Смекни!
smekni.com

Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей (стр. 18 из 19)

Проделав этот небольшой экскурс по архаичным структурам, бытовавших в человеческих сообществах для организации благополучного функционирования психики их членов, мы видим, что потребность в лицах, представлениях и действиях служащих данной цели находила способы своего удовлетворения задолго до того, как психотерапия и психопрофилактики стали научными дисциплинами. С распространением научного мировоззрения прежние формы психологической помощи стали терять доверие, но потребности в самой помощи осталась, и новые ее формы были обязаны возникнуть, и возникнуть в поле утвердившегося в обществе мировоззрения. Как писал Фрэзер [22, С.666], история человеческой мысли двигалась от магии через религию к науке. Из данной главы видно, что на каждой стадии психологическая помощь обретает свои формы. В тоже время прежние формы никогда полностью не исчезают, но продолжают сосуществовать с появившимися на последующих стадиях. В современной России мы можем увидеть методы психотерапии, практикуемые как в рамках науки, так и магии и религии. И дело тут не только в отсутствие квалифицированных специалистов-психотерапевтов. В США их намного больше, однако, магов с гадалками тоже хватает. Другое дело, что методы магии и религии могут учитывать и находить связь с человеческими потребностями, которые научная психотерапия за некоторыми исключениями просто игнорирует. Например, с потребностью чувствовать связь с чем-то превосходящим собственное «Я», чувствовать включенность в некий порядок бытия, выходящий за пределы обыденной человеческой суеты. От одной женщины я слышал такую фразу: «Если я изменю мужу, то меня тянет сходить не к психологу, а в церковь». Сама же она в Бога не верила.

Конечно, действительно ли у человека существуют потребности, которые всегда будут подпитывать существование религиозно-мистических организаций, или это следствие пережитков невежественных времен, вопрос спорный. С другой стороны отмечается [6, С.346] общность в действенности психотерапевтического окружения и религиозных сект.

1. Социальные отношения, дающие поддержку и уверенность.

2. Предложение квалифицированной помощи и надежды.

3. Специфическую рационализацию или мифологию, которые позволяют объяснить личные трудности и открыть новые перспективы.

4. Набор ритуалов и тренировочных упражнений, дающих новое ощущение покоя и внутреннего удовлетворения.

Как и религиозные организации, психотерапия восполняет пробелы в человеческом общении. «В общем, вероятность успеха психотерапии очень велика, если при ее проведении поддерживаются взаимоотношения терапевта и пациента, основанные на их внимании друг к другу, взаимном уважении, симпатии, эмпатии, а также на взаимных обязательствах, откровенности участников терапии т.п.» [23, С.682].

С другой стороны психотерапевтические взгляды также оказывают сильное влияние на общественную культуру. О значительном влиянии фрейдизма на культуру буржуазного общества для многих советских людей узнать было значительно легче, чем получить доступ к книгам основателя направления [21].

Подводя итог всему сказанному в этой главе можно сделать следующие выводы о взаимосвязи психотерапии невротических расстройств у детей с социокультурным пространством:

1. Бытующие в обществе представления о лицах, способных оказать психотерапевтическую помощь, определяют, к кому будет совершено обращение родителей в случае возникновения у их ребенка невротических симптомов.

2. Успех психотерапии зависит от того, на какие лица и методы распространяется вера родителей и ребенка в их способность привести к исцелению. Вследствие действия ряда культурных и интрапсихических факторов лица, соответствующие п. 1 не всегда будут соответствовать п. 2. Можно образно сказать, что п. 1 определяется сознательными представлениями, а п. 2 – подсознательными.

3. Существование психотерапии определяется существующей в обществе потребностью в структурах, направленных на поддержание психологического здоровья человека, цельности его бытия. При разрушении других, работающих в данном направлении структур, нагрузка на психотерапию будет возрастать.

4. Конкретные существующие в обществе формы оказания психотерапевтической помощи определяются стадией интеллектуального развития данного общества. Более ранние формы никогда полностью не уходят и существуют параллельно с последующими.

5. Взгляды, присущие различным школам психотерапии, оказывают влияние на общественную культуру, таким образом, формируя условия среды, в которой идет как развитие неврозов, так и работа по их исцелению.

Работая над этой главой, я вовсе не собирался раскрыть все нюансы взаимосвязей психотерапии и социокультурного пространства или дать безупречные определения и доказательства хотя бы части из них. Главная цель данной главы – показать глубокую вовлеченность психотерапевта в жизнь общества, в котором он берется вершить свой труд.


