Смекни!
smekni.com

История фармации в Литве (стр. 2 из 3)

В 1804 году из Венского университета в столицу прибыли два известнейших медика - отец и сын Франки. Профессор Петр Франк, известный клиницист, гигиенист, один из основоположников здравоохранения, основал здесь терапевтическую клинику, а его сын Иосиф - Виленское медицинское общество (1805 году), которое объединило всех столичных медиков и врачей, живших в провинции, издавало журнал "Памятники Виленского медицинского общества".

В 1808 году И.Франк основал Институт вакцинации, а через год и Институт материнства (в Европе таких учреждений в то время еще не было). Средства для его филантропической деятельности давали концерты его жены, известной певицы. В городских больницах лечились обычно небогатые люди (смертность в них достигала 20%). Богачи и люди среднего достатка лечились дома. И хотя смертность в терапевтической и хирургической клиниках была намного ниже, представители высших сословий считали недостойным лечиться под наблюдением студентов. Пациентов сюда отбирали профессора с учетом заболеваний, нужных для практики студентов, многие из которых были членами Мариинского братства. Они не только заботились о медицинских, духовных, но и материальных нуждах пациентов - особым усердием здесь отличались дети магнатов.

В 1830 году в Вильне было 170 врачей, но после закрытия Медико-хирургической академии их число значительно уменьшилось. Несложные операции по-прежнему выполняли цирюльники. В 1848 году в Виленском цехе хирургов работало 49 мастеров и 16 подмастерьев. Роды принимали 39 повитух - многие из них были настоящими профессионалами. Со второй половины XIX века большое внимание уделялось профилактике эпидемических заболеваний, особенно после вспышки холеры (1866-1871годах) и оспы (1881-1886 годах).

Стараниями врача П. Багенского в 1886 году был открыт постоянно действующий телятник, где проводились процедуры с целью получить детрит для прививок против оспы. С 1897 году по инициативе врача В.Орловского стала действовать станция Пастера, где делались прививки против бешенства. На Лукишкском предместье в 1898 году были успешно проведены испытания паровой дезинфекционной камеры, давшие самые лучшие результаты согласно санитарно-техническим требованиям гигиены того времени.

Аптеки

Медицинскую помощь больные получали и в аптеках. В Великом княжестве Литовском они появились в начале XVI столетия. Александр, король Польши и князь Великого княжества Литовского (1461-1506), из Болоньи пригласил в Вильну известного алхимика Александра Балинского, который привез оттуда свою аптеку. Среди товаров этой средневековой аптеки были целебные травы и коренья, драгоценные камни, различные снадобья животного происхождения. В 1510 году вблизи дворца был куплен под нее плац. Вскоре Сигизмунд Август писал Барбаре, что она может быть спокойна: в Вильне имеются и врачи, и аптеки.

В столичных аптеках можно было купить не только лекарственные травы, корни, настойки на них, но и различные приправы, табак, алкогольные напитки, сладости. Торговали и экзотическими препаратами: змеиным жиром, порошком из египетских мумий, кровью висельников, толчеными драгоценными камнями.

Аптекарей в те времена было больше, чем врачей, и они были отличными знатоками лекарственных трав. Об этом свидетельствуют богатые гербарии, напечатанные в Великом княжестве Литовском, которыми как учебными пособиями пользовались за рубежом.

Главная аптека, оборудованная иезуитами, находилась на углу улицы Святого Иоанна. Поблизости до XIX веке находился большой сад и огород лекарственных растений.

В 1758 году король Август III, принимая во внимание, какую пользу приносила аптека Святого Иоанна не только в оказании медицинской помощи, но и в подготовке аптекарских кадров, выдал иезуитам привилегию, обеспечивавшую "существование аптеки на вечные времена".

В 1777 году привилегию на открытие своей аптеки при костеле Святого Духа получили и монахи-доминиканцы.

Две аптеки принадлежали и Виленскому университету. В 1832 году в столице было 15 аптек (5 из них находились при больницах).

В аптеке находились обычно два помещения: одно для дистилляции воды и заваривания трав, другое - для изготовления лекарств. Многочисленные шкафы были украшены искусной резьбой и иконами святых патронов, по поверью, охраняющих от разных недугов. Аптекари назывались "магистрами", хотя по своему образованию находились на более низкой ступени, чем врачи. Власти им покровительствовали: освобождали от налогов; хотя аптеки давали огромные доходы (до 30 тысяч ауксинов в год), им не нужно было объединяться в цехи.

Дом – легенда

Большинство хирургов, цирюльников и аптекарей селились в Старом городе, по улице Пилес в известных домах: готическом № 12, легендарных - № № 22, 30.

