Традиционные представления. По мере развития представлений об иглоукалывании точки определенного действия были соединены между собой 14 линиями, получившими в традиционной восточной медицине название «жизненные каналы», которые в дальнейшем по терминологии французских авторов были названы меридианами.
Классическая теория иглоукалывания признает и описывает 14 каналов. Эти каналы проецируются на кожном покрове головы, лица, туловища и конечностей. Каждый канал имеет свою топографию и состоит из наружной части, проходящей по поверхности тела, и внутренней — проходящей через внутренние органы. Каналы имеют названия внутренних органов. Так, 10 каналов носят название следующих органов: канал легких, толстой кишки, желудка, селезенки — поджелудочной железы, сердца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почек, желчного пузыря, печени. В одних случаях, действительно, имеется соответствие между названием канала и органа. Так, например, ход канала сердца полностью совпадает с иррадиацией болей при стенокардии. Известное сходство имеется также в проекции болей при заболеваниях печени и желчного пузыря с ходом канала желчного пузыря. В других эта связь совершенно отсутствует. Таким образом, в большинстве случаев речь идет только о названиях, которые чаще всего не имеют анатомического или физиологического обоснования. В.связи с этим наименование «канал» следует понимать не в прямом смысле, а чисто символически. Однако, несмотря на свою архаичность, эти названия сохранились. Это связано, во-первых, с исторически сложившейся традицией международного использования этих названий для определения каналов, прочно вошедших не только в повседневную практику, но и литературу, а также с затруднением подбора других адекватных названий. Предложения заменить названия арабскими цифрами или латинскими буквами не получили одобрения и поддержки со стороны широких кругов специалистов по акупунктуре.
Из общего числа 14 каналов, проходящих по кожному покрову, 12 имеют две симметричные ветви. Первым десяти, как указывалось выше, присвоены названия органов, с которыми они якобы связаны. Два других двойных канала, называемые «управитель сердца» и «тройной обогреватель» или, как его еще называют, «канал трех частей туловища», соответствуют не органам, а функциям. Два последних канала: «передний срединный канал» и «задний срединный канал», соответствуют также не органам, а функциям, являются одинарными и расположены по сагиттальной линии тела.
Учение о 14 каналах тесно связано с древней восточной философской, теорией о единстве и борьбе двух противоположных жизненных начал — положительного ян и отрицательного инь. Все процессы, протекающие в организме и в окружающей природе, врачи традиционной восточной медицины пытались объяснить с позиций этой теории. Эти два «жизненных начала» находятся постоянно во взаимосвязи и взаимозависимости между собой.
Графическим принципом выражения соотношений ян-инь является китайская монада. В одном круге, разделенном волнообразной чертой, находится светлое положительное янь и темное отрицательное инь, в каждом из которых в зародыше содержится полюс противоположного принципа. Отсюда напрашивается вывод, что один полюс имеет значение только благодаря его отношению кдругому. Эти принципы использовались в традиционной медицине как для выявления заболевания, выбора метода лечения, так и для теоретического обоснования его действия.
Среди существующих в организме 14 каналов имеются каналы системы ян и системы инь, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. К системе ян относятся каналы толстой и тонкой кишки, «трех обогревателей», желудка, желчного и мочевого пузыря. К системе инь — каналы легких, сердца, «управителя сердца», печени, почек, селезенки — поджелудочной железы. Обращает на себя внимание, что к системе ян относили полостные органы, а к системе инь — паренхиматозные.
Каналы отличаются друг от друга по длине, количеству объединяемых ими точек, направлению. Наиболее длинным является канал мочевого пузыря, на котором расположено 67 точек, а самым коротким — канал сердца и перикарда, которые включают всего по 9.точек.
Ход и направление пути каналов также различны. Так, все каналы, проходящие по тыльной поверхности верхних конечностей, начинаются у кончиков пальцев и идут центростремительно по направлению к голове. Каналы, расположенные на ладонной поверхности верхних конечностей, легких, сердца и перикарда, идут в.центробежном направлении от груди к кончикам пальцев рук.
Все каналы, проходящие по внутренней поверхности нижних конечностей, являются центростремительными. Каналы желудка, желчного пузыря и мочевого пузыря берут свое начало в области лица, имеют центробежное направление и заканчиваются у кончиков пальцев стоп.
