Неврастенический симптомокомплекс присутствует при эндокринных заболеваниях. При тиреотоксикозе - повышенная возбудимость, суетливость, беспокойство, раздражительность и легкая истощаемость. При этом имеется потливость, тахикардия и другие признаки гипертиреоза.
Диагностика астенических состояний, вызванных длительным переутомлением, недосыпанием и нарушением питания, не представляет затруднений. Обычно отдых снимает эти явления истощения, связанные с нарушением питания или хроническими инфекциями, особенно если имелся и психотравмирующий фактор.
К неврастении многие относят так называемые неврозы внутренних органов. Под этим понимается нарушения функций этих органов, не обусловленные каким-либо органическим процессом.
Центральная нервная система оказывает возможное регулирующее действие на работу внутренних органов, но и, в свою очередь, подвергается влиянию с их стороны. Поэтому нарушения ее функций могут приводить к расстройству функций внутренних органов. Взаимосвязь осуществляется по нервным путям через подкорковую область и вегетативную нервную систему. У человека на фоне общих нарушений нервной деятельности к выраженным расстройствам вегетативных функций, в частности функций внутренних органов, могут вести как острые шоковые, так и хронические психические травмы.
Одной из причин обратимых нарушений деятельности внутренних органов, особенно "неврозов сердца", желудочно-кишечного тракта, является эмоциональный стресс, длительная фрустрация, связанная с ненормальностями в половой жизни. Психотравмирующие раздражители, вызывающие эмоции страха, гнева, тоски, ужаса, могут привести к возникновению эндокринно-гуморальных изменений способных приводить к вегетативным расстройствам, в частности к расстройствам внутренних органов.
Вегетативные нарушения могут проявляться в виде вегетативно-сосудистой дистонии и кризов.
При дистонии вегетативные расстройства в виде резкой симпатикотонии (учащение пульса, сухость во рту, повышение АД, зябкость конечностей, белый дермографизм) и ваготонии (замедление пульса, снижение АД, саливация, усиление перистальтики кишечника, покраснение кожи, красный дермографизм). Иногда явления симпатикотонии и ваготонии сочетаются. На фоне дистонии могут наблюдаться вегетативные кризы, обычно связанные с эмоциональным состоянием: симпатико-адреналовые, вагоинсулярные и смешанные. Симпатико-адреналовые кризы выражаются в учащении пульса, болях и неприятных ощущениях в области сердца, повышении АД, онемении и похолодании конечностей, бледности кожных покровов, ознобе. Вагоинсулярные - в ощущении замирания или перебоев в области сердца, чувстве нехватки воздуха, удушье, неприятных ощущениях в эпигастральной области, усилении перистальтики. При этом отмечается покраснение кожи, чувство жара, потливость, повышенное мочеиспускание. Нарушения со стороны сердца можно разделить на две формы:
1. Гиперкинетическая форма, характеризуется повышением систолического давления и нормой или снижением диастолического, тахикардией. В этих случаях говорят о нейроциркуляторной дистонии по гипертоническому типу. В некоторых случаях может проявляться полной блокадой правой ножки пучка Гиса (предсердно-желудочкового пучка).
2. Кардиологическая форма проявляется в виде жгучих болей, колющих, ноющих болей в области верхушки сердца, между II и IV ребрами слева от грудины. Боли отдают в руку и под угол левой лопатки. Эти боли необходимо отличать от болей при стенокардии. Боль при стенокардии более жгучая, сжимающая и распространяется в оба плеча руки, нижнюю челюсть и под лопатку. Болевой приступ при кардиалгии снимается валидолом, при стенокардии - нитроглицерином. У больных с кардионеврозом возникает страх за работу сердца (кардиофобия, в связи с чем отмечается подавленное настроение). Появляется боязнь физической нагрузки, боязнь долго оставаться одному, боязнь ехать в транспорте с автоматическими дверями и другие явления характерные для невроза.
Внимание больного зафиксировано на работе сердца. Он убежден в тяжелом его поражении.
Технические травмы и эмоциональные стрессы могут вести не только к сердечнососудистым но и другим нарушениям функции внутренних органов.
Так могут возникать нарушения функции пищеварения, которые выражаются в снижении аппетита, повышении кислотности желудочного сока, поносе ("медвежья болезнь"). Некоторые исследования показали, что чувства тревоги, обиды, недомогания, злобы и вины оказывают парасимпатико-миметический эффект, увеличивая секрецию хлористоводородной кислоты. При длительном воздействии психотравмирующего агента, вызывающего эти состояния нарушаются функции пищеварения.
Возникновение желтухи во время приступа страха или гнева было известно еще жителям древнего Египта и Греции, но до сих пор требует длительного и детального изучения.
