Первичный пусковой механизм акупунктуры представляет собой раздражение рецепторных образований кожи и подлежащих тканей. Однако в отличие от общих физиотерапевтических мероприятий при иглотерапии зона воздействия минимальна. Если раздражение наносится иглой, то она, проникая в поверхностные и более глубокие ткани, воздействует на различные окончания, заложенные в коже, мышцах, сухожилиях, околососудистых сплетениях, оболочках нервов и др. Стимуляция рецепторного аппарата формирует ответную реакцию анализаторной системы; сила ее зависит от степени, характера и длительности стимуляции, а также от вида стимулируемых рецепторов. Стимуляция акупунктурной иглой различных периферических нервных структур обусловливает определенную модальность вызванных (предусмотренных) ощущений. Так, ощущение острой локализованной боли связывают с раздражением волокон "А-дельта", вслед за этим часто возникает разлитое тупое болевое ощущение за счет вовлечения медленно проводящих нервную импульсацию волокон "С". Чувство тяжести возникает при раздражении рецепторов, чувствительных к давлению, ощущение распирания - в результате изменения микроциркуляции и увеличения проницаемости стенки сосудов, тепла - за счет усиления микроциркуляции. Онемение является результатом местной гипальгезии при манипулировании акупунктурной иглой (Уоррен Ф., 1981).
Условно можно выделить периферический и центральный уровни ответной реакции на иглоукалывание. В центральном выделяются также спинальный, стволовой, гипоталамический и корковый уровни. На периферическом уровне речь идет о раздражении тем или иным способом дермальных точек и соответствующих рецепторных образований. При этом может развиваться местная реакция по типу аксон-рефлекса с побледнением или покраснением кожи вокруг введенной иглы, изменением местной температуры и др. Стимуляция AT может приводить к изменению микроокружения рецепторов (гладкой мышечной ткани, кровеносных капилляров, эфферентных симпатических волокон) из-за выделения клетками простагландинов, некоторых ферментов и др. Микроокружение рецепторов оказывает сильное влияние на их возбудимость. Некоторые химические вещества могут возбуждать ноцицепторы или делать их более чувствительными к другим стимулам (сенситизация), ноцицепторы сухожилий и мышц могут возбуждаться или сенситизироваться чрезмерным тонусом исчерченной мышечной ткани и т.п. (Zimmerman М., 1981). Следует, однако, отметить, что описанная реакция при иглоукалывании на периферическом уровне существенного значения в механизмах саногенеза не имеет. Она является лишь пусковым механизмом для включения центрального уровня.
Ответная реакция при воздействии на ту или иную точку не равнозначна, что зависит от раздражаемых структур, зоны раздражения и связи их с центральными образованиями. Например, воздействие акупунктурной иглой на точку Е(III)9 во многом напоминает рефлекторную реакцию при возбуждении каротидных хеморецепторов. (Эта точка располагается над бифуркацией общей сонной артерии). При сравнении эффектов, наблюдаемых при перерезке лучевого, срединного и локтевого нервов у крыс, установлено, что при интактном лучевом нерве эффект иглоукалывания выражен сильнее, нежели когда этот нерв перерезан, а два других интактны (DIVomeran В., Cheng R., 1979). Эти данные, свидетельствующие о большей эффективности афферентных сигналов, идущих в ЦНС по лучевому нерву, помогают лучше понять, почему точка GI(II)4, лежащая непосредственно над местом раздвоения поверхностной ветви лучевого нерва, столь часто используется при лечении различных заболеваний, в то время как другие точки воздействия подбираются в соответствии с определенной нозологией.
Специфичность зон воздействия зависит от связи точек с органами и системами организма. Действие иглоукалывания обусловлено поступлением сенсорной информации от раздражаемого рецепторного аппарата по нерву, которому принадлежат рецепторные образования, или по периваскулярным нервным образованиям. Может быть использовано прямое воздействие на нервный ствол, ганглий, орган, что имеет место в некоторых приемах иглоукалывания. Однако конечная ответная реакция связана с центральными образованиями нервной системы, эндокринными железами, т.е. на уровне целостного организма. Влияние иглоукалывания на функционирование спинальных образований довольно многообразно и обусловлено нейрофизиологичеcкими особенностями спинного мозга, а также силой стимулирующего сигнала и др. Во всех случаях при пороговом значении стимула в ответную реакцию вовлекается сегментарный аппарат с соответствующей сегментарной реакцией. Последняя выражается непосредственной реакцией сегмента с включением волокон вегетативной нервной системы к различным образованиям (внутренние органы, сосуды, мышцы и т.д.). Для получения устойчивой сегментарной реакции необходимо определенное время воздействия, т.к., кратковременная стимуляция может закончиться быстрым затуханием рефлекса. (В классической акупунктуре в подобных случаях предусмотрены тормозные методики). По-видимому, в некоторых случаях такой ответ является основным в иглотерапии, особенно если речь идет о сегментарном влиянии точек. Возможно также, что лечебный эффект воздействия на точки- глашатаи, зоны Захарьина - Геда, триггерные пункты, просто болевые точки имеет в своей основе подобную связь.
