10. Координатор психологических программ школы, отвечающий за связь и единство в работе педагогов, психологов, родителей.
В обеспечение психического здоровья детей могут внести вклад и психологи, работающие в детских оздоровительных лагерях. Опыт такой работы описан в [14]. Ее отличительной особенностью является краткосрочной. Для выявления психологических проблем использовались диагностические экспресс-методики. Такая работа начиналась с приема детей и опроса родителей. У родителей анализировались установки и эмоциональное отношение к ребенку. У детей исследовались их личностные особенности, проблемы, представления о себе, о своей внешности, своей личности и отношении к ней. Во время пребывания детей в лагере проводится текущая диагностика. Ее цель – выявление случаев дизадаптации и индивидуально-типологических особенностей детей. В конце смены проводится заключительная диагностика. Она служит определению результативности пребывания детей в лагере, сопоставлению результатов и исследовательской деятельности.
Диагностическая работа использовалась для построения более эффективной коррекционной и консультативной работы.
«Коррекционная работа велась с позиций поведенческого направления психотерапии, а также с позиций гуманистического направления. При этом акцент был сделан на гуманистическом направлении, из которого преимущественно использовались техники Роджерианской и позитивной психотерапии, нейролингвистического программирования и гештальтерапии» [14, С.69]. В работе использовались разработанные специальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями направленные на формирование социального доверия, развития, коммуникативных навыков, обучение детей умению самостоятельно решать проблемы, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, гармонизация образа «Я».
«Эффективность работы психологов в летних реабилитационных лагерях может рассматриваться только в увязке со всеми другими подразделениями и службами детских лагерей, а именно: командой вожатых и воспитателей, медицинской службой, вспомогательным персоналом» [14, С.79]. Так важным моментом психологического роста и оздоровления является организация в лагере сценического, кружкового, спортивного творчества. При этом очень важно дать детям, особенно с наличием серьезных психологических проблем, испытать достижение успеха.
Психологам необходимо учитывать, что характер системы взаимоотношений и в первую очередь уровень общения со сверстниками и взрослыми, а также характер деятельности, востребованный от ребенка в отрядно-лагерной среде, оказывает главенствующее влияние на развитие ребенка.
«Работа психолога в течение сравнительно коротких лагерных смен в большей степени связана с оказанием психологической поддержки, чем с реабилитацией; поэтому группу психологов, работавших в оздоровительном лагере лучше назвать группой психологической поддержки – это название более точно отражает смысл работы психолога» [14, С.72].
Психологические службы получают развитие и в системе дополнительного образования. Так в [25] отмечается, что «дополнительное образование в силу своих особенностей располагает к созданию эффективной психологической службы. Подготовка ребенка к вхождению в школьную жизнь, воспитание психологической культуры подрастающего человека, профориентация, предупреждение отклонения личностного развития детей, забота об их душевном благополучии – эти и другие задачи составляют сегодня основные направления работы психологов в учреждениях дополнительного образования».
Психологические службы детских учреждений служат вхождению достижений психологии и психотерапии в повседневную жизнь. Они должны нести на себе основную нагрузку по предупреждению и своевременной диагностике невротических заболеваний у детей. И от подготовки работающих в них специалистов, их личностной зрелости, зависит - будет ли у детей развиваться здоровая личность или будет расти число людей, стонущих под грузом неразрешимых проблем, которым потребуется профессиональная врачебная помощь.
5 Взаимосвязь психотерапии и психопрофилактики с социокультурным пространством
Психотерапевтический процесс не замкнут в стенах рабочего помещения психотерапевта, не в них он начинается и не в них он завершается. Как пишет Шерток [24, C.132]: «Страдающий человек решает призвать не помощь другого человека. Он обращается за помощью к определенному лицу, ибо в силу усвоенной обществом традиции верит, что это лицо обладает знаниями и умением лечить. Вера является предварительным условием для того, чтобы могли осуществиться изменения». В ситуации ребенка [12, С.664] инициатива обращения за помощью исходит от родителей и от усвоенных ими установок зависит как то, к кому они предпочтут обратиться за ней, так и успешность психотерапевтической работы с ребенком, если она будет начата [4, С.258-259]. Таким образом, существующие в обществе культурные коды предопределяют успех психотерапевтической помощи и отношение к ней еще до возникновения ее необходимости. Это только одна сторона взаимосвязи и чтобы лучше понять другие рассмотрим, как обстояло дело с психотерапией и психопрофилактикой до распространения их научных медицинских версий.
