Аналогичную точку зрения на вопрос о меридианах еще в 30-х годах высказывал и NguyenVanQuan, который рассматривал их как «вполне реальные, а не воображаемые линии, хотя они и не вполне соответствуют таким анатомическим образованиям, как нервы, сосуды и т. д.».
В овоих лекциях в Институте китайской медицины в Нанкине Чэнь-Тань-ань рассматривает каналы, как чисто функциональную систему, не связанную с каким-либо морфологическим субстратом. Другой точки зрения придерживается RokuraFuyta, который считает, что меридианы не воображаемые, а вполне ощутимые линии, совпадающие с линиями контрактации мышц. Свои выводы он основывает на наблюдениях, свидетельствующих, что болезненные точки располагаются, как правило, по ходу меридианов, а при заболеваниях внутренних органов по ходу соответствующих меридианов в подкожной клетчатке возникают участки уплотнения. На этом принципе и базируется применяемый в Японии своеобразный диагностический метод определения пораженного органа путем продольной пальпации — «прессации», или щипкового раздражения кожи по ходу меридиана. Другие японские авторы В. Shirota, S. Yanagia,.считают, что «линии с точками» являются рефлекторными зонами кожи с заложенными в них рецепторными аппаратами. Эти реактивные участки соответствуют, по их мнению, в полной мере зонам Захарьина — Геда или месту выхода нервов из мышц. На значительное сходство хода отдельных.меридианов с расположенными на них точками с зонами Захарьина—Геда указывает также А.Р. Киричинский, И.И. Русецкий рассматривает непарные срединные каналы — передний, именуемый французскими авторами «каналом зарождения», и задний — «каналом управления», как своего рода «периферическое мозолистое тело», вызывающее нервные импульсы в обеих половинах тела.
Ряд европейских и восточных ученых считают, что каналы являются в известной степени аналогами периферических нервов и сосудов. Так, по мнению S. deMorant, одни меридианы соответствуют ходу нервных стволов, другие— ходу сосудов с их нервными сплетениями. Японский физиолог Т. Jshikawa, отмечая «удивительную близость хода каналов в топографии нервных стволов и сосудисто-нервных образований», рассматривает их как истинные и анатомические формации. При этом одни авторы, в частности F. Hubotter, рассматривают каналы системы ян как нервные стволы, а системы инь как сосудисто-нервные сплетения, другие авторы считают, что каналы это комбинированная функция кровеносных сосудов нервов.
В.Г. Вогралик, подходя к оценке сущности каналов с точки зрения современной медицины, полагает, что «это нервные проводники, идущие в покровах тела, оплетающие лимфатические и кровеносные сосуды, мышцы, переходящие затем в нервные сплетения, спинной и головной мозг, а затем в нервы, идущие к органам».
J. Ни в работе «Неврологические основы меридианов и точек» пишет: «Простое сравнение между распределением дерматомов и меридианов показывает, что ход меридианов соответствует ходу дерматомов». Ряд авторов проводят сопоставление системы меридианов с вегетативной нервной системой и ее различными отделами. Так. W. Langотносит меридианы ян к афферентным, а меридианы инь к эфферентным путям симпатической нервной системы. Заслуживают внимания и данные, приводимые Н. Goux, который сравнивает систему меридианов с вегетативной нервной системой и ее адренергическим и холинергическим механизмами.
Значительный интерес в этом плане представляют соображения, выдвигаемые F. Mann, который считает, что если допустить, что поток «жизненной энергии меридиана является волной электрической деполяризации, идущей по волокнам вегетативной нервной системы, то меридиан можно рассматривать как волокно «вегетативной нервной системы». По данным некоторых современных восточных авторов, канал — это пучок электронов, протекающих между внутренними органами и кожей человеческого тела, источником которого является электрический ток, рожденный деятельностью внутренних органов.
Исследования J. Niboyetпо изучению электрических свойств точек, начатые им с 1953 г., и установленные им факты о наличии изменений электрокожного сопротивления в области точек и меридианов положили начало новому направлению в изучении этой проблемы.
Исследования J. Niboyet, проведенные совместно с А. Мегу, позволили авторам прийти к выводу, что меридианы объективно существуют и проходят преимущественно в подкожной клетчатке, подтверждением чего является наличие специфических электрических характеристик кожного покрова в местах, соответствующих ходу меридианов, в виде снижения электрокожного сопротивления ЭКС и ЭКП. Это нашло подтверждение и в многочисленных работах ряда авторов различных стран. А.И. Нечушкин с соавт. также обнаружили наименьшее сопротивление кожи в области каналов, причем именно в конечной и начальной их части, которые, по данным традиционной восточной медицины, обладают «наибольшей энергетической активностью».
