНАЯ РЕВАСКУЛЯРИЗАЦИЯ МИОКАРДА.. 9
АУТОАРТЕРИАЛЬНАЯ РЕВАСКУЛЯРИЗАЦИЯ МИОКАРДА.. 10
ИШЕМИЧЕСКАЯ ДИСФУНКЦИЯ МИОКАРДА.. 10
ТРАНСЛЮМИНАЛЬНАЯ БАЛЛОННАЯ АНГИОПЛАСТИКА И СТЕНТИРОВАНИЕ.. 11
История искусственного сердца.. 11
Левый желудочек вместо целого сердца.. 14
Cердечно-сосудистая хирургия — раздел хирургии, изучающий возникновение и развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы, разрабатывающий методы их диагностики и хирургического лечения.
Основными разделами современной кардиохирургии являются хирургическое лечение приобретенных и врожденных пороков сердца и крупных сосудов, ишемической болезни сердца и ее осложнений, аритмий и опухолей сердца, дальнейшая разработка проблемы пересадки сердца и создание вспомогательных устройств, включая искусственное сердце. Сосудистая хирургия изучает вопросы хирургического лечения поражений аорты, магистральных и периферических артерий, вен, лимфатических сосудов, проблемы микрохирургии.
15,2 млн россиян страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. В структуре смертности эта патология достигла 55%, а в 1998 году по этой причине умерли более 1 млн человек. Многие эти смерти можно было бы отдалить, если бы больным была вовремя оказана квалифицированная помощь.
Ишемическая болезнь сердца в структуре смертности составляет 36 проц. В России в течение года проводится 4 тыс. операций аортокоронарного шунтирования и ангиопластики больным ИБС, а необходимо выполнять 1 тыс. таких операций на 1 млн населения. Проблема внезапной смерти от жизнеугрожающих аритмий (нарушений ритма сердца) необычайно остра в нашей стране. Потребность в имплантации дефибрилляторов - 100 штук на каждый миллион населения. Между тем за все годы таких имплантаций выполнено чуть больше 120. И это при том, что найдены эффективные методы лечения всех форм брадиаритмий (аритмий с замедленным ритмом сердца), успешно применяются хирургические и электрофизиологические методы лечения тахиаритмий (аритмий с ускоренным ритмом сердца).
Один из наиболее неблагоприятных факторов - врожденные пороки сердца. Существуют такие данные: на 1000 родившихся детей 8 имеют врожденный порок сердца, еще у 8-9 малышей наблюдается двухстворчатый аортальный клапан, который в возрасте 40-50 лет может приобрести характер органического порока. При этом в нашей стране выполняется не более 22 проц. операций больным с врожденными пороками сердца. Объясняя причины несоответствия между потребностью в операциях на сердце и количеством проведенных вмешательств, кардиохирурги в основном говорили о финансовых проблемах и отрасли, и населения.
В 1890 году знаменитый немецкий врач Теодор Бильрот сказал: "Я перестану уважать хирурга, который прикоснется к сердцу человека". Прошло всего 100 лет, а медицина сделала прорыв, о котором в конце прошлого века невозможно было и мечтать. Самой кардиохирургии только полвека, а хирурги не просто прикоснулись к сердцу человека, но даже осуществляют его трансплантацию. В конце 80-х годов казалось, что сердечно-сосудистая хирургия уже достигла своего апогея и переживает застой. Но в 90-е годы произошли новые качественные изменения, в результате которых удалось улучшить результаты лечения больных и увеличить продолжительность жизни у больных, ранее считавшихся неоперабельными. Это касается новорожденных и людей старше 75 лет, больных с сочетанной патологией, некардиальной патологией при болезнях сердца и магистральных сосудов. В клиническую практику вошли лазерная техника, радиочастотная аблация, стенты, физиологические ЭКС и малогабаритные двухкамерные кардиовертеры-дефибрилляторы, имплантируемые желудочки сердца.
Огромное значение имеет развитие наукоемких технологий сердечно-сосудистой хирургии и интервенционной кардиологии, которые со временем позволят упростить существующие методы и улучшить качество лечения. Еще несколько лет назад для устранения многих жизнеугрожающих тахиаритмий необходимо было делать операцию на открытом сердце. Сегодня радиочастотная катетерная аблация позволяет устранить эти аритмии доступом через вену или артерию с результатами, превосходящими результаты открытых операций. Таких примеров немало. Внедрению новых методов в практику предшествовали большие теоретико-экспериментальные исследования и клинические испытания. Во всем мире, в том числе в России, делается большой упор на развитие фундаментальных программ в области кардиохирургии, в нашей стране важнейшая задача - сохранить потенциал фундаментальных исследований в условиях кризиса.
