Одна из них лечила приведенных детей в присутствии родителей с помощью молитвы, обращаясь к Богу об исцелении недуга. К сожалению, точного текста молитвы я не знаю, а он мог бы представлять интерес с точки зрения образности, символизма и ритма. Обращались к ней довольно часто, в основном по поводу детей, примерно по 5 человек в день. Интересен следующий факт. Обращалась к Богу она вполне искренне, так как была человеком глубоко верующим. Однако она признавала силу воздействия внушения, и на что полагалась больше в своей практике, неизвестно. Так, одной своей соседке по поводу боли в ногах она посоветовала по долгу повторять фразу: «У меня ноги не болят».
Другая – лечила массажем. Мне известен случай лечения его ребенка, у которого после испуга, вызванного прорывом трубы системы отопления в квартире, во время суток, соответствующее пережитой травматической ситуации, появлялось выраженное беспокойство с двигательным возбуждением. Выслушав родителей мальчика, она провела рукой в некоторых местах по его телу и сказала, что в районе солнечного сплетения у него имеются затвердения. Выполняя в течение трех сеансов в этом месте массаж, ей удалось снять приступы беспокойства. Наглядный пример применения телесно-ориентированной психотерапии [12, С.683].
Третья применяла совсем уже «ведьмовской» метод. Известный мне случай касался возникновения у ребенка двигательного возбуждения во время сна. Мальчика привела его бабушка. «Бабка» усадила их за стол на кухне. На стол расставила миску с водой. Затем вылила воск в миску с водой, при этом что-то нашептывала, и стала объяснять бабушке мальчика, показывая в миску: «Его напугала женщина, вот она машет платочком» и что-то в том же духе, объясняя содержание образовавшейся из застывшего воска картины. После же принялась брызгать водой из миски на ребенка, приговаривая: «Как пришло, так и уйди». Однократного посещения для прекращения вызвавшего тревогу бабушки «симптома» оказалось достаточно.
Что можно извлечь из описания этих случаев? Во-первых, мы имеем здесь дело с сильной включенностью лица, осуществляющего лечение, в структуру представлений населения, о лицах, способных оказать данный вид помощи. И эти представления имеют глубокие исторические и психологические корни. Достаточно вспомнить широкое распространение образа старой мудрой женщины в сказках, легендах, преданиях [1, С.230-253]. Во-вторых, следует обратить внимание на воздействие, сказываемое на родителей или замещающих их лиц. «Народная целительница» вовлекала их в процесс своей работы, готовя к восприятию ребенка в роли «здорового ребенка», она давала объяснения причин болезни и способ ее преодоления, помогая организовать разобщенные мысли, чувства и действия родителей в нужном для исчезновения симптомов русле. В-третьих, в приведенных методах лечения мы видим обращение к глубинным слоям психики, хранящим представления о ворожбе, божественной силе и т.п., что еще раз подтверждает – насколько тонка оболочка современной культуры в современном человеке. Мне известны случаи, когда к возможности колдовства – не как обоснованного психологическим воздействием, но как проявления неких таинственных, сверхъестественных сил – серьезно относились люди, по долгу своей работы, занимавшиеся атеистической пропагандой. В-четвертых, данная помощь была очень доступной. Эта доступность была территориальной, финансовой, психологической. Первые две характеристики понятны сами по себе. Третья означает, что эти «народные целительниц», несмотря на знание способов лечения, воспринимались как вполне обычные люди, с которыми можно было легко и просто поговорить, обращавшиеся к ним за помощью люди часто были выше их как по образовательному, так и по имущественному уровню. «Бабкам» было далеко до демонстрирующих свое благополучие психотерапевтов, они вполне оправдывали утверждение: «Будь проще, и люди к тебе потянутся».
Говоря об общественных институтах, стоявших на пути развития неврозов, нельзя не сказать слово о религии. «Даже те, кто не сожалеет об исчезновении в современном культурном мире религиозных иллюзий, должны признать, что пока они были в силе, они служили наиболее эффективной защитой от опасности невроза, тем, кто был во власти этих иллюзий. Нетрудно также распознать, что все связи с религиозно-мистическими или философско-мистическими сектами и объединениями являются выражением косвенного лечения разнообразных неврозов». [20, С.479].
Влияние религии, противодействующее распространению неврозов, складывается из самых разнообразных факторов. Одним из них является то, что религия предоставляет индивиду набор символов и мифов способных объединить разрозненные, порой взаимопротиворечивые психические содержания и дать человеку направление к цели, а также набор правил, необходимых для ее достижения, что снижает уровень внутренней неопределенности и соответственно эмоциональное напряжение. «Если хаотические движения толпы, каждые из которых заканчивается взаимным разочарованием, направляются в единое русло волей диктатора, то индивиду в его разъединенном состоянии также необходим направляющий и упорядочивающий принцип. Это – создание хочет, чтобы эту роль играла его воля, но при этом упускает из вида мощные факторы бессознательного, которые стоят на пути его намерений. Если оно хочет достичь цели синтеза, то оно должно сначала познать природу всех этих факторов. Оно должно пережить их, или обладать нуменозным символом, который их выражает и ведет к их синтезу. Возможно, что для этого сгодился бы религиозный символ, который включает в себя и визуально представляет то, что ищет выражения в современном человеке». [30, С.138].