«Некоторые из применяемых ныне методов воздействия известны с незапамятных времен. В течение долгих веков, а в так называемых первобытных обществах еще и сегодня, эти методы составляли основу исцеления, в той его форме, в которой оно практиковалось колдунами, шаманами, знахарями и т.п. Эту традиционную медицину можно определять как сочетание прямого внушения (вера в могущество колдуна, в его желание исцелить больного является здесь главным фактом терапевтического воздействия) и косвенного (последнее действует в основном посредством ритуальных обрядов: заклинаний, магических предметов и движений и т.п.) [24, С.135]. Непосредственное отношение к психопрофилактике невротических расстройств у детей имеет шаманская техника вспоможения в трудных родах, бытующая у одного их южноамериканских племен, анализ которой, выполнен Леви-Строссом [24, С.134-136]: «Совершая обряд, шаман разыгрывает перед роженицей процесс родов в виде сражения с духами и эпизоды сражения соответствуют различным фазам родов… Этот сценарий обряда дает пациентке нечто вроде путеводной нити, которая позволяет упорядочить, хаотический поток телесных ощущений и вызвать соответствующие ситуации физиологические реакции. Таким образом, лечебная эффективность обеспечивается соответствием двух серий процедур: с одной стороны, телесные воздействия, а с другой – интеллектуальные операции, вокруг которых строится миф. Их соответствие позволяет шаману воздействовать на первые с помощью вторых. Леви-Стросс назвал это символической эффективностью. Шаман, пишет он, дает пациентке язык, способный непосредственно сообщать о не формулируемых состояниях, которые не могут быть выражены иным путем. Переход к такому словесному выражению (позволяющему переживать в упорядоченной и доступной для восприятия форме текущий опыт, который иначе был бы анархическим и невыразимым), стимулирует ход физиологического процесса, то есть реорганизацию в благоприятном направлении очередного этапа родов … действия шамана достигают желаемого эффекта только потому, что они переживаются в аффективном плане… Он буквально ставит себя на место роженицы. Существенная часть его пения посвящена описанию страдания роженицы, что в свою очередь позволяет ей отождествиться с ним и подчиниться его внушениям».
Как видно, современная психотерапия занимает место, которое до нее отнюдь не пустовало. Конечно, можно сказать, что знахари, колдуны и шаманы не обладали глубокими теоретическими познаниями, не проходили, часто, но не всегда, серьезного обучения, в связи с чем современный психотерапевт может смотреть свысока на своего «коллегу» из джунглей Южной Америки, но у последнего есть то, чем, по крайней мере, российский психотерапевт похвастаться не может – у него есть прочная включенность в существующую в племени мифологию и ореол особой силы. И эта вера в необходимость особой магической силы для осуществления психологического воздействия отнюдь не является отличительной чертой первобытных племен. В настоящее время в нашей стране действует 300 тысяч магов, колдунов, провидцев и т.п. и по обоснованным данным их доходы превышают весь бюджет МЗО [23, с.18 /Предис. М.М. Решетникова]. Как говориться спрос рождает предложение. Да и среди тех людей, которые напрочь отрицают всякие «оккультные выдумки» магические представления едва ли полностью умерли. Как постоянно утверждает К.Г. Юнг – например [27, С.131]: - «Наше индивидуальное сознание – это надстройка над коллективным бессознательным, о существовании которого первое обыкновенно не подозревает». И в этом коллективном бессознательном по-прежнему живет лицо первобытной психики с его представлениями о духах, демонах, ворожбе, тайных магических преследователях [та же]. Из всего этого следует, что современному психотерапевту может быть, весьма полезно интересоваться архаичными формами психотерапии, в том числе и встречающейся в наши дни, а не отмахиваться от них как от шарлатанства.
Еще в 80-е годы 20-го века в моем родном городе ********* типичным поведением родителей в случае возникновения невротических расстройств у их детей было обращение к знахаркам – «бабкам», как их называли. И «бабки» действительно лечили, или, по крайней мере, вызывали исчезновение симптомов. Я специально не интересовался эффективностью лечения. Но 4 случая исчезновения симптомов мне известно. В качестве оплаты «бабки» брали, кто, что им принесет, одна из троих, пользующихся наибольшей популярностью за лечение детей ничего категорически не брала. Доверие к ним было большое. Сейчас ситуация изменилась. Пользующихся у населения признанием «бабок» больше нет. Имеются некие колдуны и экстрасенсы, но отношение к ним в основном как к шарлатанам, пытающимся набить свой карман за счет чужого несчастья и одурачивания людей. Рассмотрим методы этих народных психотерапевтов.