Врачи этих стран знали медицинские сочинения античных авторов.
Состояние психиатрии в древнем Китае только недавно начало исследоваться. Наиболее ранними медицинскими книгами в Китае считаются книги «О природе и жизни» и «О трудном» (3 – 6 в. до н.э.). В этих книгах описываются некоторые психические нарушения, в частности делирий, который рассматривается как проявление инфекции или интоксикации. В других древних книгах описаны картины мании, бредовые и галлюцинаторные синдромы, эпилепсия. Причину психических заболеваний одни врачи видели в нарушении соотношения в организме мужского (янь) и женского (инь) начала. Другие врачи подвергали эти взгляды критике. Для лечения применялась чжень-цзю-терапия (иглоукалывание и прижигание) и лекарственные средства. Позднее (3–9 вв. н.э.) Сюй Юсин хорошо описал клинические проявления схизофрении. Это заболевание он рассматривал как «сделанное дьяволом». Один из известных врачей времени Танской династии (618–907 гг. н.э.) Сунь Си-мяо при лечении психических заболеваний применял длительный сон. В качестве метода, купирующего возбуждение, он применял слабительные и голод.
В период развитого средневековья в Европе, когда росли города со скученным населением, перед городскими властями возникла потребность принимать какие-то меры по отношению к психически больным. Магистраты предписывали родственникам больного оградить покой горожан; больных запирали в чуланы, приковывали цепями. Если родственники оказывались не в состоянии что-либо предпринять, больных заключали в тюрьмы или вывозили по возможности дальше за пределы города и там оставляли на произвол судьбы.
В период деятельности инквизиции многие психически больные стали ее жертвами; в разгар зверств инквизиции возникали массовые демономанические эпидемии по механизмам индуцированного помешательства.
В странах Европы учреждения для призрения психически больных начали организовываться в 13–16 вв.: в 1377 г. в Лондоне был открыт Вифлеемский госпиталь, широко известный под искаженным названием Бедлам, в 1632 г. директором Бедлама был впервые назначен врач; в Испании первое убежище для психически больных было организовано в Валенсии в 1409 г.; через несколько лет аналогичные учреждения были открыты в Сарагосе, Толедо, Вальядолиде. В 16 в. убежища для призрения психически больных были организованы почти во всех странах Западной Европы. В те же годы организовывались учреждения для психически больных и в Восточной Европе: в 1246 г. было открыто первое отделение для психически больных в Оломоуце, в 1458 г. больница для умалишенных была открыта в Зноймо, в 1582 г. – в Брно. В 1635 г. была открыта больница в Вильнюсе, в 1534 г. – в Кракове.
Организация убежищ меньше всего имела в виду интересы больных; задача убежищ – обеспечить охрану здоровых от возможных опасных действий или просто от докучливости психически больных. Это была мера главным образом полицейского характера. В убежищах того времени (которые называли также «домами умалишенных», больницами, госпиталями) не было, как правило, врачебного надзора за призреваемыми, последние содержались не как больные, а как преступники (в кандалах, без кроватей и белья, подвергались избиениям), и тем не менее организация убежищ была все же прогрессом. С течением времени в убежища все более проникали элементы гуманные и медицинские: уход с помощью обученных монахинь, сначала спорадические, затем периодические посещения врачей.
Психиатрия в Киевской Руси и в Московском государстве. Благодаря установлению и развитию широких экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией Русь восприняла византийскую культуру, намного опережавшую в период раннего средневековья культуру Западной Европы. При этом Византия передала Руси и достижения античной культуры; сочинения греческих и римских философов и ученых, в т. ч. и медицинские труды, стали известны на Руси раньше, чем в Западной Европе. Культурное развитие Руси было во многом самобытным и прогрессивным: Русь не знала схоластики, инквизиции, демонологические взгляды получили здесь значительно меньшее распространение, чем в Западной Европе.
Монастырские больницы начали строиться в Киевской Руси с 11 в. В них призревались и психически больные, о чем говорится в «Житии Феодосия Печерского» (настоятеля киевского монастыря). Среди монахов, обслуживавших монастырские больницы, были образованные люди, переводившие на русский язык греческие и римские медицинские сочинения. Татаро-монгольское иго на два с половиной столетия остановило развитие Руси.
