Клеточная основа организма является для валеологии предметом пристального внимания, поскольку основные защитные механизмы, барьерные структуры, адаптационные реакции и многое другое - это, прежде всего клетки. Клетки же являются основной мишенью для атаки внешними адаптивными или деструктивными факторами, будь то химические вещества, вирусы, бактерии, другие агенты. Повреждение и даже гибель клеток является одним из основных звеньев в реализации стрессовой реакции, адаптации, регенерации или компенсации, о чем подробно сказано в отдельном параграфе.
4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ являются более высоким уровнем организации и представляют собой комплекс клеток и внеклеточных структур, способных выполнять элементарную функцию того или иного органа и подчиняться регулирующим влияниям со стороны регуляторных систем: нервной и гуморальной.
5. ОРГАНЫ, как компоненты следующего, более высокого уровня организации, являются анатомическими образованиями, состоящими из специализированной ткани, в основном - четко отграниченными, и содержащими множество функциональных единиц. Орган характеризуется глубоко развитой системой обеспечивающих и регуляторных структур: кровеносных и лимфатических сосудов, нервов, протоков для биологических жидкостей, проводящих путей для воздуха, воды или питательных веществ, а также продуктов жизнедеятельности, подлежащих удалению. Многие органы имеют и специальные функциональные единицы органного назначения - сфинктеры, емкости для продуктов экскреции, депо питательных или иных веществ.
6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ являются достаточно жестко детерминированными комплексами органов, выполняющими строго определенные функции. Именно выполняемая функция является основой для терминологического определения той или иной анатомо-физиологической системы.
7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ являются еще более высоким уровнем организации в иерархии организма, и представляют собой, в наиболее общем определении - ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ объединение нескольких анатомо-физиологических систем при выполнении организмом определенной функции. Условно функциональные системы можно подразделить на ГОМЕОСТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, действующие преимущественно на бессознательном уровне и обеспечивающие постоянство тех или иных важных констант (температуры, артериального давления, кислотно-щелочного и водного баланса и др.); и ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, формирующиеся в организме на основе доминирующей мотивации и сознательной деятельности человека (оборонительное, пищедобывательное или половое поведение, а также функциональные системы обеспечения удовлетворения более высших мотиваций социальной жизни).
Именно в валеологии теория функциональных систем может найти широкое практическое приложение. Если внимательно исследовать функциональную систему, то окажется, что именно на этом уровне организации находится точка пересечения вегетативных, биологических основ человеческого организма и его психического, духовного мира. Биологическая природа определяет физическое здоровье человека.
Именно на уровне функциональных систем становится возможным воздействие на биологию человека, на его физическое состояние - со стороны высшей нервной деятельности человека, его разума, эмоций. Воздействие это может быть как благотворным, так и разрушительным. Валеология должна не только охарактеризовать те или иные, не только оградить человека от разрушительных влияний, но и создать вполне действенные методы применения благотворных. Научиться и научить людей ориентировать сознание на создание определенных функциональных систем, направленных на поддержание состояния здоровья, профилактику и даже лечение тех или иных заболеваний - одна из главных задач валеологии.
8. ОРГАНИЗМ В ЦЕЛОМ является сложной системой интеграции всех предыдущих иерархических уровней, обладает высокой автономностью существования и входит в более высокие иерархии как социального порядка (семья, коллективы, общества, народы), так и биологического (биоценозы, биомы, биосфера в целом).
Конечно, человек - живое существо, на нем отпечатались все этапы биологического развития и социально-культурного становления. Человек способен изменять окружающую среду, социальное устройство, самого себя. Поэтому многие философы, сторонники антропологического релятивизма, отрицают стационарную, фиксированную человеческую природу, считают, что она способна к постоянному изменению и действительно изменяется, сохраняя за собой неограниченный запас беспредельных вариантов. Во многом это справедливо, но человек, изменяясь, остается сыном и частью Природы, сохраняет определенное ядро, очерченное Природой. Посягнуть на это ядро - значит порвать природные связи.
Увы, имеются определенные основания считать неизбежным усугубление разрыва между биологической Природой человека и социальной его организацией. Как было сказано ранее, сложная система, поддерживая свою структуру, диссипирует энергию во внешнюю среду, в исходный, родительский уровень организации, чем непроизвольно и закономерно разрушает его, способствует накоплению хаоса. Учитывая лавинообразное нарастание темпов социального развития, многократное умножение численности человечества, деструктивное влияние на исходный уровень организации столь же многократно возрастает. Но Природа так же сложная система, и деструктивное воздействие на псе встречает ответное противодействие.
Многократно растут медицинские знания, совершенствуется медицинская помощь, системы профилактики. Практически исчезли многие инфекционные заболевания. Тем не менее, хотя и изменилась структура заболеваемости, болезней не стало меньше.
За что на нас обрушилась лавина болезней? Чем мы провинились перед Природой? Многие вспомнят экологический кризис, ядерные испытания, истребление животных и растений, - и будут совершенно правы. Однако, увы, наша главная вина намного древнее: ей тысячелетия. И она в том, что человек разорвал не только гармонические взаимоотношения с окружающей средой, но вступил в конфликт и с собственной биологической Природой. Это, прежде всего, заключается в том, что, разорвав путы естественного отбора, человек вышел из-под влияния жестокого, но оздоровляющего его воздействия. И результат не замедлил сказаться: в наследственном фонде человечества накопилось громадное количество нарушений. Здесь имеются в виду не только "чисто" наследственные болезни, но и то, что в медицине называется "предрасположенностью" или "фактором риска". Все это плата за тепличные условия и развитие цивилизации: отгородившись от Природы, мы не заметили, как отгородились от здоровья.
Оказалось, что наиболее мощный фактор, определяющий здоровье населения - это образ жизни человека (около 50%), а отнюдь не состояние здравоохранения (8-10%). Доля здорового населения падает. К примеру, при последних профилактических осмотрах, данные которых оказались доступными, в Санкт-Петербурге лишь 17 процентов обследованных оказались здоровыми, еще 17 процентов относились к "группе риска" и 66 процентов обследованных оказались больны теми или иными заболеваниями.