А вот ситуацию в области трансплантации сердца неутешительна. Сегодня больные, которым необходима пересадка сердца, обречены на смерть. Между тем по числу несчастных случаев Россия один из мировых лидеров, и потребность в донорских сердцах, почках и печени при правильной организации дела, пропаганде донорства вполне могла бы быть покрыта, учитывая, что отечественные врачи прекрасно владеют технологией сохранения, транспортировки и методиками трансплантации этих органов.
Разумеется, как одна из самых затратных и высокотехнологичных областей медицины, требующая дорогостоящего оборудования и лекарств, кардиохирургия еще не скоро сможет стать общедоступной. Но в разных странах это вопрос все-таки пытаются решить, чтобы не оставить больного один на один с его проблемой. В Бельгии, например, имплантация искусственного левого желудочка сердца включена в список операций, которые проводятся по системе обязательного медицинского страхования. В Швеции операции на открытом сердце полностью обеспечиваются государством. России в этом смысле не повезло: в связи с мизерным бюджетным финансированием кардиохирургическим пособием обеспечены от 3 до 22 проц. больных в разных территориях. Вот пример Новосибирского института патологии кровообращения: в течение нынешнего года областной бюджет оплатил лечение и операцию только 16 пациентов, а прооперированы более 600. То есть все остальные либо изыскивают собственные средства, либо обращаются к спонсорам.
Изменить ситуацию с оказанием кардиохирургической помощи в России можно, но делать это необходимо на государственном уровне.
В России, как и во многих странах, коронарная хирургия начала широко развиваться в начале 70-х годов, когда практически одновременно в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева и Научном центре хирургии стали проводиться операции на сердце. С тех пор улучшилось качество, увеличилось количество хирургических вмешательств.
Однако, как показывает опыт и наблюдения ученых разных стран, остановка сердца и подключение к аппарату искусственного кровообращения не безразличны для организма: химические структуры искусственных сосудов способствуют разрушению клеток крови, эритроцитов, происходит микроэмболия в мозг, почки, печень, другие органы. Согласно последним данным американских коллег, после искусственного кровообращения у 72 проц. больных наблюдаются различной тяжести осложнения со стороны головного мозга. Некоторые больные пребывают в коме и умирают от этого, а другие, выживая, имеют довольно тяжелые осложнения.
Все это натолкнуло хирургов на мысль о постепенном переходе к операциям на работающем сердце. Начиная с 1998 года, в некоторых клиниках практически отказались от искусственного кровообращения и во время хирургического вмешательства не останавливают "мотор", а приспосабливаются к его ритму, артериальному давлению. Вскрывая пораженный сосуд и накладывая порой до четырех шунтов, мы обеспечиваем почти мгновенное улучшение кровообращения.
Конечно, распилив грудину, сделав большой, хирургу легче охватить глазом операционное поле, проанализировать на всем протяжении сосуды, полностью оценить сердце, "подержав" его, что называется, в руках. Однако для организма больного это серьезная травма.
Подшив один-два шунта, сердце уже не удается остановить - настолько оно активно и сразу начинает работать после вновь созданного русла. Это послужило поводом для создания новой методики - мини-инвазивной (малотравматической) коронарной хирургии на работающем сердце.
Небольшой разрез в 5-6 см позволяет не только минимально травмировать грудную клетку, но и быстрее выйти из наркоза - человек просыпается уже на операционном столе. Почти сразу после операции пациент способен вставать, может кашлять, лежать на боку, что, кстати, противопоказано после больших разрезов из-за боязни расхождения швов, других осложнений. А что может быть лучше раннего активного послеоперационного периода? Не говоря о косметическом эффекте, когда от перенесенного вмешательства через полгода не остается никаких следов. Благодаря малоинвазивной реваскуляризации миокарда человек выписывается из стационара на 3-5-е сутки после операции и почти сразу может приступить к работе.
Понятно, что при маленьком разрезе, мини-доступе труднее работать с внутренней грудной артерии на большом протяжении. Успешно справиться с этой задачей позволяют специальные эндоскопические инструменты, вводимые внутрь грудной полости. Сегодня разработано 11 различных методик малоинвазивной эндоскопической коронарной хирургии с использованием тех или иных мини-доступов, что позволяет шунтировать одну, две и даже три коронарные артерии, а затем из маленького доступа пришивать конец этой артерии непосредственно к пораженному коронарному сосуду, восстанавливая тем самым кровообращение в сердце. Более того, разработаа оригинальная методика эндоскопической коронарной хирургии, которая, возможно, вскоре поможет отказаться даже от минимальных разрезов, заменив их несколькими небольшими проколами.