Смекни!
smekni.com

История развития технологии лекарственных форм (стр. 3 из 5)

На Западе алхимия становится вполне самостоятельной. Наибольшее распространение она получила в Испании, Италии, Франции, Германии, Англии. Из числа выдающихся личностей этого периода можно назвать Бонавентуру, установившему факт растворения серебра в азотной кислоте и золота в царской водке; Василия Валентина, открывшего соляную кислоту, хлористое железо, хлористую сурьму и др. Роджер Бэкон – искатель истинного знания, один из самых ярких фигур среди средневековых мыслителей, провозглашавший в качестве единственного критерия истинного знания прямой опыт. Он изучал свойства селитры, нашел способ изготовления черного пороха.

Наряду с поисками философского камня шел процесс накопления знаний о реальных лечебных свойствах самых различных веществ – от минеральных солей до вытяжек из растений или тканей животных. Накопителями этих знаний были многочисленные аптекари.

Заслугой западной алхимии явилось значительное расширение знаний в области практической и прикладной химии. Кроме водяной бани, были созданы аппараты для выпаривания, нагревания, кристаллизации. Производя манипуляции с веществами, воздействуя на них различными способами (обжиг, растворение, растирание) с целью получения сокровенной квинтэссенции, алхимики непроизвольно начинали изучать зависимость свойств веществ от их состава.

Западно–европейская алхимия умножила сведения о многих химических соединениях, найдя лучшие способы получения одних и впервые открыв другие. Особого упоминания заслуживают продукты брожения (вино, уксус), поскольку именно там берет свое начало получение чистого спирта перегонкой крепких вин. Перегонные аппараты стали применяться в Италии с IX века и быстро распространились в других странах. Именно в этот период были получены азотная, серная, соляная кислоты, царская водка, соединения ртути, серы; открыты фосфор, эфир и т.д. Эти опытные данные и составили основу научной химии.

2.2 Арабская фармация и технология лекарственных препаратов

В середине VII века под знаменем ислама начались крупные завоевательные войны арабов, и в первой половине VIII века образовалось огромное государство арабский Халифат, в который входили: Персия, Сирия, Армения, вся Северная Африка и Испания.

В отличие от других завоевателей арабы стали изучать культурные ценности завоеванных государств. Они впитывали в себя все самое ценное.

Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, Диоскорида, Платона, Аристотеля, Демокрита. Именно арабы сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе.

Заслуги арабов в медицине весьма значительны. Первоначально явно подражательный характер арабской медицины не помешал им построить на фундаменте эллинизма оригинальное направление медицинской мысли. Арабы первыми отделили фармацию от медицины, дав ей самостоятельность, без которой она не могла бы развиваться и совершенствоваться. Арабская фармация является прародительницей современной фармации, которая до сих пор сохранила ее влияние.

Арабы первые ввели правила приготовления лекарств. Первую диспенсаторию, т.е. сборник правил изготовления лекарственных препаратов, составил в IX веке Эби-Саэль. Они значительно расширили лекарственный каталог: ввели в медицинскую практику сахар вместо меда, лекарственные сиропы, соединения ртути, серу, поташ, гипс, буру, глину и др.; с лечебной целью применяли мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику, александрийский лист, ревень, камфару.

Рецептура отличалась особой сложностью и требовала специальных знаний в этой области. Число ингредиентов в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали териаки (противоядия). Основной частью териака было змеиное мясо. Териак считался средством от всех болезней. Широко использовались легкие слабительные средства, такие как сенна, тамаринд.

Лекарственные препараты изготавливались в самых разнообразных формах. Кашки, сиропы, пластыри, душистые масла, эликсиры, порошки, мази, ароматные воды – вот неполный перечень того, что готовилось в арабских аптеках. Для приготовления настоев, отваров, чаев использовали «очищенную воду». Применение дистиллированной воды в фармацевтических целях впервые описал Абу Мансур Муваффак в «Книге основ об истинных свойствах лекарств» в Х веке.

Арабские фармацевты ввели в лечебную практику различные корригирующие вещества, первыми начали испытывать действие лекарств на животных.

Высоким авторитетом среди ученых стран Востока и Европы пользовался таджикский ученый – энциклопедист, философ и врач Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн-Хасан ибн Али ибн-Сина (980-1037 гг.), широко известный под именем Авиценна.

Ибн Сина оставил многочисленные труды по самым разнообразным отраслям знаний, но самыми значительными были его работы в области медицины и лекарствоведения. Мировую известность получил «Канон медицины» или «Канон врачебной науки». Этот труд в течение многих веков служил обязательным руководством при изучении медицины не только в странах Востока, но и во всех западно-европейских университетах.[3]

«Канон врачебной науки» - вершина творчества Авиценны, был написан в 1019-1020т годах. В него фактически вошел весь материал, который Ибн Сина собирал и систематизировал.

