Смекни!
smekni.com

Жизнь Парацельса и сущность его учения (стр. 2 из 3)

В 1529 и 1530 гг. он посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Но этот успех не изменил жизни Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Он посетил множество городов. В 1536 г. осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Однако ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем. 24 сентября 1541 г. После непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет), в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь». Похоронили его на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор неясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся нападению бандитов, нанятых кем–то из лекарей, его врагов. В результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней привело к смерти.

Немецкий врач С.Т. фон Землиринг обследовал череп Парацельса и заметил трещину, проходящую через височную кость. Череп Парацельса, невозможно спутать ни с каким другим, благодаря его необычному строению (он по форме больше напоминает женский, чем мужской). На лице его не росла борода.

На основании памятника Парацельсу имеется надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела, чудесным искусством излечил. Распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».[4]

Труды Парацельса

Произведения Парацельса отличает краткость, и чёткость выражения мысли. Хочу привести несколько цитат из его трудов, для лучшего понимания того, каким был Парацельс.

Во – первых Парацельс был христианином в истинном смысле слова и всегда стремился подтвердить свои доктрины цитатами из библии. «Вера есть сияющая звезда, ведущая честного искателя к тайнам природы».[5] «Все, что происходит, происходит по воле Всевышнего. Совесть – это то, что дано нам Богом, то, что позволяет нам увидеть самих себя; в соответствии с ним должны мы поступать, не пытаясь докопаться до оснований, руководящих нами в смысле морали и добродетелей».[6]

«Следовательно, нам надлежит утвердить фундамент и краеугольный камень нашей мудрости на трёх основных положениях. Первое из них есть молитва (сильное стремление и желание к тому, что есть благо) … и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чём просим и найдём то, что ищем. Двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами, и то, что было сокрыто от нашего взгляда, откроется нам. Следующий принцип есть вера; не простая убеждённость в чём–то, что может бать или не быть истинным, но вера, основанная на знании, непоколебимая убеждённость, вера, которая может двигать горы и низвергать их в океан и для которой возможно всё. Третий принцип есть Воображение. Если сила эта пробуждена должным образом в нашей душе, нам не составит труда привести её в гармонию с нашей верой. Человек, погруженный в глубокое раздумье, похож на лишившегося всех своих чувств. Мир считает его глупцом, но для Всевышнего он мудр. Он может достичь Бога через свою душу. Таким путём, мы можем стать, подобны апостолам и не бояться, ни смерти, ни тюрьмы, ни страданий, ни пыток, ни усталости, ни голода и ничего другого».[7]

Будучи глубоко верующим человеком, Парацельс ничуть не был фанатиком. Он был врагом лицемерия, обрядовых служб и нарочитой набожности. Он говорит: «какой смысл в прилюдной молитве? Она есть лишь начало и причина идолопоклонства, и поэтому Христос запрещал её».[8] Парацельса обвиняли в тщеславии и хвастовстве. Он считал, что ценность тех истин, которым он учил, в своё время будет признана, и его предсказания сбылись. Именно это сознание своей превосходящей силы заставило его воскликнуть: «Я знаю, что монархия разума будет принадлежать мне, что слава будет за мною. Я не возвеличиваю себя, но природа возвеличивает меня, ибо я рождён природою и следую ей»[9]. Это не выкрики хвастуна, выскочки, Парацельс гордился собой и чувствовал только своё величие духа.

Парацельс не упускал случая высмеять невежество «знатоков» толпе, естественно, казалось, будто он считает себя умнее всех остальных. Между тем, он значительно превосходил всех своих коллег в медицинском искусстве. Он совершил множество поистине чудесных исцелений больных, которых авторитетно объявляли неизлечимыми. Парацельс был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он возбуждал ярость последних ещё и тем, что в отличие от других врачей, многих бедняков лечил бесплатно. Чаще всего, наградой за его труд служила неблагодарность. Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, плачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюблённый может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной».[10] Он говорит: «Знание, для которого мы предназначены, не ограничено пределами нашей собственной страны и не станет бегать за нами, но ждёт, пока мы не отправимся на поиски его. Никто не сможет овладеть практическим опытом, не выходя из дома, равно как не найдёт учитель тайн природы в углу своей комнаты. Те, что остаются, дома, возможно, живут спокойнее и богаче, чем те, что странствуют; но я не желаю ни спокойствия, ни богатства. Счастлив же тот, кто путешествует, не имея ничего, что требовало бы заботы».

