Смекни!
smekni.com

Змея и человек (стр. 1 из 3)

Самарский Муниципальный Институт Управления

Реферат на тему: Змея - символ мудрости и знания.

Выполнил: Никитина Елена.

Группа: 121, ГМУ.

Преподаватель: Ермоленко Г. Ю.

Самара 2001

В разные века разные народы по-разному относились к змеям, наделяли их и положительными и отрицательными качествами, приписывали им и сотворение мира, и стремление разрушить его. И в то же время многие народы издавна связывали змей с исцелением больных. Уже давно змея стала символом мудрости, учености, а также символом медицины, причем не только в Европе, но и в Африке. Объясняется это, очевидно, тем, что в Африке врачеванием занимались колдуны, они же, как правило, были и заклинателями змей. Символом колдуна была змея. Вот так и получалось: змея и колдун - лечебная магия. Потом колдун почему-то выпал из этой цепочки, и остались змея и лечебная магия. В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание. А так как первыми учеными на Земле были медики, то изображение рядом с ними змеи объяснимо.

Но тут сразу возникает вопрос: А почему именно змея стала символом мудрости и знаний? Ведь змеи, как и все рептилии, значительно уступают высокоразвитым животным. И почему змея всегда изображается рядом с чашей? Надо сказать, что вопросы эти представляют не только академический интерес. Они в какой-то степени проливают свет на историю медицины, и не случайно этими вопросами занимались многие серьезные ученые, в том числе и выдающийся российский медик-академик Е.Н. Павловский.

Долгое время некоторые историки науки трактовали символ медицины - змею, обвивающую чашу, - как утверждение целебного свойства змеиного яда. В частности, российский исследователь П.Е. Заблудовский считает, что изображение чаши рядом со змеей появилось на рубеже нашей эры, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Однако, по данным академика Павловского, такое изображение появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание. Возможно, истина лежит посередине. Действительно, точного и узаконенного символа, то есть змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. Более или менее определенным этот символ стал благодаря Парацельсу. Кстати, символ был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас: современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена в нашей стране в 1924 году, а затем уже широко распространилась и за пределами нашей страны. Сама же змея сопровождает медиков издавна.

К примеру: легендарный греческий врач Асклепий (у римлян - Эскулап) всегда изображался со змеей, ибо именно благодаря змеям, как рассказывает миф, он стал сначала просто великим врачом, а потом - врачом-богом, покровителем медицины. Вот что говорится в мифе. Уже прославленный, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса. Так гласит легенда и так объясняется, почему в храмах, посвященных Асклепию, а также на скульптурах самого бога медицины всегда присутствуют змеи. Правда, они обвивают либо посох Асклепия, либо его самого, а не чашу. Единственная дошедшая до нас скульптура, найденная при раскопках Помпеев, изображает Асклепия, держащего в одной руке посох, обвитый змеей, в другой - чашу. Зато дочь Асклепия - богиня здоровья Гигея (отсюда - "гигиена") - начиная с VI века до нашей эры, постоянно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Так, быть может, змея в те времена была не символом излечения, а просто символом здоровья? Тогда почему же она у Гигеи всегда рядом с чашей? Нет, просто символом здоровья она не могла быть, тем более что древние очень хорошо знали, насколько опасны эти существа. О смерти людей от укусов змей рассказывается и в мифах: например, нимфа Эвридика, жена Орфея, погибла от укуса змеи, от этого же умер и сын троянской царевны Лаодики, и прорицатель Моис тоже стал жертвой ядовитой змеи.

Знаменитый врач и ученый античного мира Гален свидетельствовал, что понтийский царь Митридат VI, умерший в середине I века до нашей эры, очень интересовался змеями, точнее, их ядом. Он лично и его придворные врачи ставили опыты над приговоренными к смерти людьми - позволяли змеям кусать их, а затем пробовали различные способы лечения. Интерес Митридата, так же как и других правителей той эпохи, был вполне оправдан: яд змеи оказался очень удобным способом устранения неугодного правителя - действовал быстро и безошибочно. К тому же укус змеи раньше считался "божьей карой", и подсунувший правителю это пресмыкающееся лишь выполнял волю богов. Однако правители не желали считаться с волей богов и упорно искали средств избежать "этой кары". Тот же Митридат имел огромный штат придворных врачей, которые трудились над поисками противоядий. В конце концов, то ли боясь гнева повелителя, то ли желая ему просто угодить, врачи изобрели уникальное и универсальное средство, спасающее от укусов любых змей, и назвали его "митридатиум". Однако сами медики не очень верили в его лечебные свойства, считая, что раз смерть от яда змеи - "кара богов", то спасти от этой кары могут лишь сами боги. Поэтому лучшие средства - это молитвы и заговоры, чудодейственные амулеты и жертвоприношения. Тем не менее, Митридат и его придворные собрали много сведений о ядах и хранили их в глубокой тайне, в книге "Тайные мемуары". Возможно, она навсегда или надолго оставалась бы неизвестной, если бы в 66 году до нашей эры Митридат не был разгромлен римским полководцем Помпеем в битве при Целе и мемуары, которые Митридат всегда держал при себе, не попали в руки римлянам. Переведенные вскоре на латинский язык, они стали относительно широко известны.