Другой психопрофилактической возможностью, предоставляемой религией является исповедь и покаяние. Даже когда человек исповедуется не перед другим человеком, он имеет возможность исповедаться перед Богом. Исповедь дает человеку возможность избавиться от внутренней напряженности, осознать внутреннее противоречие, взглянуть на свои проблемы со стороны. Решающее значение при исповеди играет способность человека быть честным перед самим собой. Поэтому исповедь эффективна только для простых людей или когда человек чувствует на себе всевидящее око Бога, в связи с чем, отмечается несостоятельность так называемой «салонной исповеди» [27, С.87]. Также религия дает систему обрядов, таинств, ритуалов. Эти формы религиозной деятельности зародились в глубокой древности и то, что они дожили до наших дней, свидетельствует, что они выполняют весьма важные функции в жизни человека. Если посмотреть на всем известное таинство Крещения, осуществляемое в Православной и Католической Церквах над недавно родившимися детьми, то, на мой взгляд, оно обладает следующими психопрофилактическими возможностями (разумеется, для искренне верующих родителей):
1. Снижение уровня тревоги родителей и их эмоционального беспокойства за жизнь ребенка, что, как ясно из главы 1 влияет и на самого ребенка.
2. Восприятие ребенка родителями после совершения таинства крещения осуществляется исходя из его включенности в более широкую и высокую жизнь, чем жизнь отдельной замкнутой семьи, что влияет на воспитание ребенка, с самого рождения направляющего его на соединение с церковью. «Церковь же представляет собой высочайшую духовную замену для природной, так сказать «плотской» привязанности к родителям. Тем самым она высвобождает индивида из бессознательного природного отношения, которое, строго говоря, является вовсе не отношением, а состоянием изначального бессознательного тождества, состоянием, которое в силу своей бессознательности и обладает необычайной косностью, оказывающей сильнейшее сопротивление всякому более высокому духовному развитию» [28, С.177-178].
3. Крещение ребенка давало возможность родителям почувствовать удовлетворение от выполнения своего предназначения в рамках христианского мифа. То есть рождение ребенка посредством таинства крещения обретало не личный, а значительно больший смысл. Наиболее интересным в этой связи, на мой взгляд, является то, что с пропаданием этого значительно большего смысла, личный зачастую так же оказывается под вопросом.
Особые обряды, ставящие своей целью таинственным путем повлиять на жизнь ребенка возникли за долго до христианства. Многие из них можно и сегодня наблюдать в их первобытной форме у племен, которые сильно не изменила западная цивилизация. Но и в той же западной цивилизации подобные обряды применялись параллельно с христианскими таинствами еще в начале 20-го века. Некоторые из них описаны Фрэзером в «Золотой ветви» [22, С.45].
Тесно связаны с религиозной жизнью были и народные праздники, сопровождавшиеся обрядами, имевшими явный психотерапевтический смысл. Один из таких обрядов – «Изгнание ведьм». «В Центральной Европе благоприятным временем для изгнания ведьм считается или считалась Вальпургиева ночь – канун первого мая; в это время разгул нечистой силы якобы достигал апогея. В Тироле и других местностях это изгнание нечистой силы известно под названием «сожжение ведьм». Оно приходится на Майский праздник, но приготовление к нему растягивается намного дней. В четверг в полночь просмоленные ветки черного и красного болиголова, молочая, розмарина и терна связывают в пучки, которые хранятся до 1 мая. Люди, которые зажигают их в этот праздник, предварительно должны получить от церкви отпущение всех грехов. В последние три дня апреля все дома чистят и окуривают можжевельником и рутой. Сам обряд «сожжение ведьм» начинается в Майский праздник после того, как прозвонили колокола и спустились сумерки. Мужчины поднимают шум с помощью кнутов, колокольчиков, горшков и кастрюль, а женщины носят кадильницы. Собак спускают с цепи, и они с лаем носятся повсюду. Как только в церкви начинают звонить колокола, поджигают связки веточек, привязанных к жердям, и зажигают кадильницы. Люди бренчат колокольчиками, гремят кастрюлями и горшками, собаки лают – шум поднимается невероятный. Под этот гвалт все истошно вопят: «Ведьма, беги, убирайся отсюда, а не то тебе придется худо». Замет жители деревни семь раз обегают вокруг домов, дворов и деревни. Так ведьм выкуривают из потайных мест и изгоняют из деревни» [22, С.525]. Вот такое психодраматическое представление.