Во второй книге «Канона» автор дает подробную фармакогностическую и фармакотерапевтическую характеристику 811 лекарственным средствам растительного, животного и минерального происхождений. Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, от чего в прямой зависимости находится определение периода сбора и заготовки растительного лекарственного сырья.

При изготовлении лекарств Авиценна рекомендовал использовать очищенную воду.

Пятая книга «Канона» целиком посвящена сложным лекарствам и способам их приготовления. Он считал, что при составлении сложных прописей необходимо, чтобы одна из составных частей обладала большей силой. Например, в ромашке лекарственной растворяющая сила больше, а вяжущая – меньше, поэтому вяжущую силу ромашки усиливают, добавляя к ней какое-нибудь простое вяжущее средство. В общей сложности здесь описаны составы и способы приготовления 508 сложных лекарств.

Ученый серьезно относился к применению сложных лекарств и всегда останавливался на способах применения и точной дозе веществ.[6]

Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в которой бы проявлялся максимальный лечебный эффект действующего вещества.

В лекарственной форме Ибн Сина различал главную часть - лекарственные вещества и вспомогательную – основу лекарства. Эти вещества сохранили свое значение до наших дней: разбавители, связывающие, консерванты, корригенты и т.д. При рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышению их всасывающей способности в связи с увеличением поверхности.

Ибн Сина изучил влияние таких технологических процессов на «силу» (терапевтическую активность) лекарств, как «варка», обжигание, охлаждение, промывание, «растирание» и смешение. Ему знакомы были химические превращения в виде брожения, свертывания, растворения, возгонки и другие.

2.3 Развитие технологии лекарственных средств в эпоху Возрождения

Медицина фармация эпохи Возрождения характеризовались устремлением к опытному знанию. В борьбе за создание лекарств на основе точных химических знаний зародилась новая наука, получившая название ятрохимии.

Ятрохимия (от греческого iatros – врач и chimeia– химия) – это направление в медицине, возникшее в начале XVIвека в Западной Европе. Его представители рассматривали процессы в организме человека как химические явления, а болезни как результат нарушения химического равновесия.

Зарождение и развитие ятрохимии связано с деятельностью Парацельса. Именно он сформировал основные ее положения.

Парацельс понял глубокую связь медицины и химии и поставил перед собой задачу: на этой основе переделать все врачебное дело. Он впервые просто и ясно показал, что процессы, совершающиеся в живом организме, «суть химические процессы, и химии суждено сыграть огромную роль в решении проблемы здоровья человека». Парацельс одним из первых показал ложность пути алхимии, он попытался создать новую науку ятрохимию – химию, подчиненную медицине и занимающуюся отысканием, исследованием и изготовлением лекарств. «Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства», - говорил Парацельс. При этом он придерживался воззрения о том, что в живом теле участвуют «элементы», входящие в состав всех тел природы, а именно – сера, ртуть и соль. Парацельс считал, что в здоровом организме эти вещества находятся в равновесии, а болезнь – это, когда их равновесие нарушается. Теофраст учил: организм – это реторта, в которой происходят химические реакции. Отсюда и первостепенное значение химии для лечения болезней: химия должна дать медицине эффективные лекарства.

Одной из величайших заслуг Парацельса была та, что он впервые ввел понятие о действующем начале как о химическом веществе. С целю лекарственного пользования им изучались соединения различных металлов: ртути, свинца, меди, железа, сурьмы, мышьяка и др. Наряду с химическими препаратами, Парацельс применял в лечебной практике и лекарства растительного происхождения. При выборе лекарственного растения он придерживался возникшего еще в древности наивного учения о сигнатурах, согласно которому форма растения, его окраска, вкус и запах могут служить указанием на заболевание, при котором его следует употреблять. Например, при желтухе нужно использовать растения с желтыми цветками (бессмертник, чистотел), растения с почковидными листьями – при заболевании почек. Парацельс впервые ввел в медицинскую практику спиртовые извлечения из растений (экстракты и настойки). С помощью спирта он пытался выделить из них «квинтэссенцию», то есть лекарственное вещество в чистом виде. Галеновые препараты, получаемые с помощью других растворителей (воды, уксуса, меда), он считал недостаточно очищенными и потому мало эффективными. Парацельс глубоко вверил в целительные свойства минеральных источников. Им было написано сочинение о целебных источниках Бадена, Вильдбада, Баден-Бадена.