Дом № 22 по улице Пилес – дом коллегии медиков. Этот дом напротив костела Святых Иоаннов и принадлежащий ему двор в древности славились не только в Вильнюсе. О былой славе двора свидетельствует мемориальная доска над входом, говорящая о том, что здесь была открыта первая Высшая медицинская школа в Литве (Collegium Medicum).

В XV-XVI веках двор с трех сторон окружали здания, принадлежавшие тракайскому воеводе Константину Острожскому, гетману Великого Княжества Литовского. Позднее сформировавшимся в стиле барокко архитектурным ансамблем владели великий гетман ВКЛ К.Радзивилл, предводитель дворянства Лиды Т.Думин-Раецкий, староста Жямайтии А.Плятерис.

Здания сильно пострадали во время войны 1655-1661 гг. и пожара 1737 года. При восстановлении к главному из них был надстроен третий этаж. Вскоре здания перешли в ведение Коллегии университета (Collegium Nobilium). Тогда же был пристроен и южный корпус с большим залом, квартирой ректора и хозяйственными постройками. Так образовался большой, закрытый с трех сторон двор. Интерьер центрального здания напоминал дворец, роскошно украшенный фресками, лепными деталями, гранитом и мрамором. В 1760 году. с разрешения короля Августа III здесь была устроена типография, открыта библиотека Коллегии знатных бояр. Они служили Литве. С нескрываемой гордостью ректор Вильнюсского университета М.Почобут на торжественном заседании говорил гостям, профессорам и студентам: "Из четырех коллегий, которые обычно образуют весь комплекс факультативных наук, нашему университету не хватало лишь медицинской. Сегодня и она учреждается". Было это в ноябре 1781 г. В доме Коллегии медиков были оборудованы зал для лекций, кабинет анатомии, химические лаборатории, отведены квартиры для профессуры.

Первым профессором медицины был придворный врач председателя Эдукационной комиссии И.Масальского француз М.Ренье (1723-1800), преподававший анатомию, хирургию (в то время - цирюльничество) и акушерию. Профессор И.Бриоте (1746-1819), тоже француз, пользовался большим уважением и любовью вильнюсцев. Человек передовых взглядов, истинный демократ, он особенно чутко относился к бедноте. Он подготовил прекрасную основу для создания анатомического музея в Вильнюсе. И.Бриоте был также одним из организаторов вакцинации от оспы. В Вильнюсе профессор трудился более 30 лет. Немцы отец и сын Франки в Вильнюс прибыли из Венского университета (1804). Известный клиницист и гигиенист И.П.Франк-старший в Вильнюсе служил лишь год, но за это время успел реформировать преподавание дисциплин на факультете и открыть терапевтическую клинику, но вскоре по приглашению Александра I отбыл в Петербург и стал придворным врачом, одновременно исполняя обязанности ректора Медико-хирургической академии. Дело отца достойно продолжал И.Франк-младший (кстати, прототип врача в романе О.де Бальзака "Сельский врач"). При клинике им был учрежден Институт вакцинации, а через год - Институт Материнства. Если верить историкам, в Европе таких учреждений еще не существовало. Достижения Франка огромны, и в этом немалая заслуга его жены Кристины Жерарди, на редкость одаренной певицы и великодушной женщины. Немало средств для филантропической деятельности давали сборы с ее концертов. За беззаветное служение общественности Вильнюса о К. Жерарди с глубокой признательностью не раз отзывались и генерал-губернаторы А.Римский-Корсаков и М.Кутузов. После двадцатилетней деятельности супруги Франк покинули Литву. После себя они оставили интересные мемуары, в которых живо отражены Вильнюсский университет, их коллеги, культурная жизнь столицы.

Дом № 22 был свидетелем многих драматических историй, выпавших на долю его обитателей. Одна из них связана с судьбой талантливейшего естественника и доктора медицины, француза из Лиона Жана Жилибера (1741-1814), прибывшего в Вильнюс из Гродно. Еще перед отъездом из Франции он поспешно женился на Жанетте Будо (Boudot). В свое свадебное путешествие, ведущее в Литву, лионский врач отправился самым романтическим в то время путем - по Дунаю через Вену в Варшаву. В Гродно молодой ученый прибыл не только с избранницей, но и ее опасной соперницей - ботаникой: богатой библиотекой, гербарием из более чем 3000 видов растений. Сразу же по приезде Жилибер приступил к созданию сада, названного позже Королевским ботаническим садом и признанного одним из самых богатых и интересных в Европе. Вспоминая о проделанной работе в Гродно, Жилибер скажет, что во Франции он не сделал бы этого и за 20 лет. Энергичный ученый открыл медицинскую школу, аптеку, оборудовал кабинеты, преподавал и исполнял обязанности медицинского инспектора в округе. Но вскоре неугомонный врач испытал на себе зависть, интриги со стороны местных "цирюльников", желавших получить высокие должности и видевших серьезную помеху во "вторгнувшемся французе".