Заключение

В 2002 году в Санкт-Петербурге прошла IV Всероссийская конференция «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояния и перспективы», посвященная двадцатилетию открытия кафедры психотерапии СПбМПО с курсом детско-подростковой психотерапии [13]. Ее научными руководителями выступили Б.Д. Карвасарский, В.И. Курпатов, А.И. Палей, В.А. Ташлыков, Э.Г. Эйдемиллер. В ходе ее работы было отмечено резкое увеличение в нашей стране лиц, нуждающихся в психотерапевтической помощи, и принята соответствующая резолюция, направленная на то, чтобы сделать эту помощь более доступной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближенной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближенной и эффективной. В качестве мер, необходимых для приближения к данной цели признаны: необходимость принятия закона о привлечении психологов к психотерапевтической деятельности; безотлагательное введение специальности детской психотерапевт. Необходимость увеличения продолжительности обучения психотерапевтов; необходимость в распространении интегративных и краткосрочных методов психотерапии; практическая реализация супервизии; создание приказа МЗ РФ об отборе, апробации и внедрении доказавших свою эффективность психотерапевтических методов; признание психотерапии самостоятельной специальности с присвоением научных степеней; создание общероссийского профессионального психотерапевтического журнала. Также в резолюции сказано о необходимости подготовки большего числа квалифицированных специалистов и объединении в единое целое работы психотерапевтов, психиатров, психологов, социальных работников.

На основании ст. 10 Федерального Закона о гарантии основных прав ребенка в Российской Федерации[1] ОТ 24.07.1998 детям предусмотрено оказание бесплатной медицинской помощи. Следовательно, психотерапевтическая помощь в случае детских неврозов должна быть доступна на бесплатной основе, но даже на платной ее можно получить далеко не в каждом городе.

Говоря о работе психологов, я могу утверждать – доверия к ним у подавляющего большинства российского населения нет. Я знаю, что ребенок может проучиться несколько лет в школе, так и не зная кабинет психолога. Сейчас психологов ВУЗы выпускают намного больше, чем лет 10 назад, но каковы их профессиональные качества? Людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи, становится все больше, и я не верю, что это положение существенно изменится, даже если психологам и соцработникам разрешат заниматься психотерапией, и подготовка и аттестация психотерапевтов значительно улучшатся. Почему я так думаю? Потому что сама направленность современной человеческой цивилизации обеспечивает отчуждение человека от самого себя и от окружающего мира. И чтобы изменить ситуацию потребуется формирование и распространение новой системы восприятия, интерпретации и ответа на информацию о себе и окружающим мире. Как писал К.Г. Юнг [30, С.138]: «Мы живем во время, которое греки называли KAIROS, «верное мгновение» - для «метаморфозы бегов», фундаментальных принципов и символов. Эта особенность нашего времени, которое мы себе не выбирали, является выражением меняющегося бессознательного человека внутри нас. Грядущие поколения должны будут принять к сведению эту великую трансформацию, если человечество не собирается уничтожить себя с помощью своих технологий и науки». Конечно, психологи и психотерапевты могут внести вклад в осуществление трансформационного процесса и в значительной мере он связан именно с их трудами, но в то же время они являются такими же людьми как и все, чье сознание отягощено «тенями предков», и их так же гнетет страх неизвестности перед лицом того, кем они могут стать. Я считаю, что в ближайшие десятилетия, даже если в результате каких-то принятых мер и социально-политических факторов в отдельные годы численность людей с нервно-психическими расстройствами будет сокращаться общая тенденция к их увеличению останется неизменной. Система ценностей, унаследованная от христианской культуры и уходящая своими корнями в невежество и страхи первобытных времен, будет продолжать рушиться, увлекая за собой воздушные замки, некогда придававшие человеческому существованию смысл. Экзистенциальная буря на море жизни. Выдержать ее самому и помочь это сделать другим – такова задача психолога и психотерапевта в то время, в которое мы живем. Только тогда, когда специалист по душе осознает свободу ее движений, примет их и возрадуется им, только тогда он превратится в подлинного творца мира, где Человек сможет быть счастлив просто от того, что Он есть, а не от того, что он имеет, или как сложилась его жизнь, или какой ярлык ему наклеен, и делать то, что действительно соответствует его Движению – в – Мире, а не каким-то надуманным измышлениям.