Отношение к психически больным в Московской государстве нашло отражение в статьях судебника, выработанного Стоглавым собором (1551). В «Стоглаве» говорится о тех, «кои одержимы бесом и лишены разума». В этом определении отразилась двойственность во взглядах на психические нарушения, как на бесоодержимость и как на болезнь. «Стоглав» предписывал размешать психически больных по монастырям, «чтобы не быть им помехой и пугалом для здоровых». Здесь отразилась забота не столько о благе больных, окольно о благополучии здоровых. Отношение ж психически больным в 16–17 вв. было довольно дифференцированным. Безобидных бальных часто почитали святыми, прорицателями, они были окружены симпатией и своеобразным уважением; слабоумных держали в поместьях для забавы («шуты»), нередко больных направляли для призрения в монастыри; опасных бквльиых содержали в тюрьмах; некоторое, янишкыное по сравнению с западными странами, число больных находило смерть на иистрах.
В 1 $–17 вв. в Московском государстве широкое распространение рукописна» шдпщнискпе книги – «лечебники». В них подробно описываются проявления психических заболеваний, рекомендуются лечебные меры, даются многочисленные прописи медикаментов растительного происхождения. Во многих лечебниках психические заболевания рассматриваются как болезни мозга: при психозе «мозг в голове рушится», а «в нем уму место». Подробно и с такими деталями, которые свидетельствуют о том, что наблюдались конкретные больные, описываются состояния ступора, тоски, тревоги, подозрительности, бреда преследования, слуховые галлюцинации, различные клинические синдромы возбуждения и расстройства сознания. Описываемые состояния обозначаются терминами: «меланхолия», «мания», «немощь пужливая», «буйство», «исступление ума», «глупость неуврачиваемая».
Некоторые рекомендации по уходу и лечению поражают тонкостью наблюдения. Например, при «пужливых» больных нельзя шептать, этих больных не следует «увеселять». Подробно описывается, как нужно насильственно кормить больных, отказывающихся от приема пищи; при «исступлении ума» рекомендовалось лечение сном, для чего больному давался отвар из незрелых головок мака.
Психиатрия в эпоху зарождения капитализма в Европе. Конец 16 – начало 17 в. – это период формирования в недрах феодального общества капиталистической экономики. Это было время освобождения науки от власти догм богословия, время значительного распространения материалистических идей и опытного метода (Бэкон), время великих открытий. В медицине также наступила эпоха открытий (Везалий, Гарвей, Мальпиги) и формирования отошедших от схоластики клинических школ (Бургав). Закладывались основы сенсуализма и ассоциативной психологии (Гоббс, Локк). 16 и 17 вв. в истории психиатрии – это период начала идейного освобождения от мистики и демонологических представлений. В этот период создаются первые предпосылки для возникновения психиатрии как науки.
Врачей, специализирующихся по психиатрии, в те годы еще не было. Не было и психиатрических больниц. Существовавшие убежища были учреждениями не медицинского, а тюремного типа. И все же эти годы были временем начала прогресса. Самое главное заключалось в том, что психически больные становились объектом наблюдения и изучения врачей общего профиля, решительно отходивших от схоластики и демонологии. Делались первые попытки обычного врачебного наблюдения помешанных, еще так недавно считавшихся не больными, а бесноватыми. Передовые врачи и профессора кафедр общей патологии посещали тюрьмы, убежища и монастыри, где были заключены больные. Результаты не замедлили найти отражение в сочинениях этих врачей в виде убедительных клинических описаний. Многочисленные описания собственных наблюдений псих, расстройств приведены в «Частной патологии» профессора падуанского университета Меркуриали и профессора базельского университета Платера. Последний предпринял попытку классификации психических заболеваний. Это была чисто симптоматологическая классификация, и тем не менее она свидетельствует о том, что автор располагал уже значительным количеством фактических наблюдений, нуждавшихся в систематизации. Платер был убежденным сторонником церебральной теории психических заболеваний. В начале 17 в. римский врач Павел Закхиас в труде «Вопросы судебной медицины» заложил первые основы судебной психиатрии.