Однако, хорошо изучив действие змеиных ядов, люди не могли, сколько ни старались, найти средств, спасающих от укусов змей. Первое тысячелетие нашей эры не принесло ничего нового в этом отношении. Суеверный страх перед змеями, усиленный легендами о существовании всяких змееподобных чудищ, мешал серьезно заняться изучением ядовитых пресмыкающихся, а в средние века особенно, в Европе, этому мешала церковь, но зато в Юго-Восточной и Средней Азии на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры не только возрождается интерес к ядовитым змеям, но и делаются успешные попытки их изучения.

Положил начало этому выдающийся естествоиспытатель и врач Абу Али Ибн Сина (известный больше под европеизированным именем Авиценна). Внес очень существенный вклад в изучение змей и их ядов последователь Авиценны -Абу Ибрахим Джурджани. Именно он первый высказал мысль, что яд некоторых змей вызывает быстрое свертывание крови в организме человека, а через сто лет Феличе Фонтана, проделав более шести тысяч опытов, не только подтвердил догадку Джурджани, что яд действует лишь на кровь, а проглоченный - безвреден, но и открыл целый ряд реакций организма на змеиный яд. Наконец, с помощью микроскопа он тщательно изучил строение зубов змей и доказал, что далеко не все змеи ядовиты - ведь не у всех змей, оказывается, есть ядовитые железы и зубы, снабженные ядопроводящими каналами. Раньше, считая всех змей ядовитыми, люди были убеждены, что змея не кусает, а жалит, и жалом ей служит раздвоенный язык. Исследования Фонтана сильно продвинули вперед науку о пресмыкающихся и соответствующую область медицины. Однако прошло, по крайней мере, еще столетие, прежде чем открытие Фонтана помогло людям сделать следующий, очень важный шаг открыть противозмеиную сыворотку.

В 1887 году, экспериментируя с голубями, французский ученый Севаль установил, что при повторном введении птицам яда гремучей змеи они становятся гораздо менее восприимчивыми к этому яду. Севаль в конце концов добился того, что голуби не реагировали на дозы яда, в шесть раз больше смертельных.

В 1889 году этим вопросом занялся немецкий ученый Кауфман, а через три года, в 1892 году, французский исследователь Кальметт доказал, что животных можно сделать невосприимчивыми к яду, если им многократно вводить постоянно увеличиваемые, но тем не менее безопасные дозы яда.

Вслед за Кальметтом этим вопросом занялся другой француз Ц. Физали. В начале нашего века благодаря его работам и исследованиям уже применяется антизмеиная сыворотка, но лишь в 1922 году Физали публикует окончательные и обобщенные результаты своих многолетних исследований.

С этого момента человечество получило могучее оружие в борьбе за жизнь людей. Открытие, точнее, метод, предложенный Кальметтом и Физали, оказался так же прост, как и эффективен: лошади делают прививку змеиного яда - небольшую и сильно разбавленную дозу, не могущую причинить ей вреда. Однако ядовитые вещества, попавшие в кровь, вызывают немедленную реакцию в организме животного: в крови вырабатываются так называемые антитела, которые уничтожают попавших в кровь "врагов". Через некоторое время лошади делают еще одну прививку, затем еще и еще, каждый раз увеличивая дозу яда. И каждый раз в крови животного вырабатываются новые антитела. Через 16 месяцев лошадь становится настолько невосприимчива к яду, что на нее уже не действует доза в 2 грамма яда (в то время как не иммунизированную лошадь может убить доза, в 80 раз меньшая). Такая лошадь уже пригодна для дачи сыворотки. Собственно, сыворотка - это и есть сама кровь лошади, насыщенная антителами, готовыми в любой момент к борьбе с "врагом". Средняя продолжительность жизни лошади 25 лет, но донором она может быть с 4-10 лет. Обычно кровь у лошади берут раз в месяц причём 5-6 литров, но несмотря на столь внушительный забор крови, организм лошади способен быстро восстановить количество красных кровяных телец.