Санкт- Петербургский Государственный Университет
Медицинский факультет
Тема: "Жизнь Парацельса и сущность его учения"
Реферат студентки 1 курса
2006 г.
Содержание
1 | Введение | 3 | Стр. |
2 | Этика Парацельса | 3 - 4 | Стр. |
3 | Жизнь Парацельса | 4 - 6 | Стр. |
4 | Труды Парацельса | 6 - 8 | Стр. |
5 | Заключение | 8 | Стр. |
6 | Список используемой литературы | 10 | Стр. |
Введение.
Гартман Франц - немецкий врач, обращается к личности Парацельса, врача, философа, алхимика, мистика. Являясь одним из величайших умов Эпохи Реформации, эпохи, когда религия, литература, наука оказались скованными цепями догматизма, ханжества и лицемерия, Парацельс совершил революцию в духовной жизни западной цивилизации.
Он не просто будоражил общество, выводил из состояния средневековой спячки всем своим образом жизни, своими речами, своим учением. Весьма велико и его литературное наследие. Философия, медицина, пневматогогия (учение о духах), космология, антропология, алхимия, астрология, магия - вот далеко не полный перечень тем его трудов.
Автор много цитирует самого Парацельса, и оттого голос этого удивительного человека как бы звучит со страниц книги, придаёт ей жизненность и подлинность.
Автор объективен по отношению к Парацельсу, он не приукрашивает и не принижает его достоинств.
Хочется заметить, что для современного мира, и особенно России, актуально многое из эпохи Возрождения, поскольку, оглядываясь назад, мы видим, что те проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, уже переживались нашими предшественниками.
Древние мудрецы Востока и Запада учили, что история повторяется, что она проходит в своей эволюции как периоды относительно спокойного существования и развития культур, так и переломные точки, моменты смены эпох. Все эти точки поворота имеют схожие черты: в такие моменты появляются толпы новых "мессий" и новые религиозные секты, многочисленные направления антиэстетического авангардного искусства - своеобразной формы протеста против существующих правил; возникают новые научные и псевдонаучные теории. Уходящее старое сражается с новым временем, которое еще только наступает.
Этика Парацельса
После строгости и консерватизма средневековой культуры, Возрождение было подобно хаосу различных теорий, систем и взглядов.
Это был сложный, переломный момент в истории человечества, когда на смену старой науки, старому искусству, старому мировоззрению приходили новые формы, происходила борьба между миром умирающим и рождающимся. Момент контрастов, когда рядом с гениальными личностями, удивительными открытиями и прекрасными творениями существовали религиозный и научный догматизм, политическая борьба, заговоры, непросвещенность, жестокость и распущенность людей, эпидемии и одно из самых страшных "детищ" этого времени - инквизиция.
Создается впечатление, что с "пробуждением" культуры на свет появились не только талант и гениальность отдельных людей, но так же нечто темное и жестокое, ранее подавлявшееся строгостью морали и аскетизмом средневековья.
Знаменитый философ, алхимик и врач 16 века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как Парацельс, был удивительным, загадочным, сложным и на первый взгляд, противоречивым человеком, которого одни считали пьяницей и буяном, другие – женоненавистником, третьи боялись его ясного ума и острого языка и гнали, обвиняя в ереси, четвертые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу.
Парацельс был истинным сыном эпохи Возрождения. Он был одним из тех, кого мы сегодня называем людьми - Титанами, творцами Новой Эпохи и новой культуры.
Одним из самых важных достижений эпохи Возрождения было обращение на новом уровне к античным наукам и искусствам, переосмысление природы и человека, возвращение к пониманию мира, как единого организма, единого живого существа, тело которого состоит из звёзд. Человечество античности существовало в мире, наполненном жизнью, в мире, который не разделялся на «живую» и «неживую» природу. Вселенная представляла собой гармонично устроенную систему, иерархию больших и малых, высших и низших существ, объединенных совместной деятельностью, в которой они сознательно и бессознательно участвуют. Они не страдали от чувства трагической пустоты внутри и вокруг себя, как страдает человечество xxı в., которое в бесконечной вселенной, в окружении миллионов других существ остаётся одиноким. Античный человек чувствовал себя маленькой частью великого целого, частью общества, природы. И он, как и всё сущее, нёс в себе Божественное начало. Это древнее учение стало одной из фундаментальных теорий Парацельса и многих других алхимиков, астрологов, магов и натурфилософов эпохи Возрождения.
Парацельс считал, что каждое существо не ограничено физическим телом, имеет так же другие, невидимые для человеческого глаза тела. Эти тела Парацельс называл - звёздными телами, человеческой и Божественной душой. Человек способен влиять на великий мир не только физически, но так же своими мыслями и чувствами. Таким образом, в философии Парацельса ставится вопрос об ответственности человека перед вселенной и возникающих в связи с этим этических требований к нему. Если человек противодействует законам вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию.
Жизнь Парацельса
Наступление 16 века вызвало к жизни новую эру мысли и положило начало наиболее крупному и важному событию того времени – реформации церкви. Один из величайших и наиболее просвещенных умов этой эпохи был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма. Он родился в 1493 г. близ местечка Мария – Айнзидельн, в то время деревушки в двух часах ходьбы от Швейцарского города Цюриха.
Его отец врач, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма был одним из потомков старинного и славного рода, родственник гроссмейстера ордена рыцарей св. Иоанна. В 1492 г. он женился на сестре – хозяйке из лечебницы местного аббатства. В результате этого брака и появился на свет Теофраст, их единственный ребёнок.
В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, преподавал ему основы алхимии, хирургии и терапии. Продолжил он учёбу у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении 16 лет его отправили на учёбу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие и практическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга к оккультизму привела его в лабораторию богача Сигизмунда Фунера в Шварце (Тироль), который так же был известным алхимиком. Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. Считают, что он посетил Индию, когда был пленён татарами и доставлен к хану. Во время пребывания Парацельса в татарском плену восточные учителя оккультизма открыли ему своё тайное учение. На западе в то время не знали о свойствах астрального тела, о семеричном строении человека. Парацельс много писал о духах природы, но, описывая их, заменял восточные термины соответственными названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своими соотечественниками. Вероятно, Парацельс оставался у татар до 1512 г., так как в 1521 г. он прибыл в Константинополь и получил там философский камень.
Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в Императорской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причём не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых учёных и среди простонародья. «Его можно было встретить среди погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах»[1], что послужило поводом для жестоких упрёков, которыми в своей ограниченности сыпали его враги. Он провёл в скитаниях 10 лет то, применяя на практике своё искусство врача, то, преподавая или гуляя. В возрасте 32 лет он вернулся обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.
«В 1525 г. Парацельс отправился в Базель. В 1527 г. городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалованье»[2]. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны. Учение Парацельса было действительно его собственным. Он преподавал, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надёжно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами. Независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В это же время он занимал должность главного городского врача. Под его надзором были все городские аптеки. Он проверял, хорошо ли провизоры знают своё дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Этим он навлёк на себя ненависть аптекарей и провизоров. Другие врачи и профессора, завидовавшие его успехам в преподавании и исцелении недугов, присоединились к преследованию под предлогом того, что его назначение профессором университета было произведено без их согласия и что «Парацельс был чужестранцем – никто не знает, откуда он взялся, и неизвестно является ли он настоящим врачом».[3] В результате, Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528 г. и снова вернуться к бродячей жизни, за ним следовали многочисленные ученики.