Как известно, тело человека имеет метамерный принцип строения, что является существенным фактором для понимания механизмов иглоукалывания. Причем в процессе эволюции природа "перестраховала" себя - каждый метамер иннервируется не за счет одного сегмента, а перекрывается еще и соседними (верхним и нижним). Подобные явления чрезвычайно важны в клинике. Об общности вегетативно-сегментарной иннервации внутренних органов и определенных метамеров можно говорить тогда, когда источником иннервации какого-либо внутреннего органа и определенного метамера служат одни и те же сегменты или одни и те же вегетативные образования. Например, вегетативная иннервация головы и лица осуществляется за счет СVIII, - ThIII сегментов, тогда как соматические отделы этих сегментов иннервируют преимущественно руку, т.е. одни и те же сегменты спинного мозга участвуют в иннервации (хотя и разной по своему характеру) различных областей. Подобные взаимоотношения могут иметь немаловажное значение в практике акупунктуры. Вероятно, с этой точки зрения можно объяснить, напр., лечебное влияние иглоукалывания в точки GI(II)4 или Р(I)7 при болях в области лица и головы. В этом механизме, очевидно, участвует система тройничного нерва, нисходящий корешок которого иногда доходит до сегмента CV (импульсы могут переключаться на этом уровне). Возможность подобного влияния объясняется эволюционно установившимися связями между соматическим и вегетативным отделами нервной системы, когда воздействие на один отдел определенным образом сказывается и на другом.. Следует подчеркнуть, что простейшие взаимоотношения с участием сегментарного аппарата спинного мозга и его вегетативного отдела могут выражаться следующими рефлекторными связями: 1) соматосоматической; 2) соматовисцеральной; 3) висцеросоматической; 4) висцеровисцеральной. Практика акупунктуры свидетельствует, что наиболее выраженные нервно-рефлекторные реакции развиваются на уровне тех сегментов и образований, с которыми пунктируемые точки имеют наиболее тесные связи.
Таким образом, сегментарные механизмы акупунктуры играют важную роль, однако сегментарной реакцией ответ на раздражение не заканчивается - развивается общая реакция, включающая основные нейрогуморальные механизмы адаптации и гомеостаза. Развитие общей реакции обусловлено эволюционными особенностями становления нервной системы, когда наряду с сохранением древних функциональных уровней возникали новые. Эти особенности развития нервной системы сводятся к трем основным принципам: централизации, т.е. концентрации нервных структур вокруг оси организма, что, собственно, и привело к образованию спинного мозга; цефализации, т.е. появлению надстройки в виде головного мозга, что обусловило возникновение специальных проводящих путей. Из этих взаимоотношений вытекает третий принцип - функциональный, т.е. взаимообусловленная связь между вышележащими и нижележащими отделами нервной системы. Восприятие раздражения различными структурами большого мозга зависит от специфичности самих структур и зоны, где наносится раздражение. Характерно, что чем более важен в функциональном отношении орган или область тела, тем шире он представлен. Это относится, например, к лицу, языку, полости рта, рукам, особенно кисти, и отчасти к стопам. Вероятно, следует ожидать, что нанесение раздражения в функционально более дифференцированные участки тела с более высокой плотностью нервных окончаний (конечности, лицо) будет воспринято значительно полнее, чем раздражение в менее дифференцированные зоны (спина). В практической рефлексотерапии это предположение полностью подтверждается. Известные главные AT (тонизирующие, тормозные, шлюзовые и т. д.) располагаются главным образом в дистальных отделах конечностей.
Для понимания сущности механизма иглотерапии немаловажное значение имеет также тот факт что в корково-подкорковых областях головного мозга сенсорная информация от различных внутренних органов и участков тела может поступать к одним и тем же клеточным группам, т.е. наблюдается конвергенция разномодальной афферентной импульсации на одних и тех же нейронах. Подобные взаимоотношения между внутренними органами и сомой получили название соматовисцеральных перекрытий, или взаимодействий.