Эмоциональное возбуждение может провоцировать позывы на частое мочеиспускание. Если воздействие длительное, то может возникнуть дегенерация почечных канальцев. В связи с нарушением нервной деятельности можно наблюдать нейродермиты и экземы, нарушении половых функций. Наблюдаются нарушения вегетативных функций по механизму внушения и самовнушения. То или иное нарушение, связанное с актом глотания, мочеиспускания или половой деятельностью, вызванное какой-либо причиной, может явиться источником самовнушенных представлений о невозможности осуществления этой функции. Вследствие этого может возникнуть не только чувство тревожного ожидания неудачи, которое нарушает течение автоматизированного акта, но и яркие самовнушенные ощущения. Это часто проявляется у мужчин, когда неудачный опыт первого полового акта может оставаться еще на долгие годы и привести к тяжелейшему неврозу.
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ характеризуется нарушениями в области эмоций и воли - нерешительностью, мнительностью, боязливостью, разного рода сомнениями, страхами и опасениями. Чаще всего встречается навязчивый страх заболевания сердца (кардиофобия), боязнь закрытых помещений (клаустрофобия), или открытых пространств (агрофобия). Более редкие проявления заболевания - навязчивые идеи, воспоминания движения или действия (ритуалы).
Невроз навязчивых состояний обычно называют обсессивным неврозом, причем фобию выделяют в особую форму невроза. Психическая травма есть основная причина возникновения невроза навязчивых состояний. Это могут быть конфликтные ситуации, порожденные сосуществованием противоречивых тенденций. Примером может служить возникшее чувство ненависти к близкому человеку, желание его смерти.
Но моральные устои и чувство долга приводит к конфликтной ситуации и может возникнуть навязчивая боязнь острых предметов, навязчивое чувство вины перед близким человеком, что ведет к неврозу.
К неврозу навязчивых состояний следует отнести и перверсии, которые являются зафиксированными навязчивыми действиями или влечениями, а также навязчивые представления, мысли. Представления носят характер ярких навязчивых воспоминаний, сюда относятся некоторые мелодии, отдельные слова, фразы, от которых больной не может освободиться. Навязчивые воспоминания отличаются особенным постоянством. Примером может служить женщина, которая постоянно ухаживала за больной матерью. После смерти близкого человека у нее осталось чувство вины в случившемся, и она постоянно старалась вызвать образ матери, что привело ее к тяжелому депрессивному состоянию и неврозу.
Навязчивые мысли могут выражаться в виде навязчивых сомнений, опасений, воспоминаний, кощунственных мыслей, мудрствований. Один врач утратил трудоспособность из-за мучительных сомнений в правильности выписанного им рецепта. Он десятки раз проверял и перепроверял дозировку по справочникам и все же мысль, что он мог ошибиться, не покидала его и вновь возвращалась, лишь только он закрывал книгу.
При навязчивых опасениях больные мучительно боятся, что они не могут совершить то или иное действие или выполнить тот или иной акт, когда это потребуется. Например, сыграть роль на сцене, сыграть на музыкальном инструменте или совершить половой акт. Навязчивое опасение приводит к нарушению соответствующей функции и дает картину невроза ожидания.
Как уже описывалось выше, навязчивый страх или фобии разнообразны и встречаются чаще всего. Поведение больных принимает соответствующий характер.
Больной со страхом некоторых предметов просит родственников убрать их подальше от него, а больной, который боится закрытого пространства, будет избегать оставаться в комнате, транспорте, особенно один. При навязчивом страхе загрязнения больные целый день моют руки, несмотря на то, что кожа на руках стала изменяться. Постоянно кипятят тряпочки, полотенца, белье, чтобы они были "стерильными". Больная инфарктофобией боится, что инфаркт случится у нее на улице и ей никто не поможет. Поэтому она выбирает маршрут на работу, пролегающий мимо больниц и аптек, но в кабинете врача она сидит без опасений и страха, понимая его необоснованность.
Таким образом, фобия - это страх, связанный с определенной ситуацией или группой представлений. Навязчивые действия носят чаще всего характер ожидаемых выше мер по преодолению фобий (часто моет руки, обходит открытые площади, не остается в закрытой комнате и т. д.). Нередко возникают навязчивые стремления пересчитать предметы или окна, или женщин в красных тапочках, и др. Сюда же относятся и некоторые тики, особенно сложные, но не насильные. Разделение навязчивых состояний на навязчивые представления, мысли, страхи и действия является весьма условным, так как в каждом навязчивом явлении в той или иной степени содержатся представления, чувства и влечения, тесно между собой связанные. У больного может быть ряд навязчивых явлений и ритуалов.