Что касается переднего и заднего срединных каналов, то они начинаются в нижней части туловища, идут в центростремительном направлении и заканчиваются в области лица. Чэн Тань-ань дает следующее описание хода каналов: сеть каналов разветвляется по четырем направлениям: три пары каналов идут из грудной клетки в пальцы рук; три пары из пальцев рук в верхнюю часть лица и головы; три пары — из верхней части головы и лица в ноги и еще три пары — из ног в грудную клетку. Эти 12 пар каналов имеют закономерный порядок, соединяясь, они являются одновременно концом и началом канала; они распространяются из внутренней части кнаружи, из наружной — внутрь, сверху — вниз, снизу — вверх. Все каналы тесно взаимосвязаны между собой и, переходя один в другой, создают возможность непрерывной циркуляции «жизненной энергии».
По данным традиционной восточной медицины, необходимым условием для эффективного применения метода иглоукалывания в лечебной практике является представление о сущности теории «энергии» и путях ее циркуляции. Остановимся коротко на изложении этой теории.
Каналы являются путями движения циркулирующего в организме некоего «нематериального потока», необходимого для нормальной жизнедеятельности организма, названного термином «энергия». Эта жизненная «энергия», циркулируя по организму, последовательно проходит по всем органам тела, совершая полный кругооборот в течение суток. Безостановочно циркулируя по организму, она, как указывает J. Niboyet, в процессе своего перемещения сама претерпевает качественную эволюцию, которая обусловливает состояние равновесия, соответствующее здоровью. Нарушение равновесия, связанное с различными внешними и внутренними факторами и стрессовыми состояниями, ведет к.возникновению заболевания. В древности различали две разновидности энергии, которые условно можно было бы назвать «физической энергией» инь и «нервной энергией» ян.
Основой жизненного тонуса организма является взаимодействие и борьба противоположностей, или «полярность» сил. Один из этих полюсов инь, другой — ян.
Для диагностики, характера и локализации энергетических нарушений, возникающих в определенных каналах, пользуются специально разработанным еще в древние времена методом, так называемой китайской пульсовой диагностики.
С помощью пульсовой диагностики устанавливают канал, в котором произошло нарушение, определяют характер возникших нарушений и, используя соответствующие точки, производят воздействие методом иглоукалывания и прижигания. Однако в связи с тем, что овладение методом пульсовой диагностики представляет большие трудности, так как требует длительного времени обучения, большого навыка и опыта для правильной оценки имеющихся нарушений, то для большинства современных специалистов указанный метод малодоступен. Поэтому в лечебной практике используются существующие в традиционной восточной медицине 'правила, основанные на принципе взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия, существующие между определенными каналами, которые сводятся к следующему: для устранения нарушения равновесия, лежащего в основе заболевания, следует оказывать воздействие не только на пораженный меридиан, по и на взаимодействующие соседние. Так, для усиления возбуждающего действия воздействие должно быть оказано на предшествующий пораженному канал, а для оказания тормозного действия — на последующий. В соответствии с традиционными представлениями эти правила имеют символические наименования: правило «муж—жена», «мать—сын», «полдень—полночь». Эти правила, кажущиеся на первый взгляд весьма архаичными, используются, однако, и в настоящее время, как в теории, так и в практике сторонниками традиционной восточной медицины.
В последние годы для изучения функционального состояния каналов и последующего выбора метода иглотерапии пользуются методом измерения электрокожного сопротивления. Наиболее известны методы диагностики, предложенные А. И. Нечушкиным с соавт., J. Bralu с соавт., R. Voll.
Современные воззрения на сущность каналов
Современные воззрения на сущность каналов и протекающей в них «жизненной энергии» крайне разноречивы. Наиболее критическую позицию в отношении данных о существовании меридианов занимает Е. Stiefvater, который, рассматривая меридиан, как символический носитель умозрительной идеи, считает, что система меридианов для современной биологии слишком примитивна. Противоположную позицию в этом вопросе занимает
W. Lang, который считает, что данные о наличии на теле человека меридианов, установленные опытным путем, нельзя рассматривать как умозрительные, а ощущение хода меридиана, по его мнению, обусловлено деятельностью мозга, вызванной стимуляцией соответствующих мозговых клеток. Всестороннее обсуждение этого вопроса позволило автору выдвинуть предположение, что меридианы, по всей вероятности, являются интраспинальными «соединительными путями в форме цепочки нейронов», т. е. что «коренные клетки» меридианов лежат в спинном мозге, «уда раздражение с периферии передастся по их периферическим нейронам и распространяется по восходящим, преимущественно симпатическим путям в верхние этажи центральной нервной системы.