Однако правомерность использования феномена ЭКС и электрического потенциала для изучения каналов, так же как и точек отдельными исследователями ставится под сомнение, так как сам метод электрокожного сопротивления зависит от ряда методических условий и физиологических особенностей кожи, что делает его недостаточно надежным объективным тестом для решения этих вопросов.
По определению A, Lebarbier, «меридиан — это линия электромагнитных волн, тип нематериальных каналов, не определяемых анатомически, но прекрасно обнаруживаемых с помощью современной электроники». F. Kracmerна основе экспериментальных исследований также приходит к выводу, что меридианам соответствует специфическая «биоэлектрическая структура», характеризующаяся тем, что ее поляризационное сопротивление ниже, а поляризационная емкость выше, чем на соседних участках кожи. Исходя из того что между поляризационной емкостью и парасимпатической системой имеется определенная корреляция, F. Kracmerполагает, что меридиан можно рассматривать, как «функциональный путь вегетативной нервной системы». Однако в связи с тем, что гистологически в меридианах не обнаружена какая-либо специфическая клеточная структура, то с позиции биофизики характерные для меридианов электрические свойства являются проявлением специфических для них межмолекулярных связей. Близкой к этому является и точка зрения Ditmar, который считает, что «передача энергии по меридиану» осуществляется на основе формирования молекулярной цепочки.
По мнению А.Т. Качана, возможно, что основное положение традиционной восточной медицины о меридианах как системе, обеспечивающей динамическое равновесие органов и систем, соответствует современному представлению о гомеостазе. В литературе, отражающей современное состояние вопроса о сущности каналов, различные авторы рассматривают их в основном в нейрофизиологическом и биоэлектрическом аспектах, и на основе этого приходят к выводу, что меридианы являются по существу аналогами структуры и функции различных отделов нервной и особенно вегетативной системы. Все это создает предпосылки для обоснования их рефлекторных связей с внутренними органами и различными системами организма, но не дает окончательного разрешения основного вопроса — существует ли специальная самостоятельная система меридианов.
А между тем решение этого вопроса имеет принципиально важное значение, как для современного теоретического обоснования метода иглотерапии, так и практического его применения, поскольку сторонники меридианной системы придают ей и протекающей «жизненной энергии» особое значение в отношении осуществления связей между кожей, внутренними органами и различными системами, отличное от наших представлений о рефлекторных связях, являющихся основой регуляции жизнедеятельности организма и осуществляемых нервной системой.
Линии как местоположение точек воздействия
Инициатором пересмотра существующего в традиционной восточной медицине положения о системе каналов и протекающей в них «жизненной энергии»,с позиций современной анатомии и физиологии явилась Чжу Лянь. «Нужно иметь в виду, что каналы, располагаясь по всему телу человека, часто имеют очень сложный ход, переплетаются между собой, смыкаются началом и концом, связаны между собой на поверхности и внутри человеческого тела. Если к этому прибавить, применительно к чжень и цзю, теоретическое представление об, «инь» и «ян», существовавшее в древней китайской медицине, то легко запутаться в понятиях о чжень-цзю-терапии.
Иллюстрацией положения Чжу Лянь о сложности хода каналов, затрудняющих запоминание их топографии и определения путей их следования, могут служить схемы хода каналов, желчного пузыря, мочевого пузыря и печени. Исходя из этих соображений, Чжу Лянь в 1951 г. была проведена модификация схем расположения каналов и распределение их соответственно анатомо-топографическому принципу по анатомическим областям и условно принятым линиям тела. На существующих в настоящее время таблицах Чжу Лянь расположение линий и точек проведено по строго определенным областям лица, головы, передней и задней поверхностей туловища и конечностей, что в значительной мере облегчает и ускоряет их запоминание и изучение. Так, на лице различают носоротовую, щечную, височную области, области глаз, ушей, области передней и задней поверхности шеи, лопаточную область. На голове, туловище и конечностях точки распределены по ходу определенных линий, соответствующих отрезкам отдельных каналов. Так, лучевая и срединная линии тыльной поверхности руки и наружная средняя и внутренняя линии передней поверхности ноги представляют собой ручные и ножные отрезки «яньских» каналов; лучевая, локтевая и срединная линии ладонной поверхности рук соответствуют ручным, а линии внутренней поверхности ног — ножным отрезкам «иньских» каналов.
Хотя проведенная Чжу Лянь модификация и была подвергнута в Китае известной критике со стороны ортодоксальных сторонников традиционной системы каналов, однако советские медики пользовались до последнего времени предложенной ею системой распределения точек по линиям.