Вряд ли можно сказать что, Парацельс много читал и писал. Он говорил, что в течение 10 лет не прочитал ни одной книги, а его ученики подтверждают, что он диктовал свои труды, не используя никаких записок и заметок. При описи имущества после его смерти обнаружили всего лишь несколько книг: Библию, комментарии к Библии и рукописную книгу по Медицине. Он говорил, что: «чтение ещё никого не сделало врачом, медицина есть искусство, и оно требует практики. Если бы, дабы стать хорошим врачом, достаточно было выучиться болтать на латинском и греческом, древнееврейском, тогда, дабы стать хорошим полководцем, достаточно было бы прочитать Ливия. Начиная изучать моё искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать всё сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукою Господа, а не писак. Ибо всякий писака делает общим достоянием весь тот мусор, что находит у себя в голове, а кто может отделить зёрна от плевел? Обвинители мои заявляют, что я вошёл в храм знания не через «парадную дверь». Что есть истинная «парадная дверь»? Гален и Авиценна или природа? Я вошёл через дверь природы, её свет, а не аптекарский фонарь, освещал мой путь».[11]

Свои труды Парацельс писал не на латыни, как было принято тогда, а на немецком языке, это произвело переворот в науке. Он отверг освященную временем латынь, поскольку был убеждён, что истину можно выразить и на языке своей страны. Этот смелый шаг положил начало свободомыслию в науке, и вера в непоколебимость старых авторитетов стала ослабевать. Трудов самим Парацельсом написано немного. Обычно то, что он хотел оставить на бумаге, диктовал своим ученикам. Таким образом, большая часть его сочинений осталась в их записи. При его жизни было напечатано очень мало трудов. Они собраны в семи книгах под названием: «DeGradibusetCompositionibusReceptorumetNaturalium» (Basel 1526 г.), а так же в книге «ChirurgiaMagna», напечатана в Ульме в 1536 г. Остальные труды стали известны уже после его смерти. ИзданыГузером под заглавием: “Bucher und. Schriften des edlen, hochgelahrten und bewehrten philosophi medici Ph. Theophr. Bomb. v. Hohenheim Paraceisi genannt” (10 т., Базель, 1589-91). Кроме того, труды Парацельса существуют в латинском переводе, сделанном его учениками “Opera omnia medico-chemico-chirurgica” (3 т., Женева, 1658; 11 т., Базель, 1575; 12 т., Франкфурт, 1603). H. Kopp, “Geschichte de Chemie” (l, 92); F. Hofer, “Нistoire de chemie” (II, 923). Перечень трудов П. см. Fr. Mook, “Theophrastus Paracelsus” (Вюрцбург, 1876); J. Ferguson, “Bibliographia Paracelsica” (Глазгов, 1877).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Парацельс - врач, естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения. Один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, отвергал культ Галена (он даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны). Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. В центре философского учения Парацельс — понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Читал лекции на немецком языке, а не по латыни, что тогда было неслыханной дерзостью. Лекции его привлекали множество слушателей и дали ему громкую известность, но в тоже время его резкие и грубые выходки создали ему много врагов среди врачей и аптекарей. Характер Парацельса представляет оригинальную смесь благородства и наглости, светлого ума и грубейшего суеверия. Понимать его сочинения крайне трудно. Его система представляет сочетание мистического сумбура с отдельными светлыми мыслями. Для примера можно привести его воззрения на общие причины болезней. Он различает 4 главные группы причин болезней, которые он называет entia; эти 4 группы суть: 1) ens astrale — космические и атмосферические влияния, 2) ens naturale — причины, лежащие в анатомофизиологических свойствах организма; они распадаются на две главные группы: ens veneni — ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis — наследственные аномалии; 3) ens spirituale — психические влияния и 4) ens Deale — Божье попущение. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств, как минерального, так и растительного происхождения. Например: препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. “Химия — один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства”, говорил Парацельс. Этим он ставил химии определенные реальные задачи, а не фантастические, в разрешении которых бессильно путалась алхимия. Ятрохимия подготовила период самостоятельного развития химических знаний, который начинается в XVII в. П. первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические. При этом, однако, он держался воззрения Вас. Валентина и учил, что в составе живого тела участвуют те же “элементы”, которые входят в состав всех тел природы, именно — ртуть, сера, соль. В здоровом теле эти элементы находятся в известном равновесии. Если же один из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания.