Смекни!
smekni.com

Кандидоз (стр. 6 из 7)

Для решения вопроса о кандидозной природе |иражений кожи и слизистых оболочек у детей марше одного года жизни значение имеет уста-Ииение в анамнезе подверженности к хрониче-Ьш рецидивирующим инфекциям, аллергиче-т заболеваний, отставания в физическом раз­ит, обменных нарушений, иммунологической


недостаточности, заболеваний крови и получешк больными иммунодепрессантов и антибиотиков Из лабораторных методов исследования решаю­щее значение имеют результаты целевоого поиска дрожжеподобных грибов. Первоначально микро-скопируют патологический материал (соскобы со слизистых оболочек, кожи, ногтевые чешуйки, ликвор, пунктаты закрытых полостей, срезы тка­ней, моча после центрифугирования). Обнаруже­ние в этом материале мицелия или псевдомицелия грибов Candidaуказывает на наличие инвазивно-го кандидозного процесса. Срезы из полученных биопсий изучают с помощью элективных окрасок, позволяющих выявить и частично идентифициро­вать грибы в тканях, а также учесть характер ответной тканевой реакции. На следующем этапе проводится выделение культуры гриба; наиболее адекватной для этой цели является среда Сабуро с 4% раствором глюкозы и добавлением антибио­тиков. При подозрении на кандидосепсис диагно­стическое значение приобретает выделение гемо-культуры. В последние годы получил распростра­нение метод экспресс-диагностики C.albicans. В ряде случаев, особенно при хронических формах кандидоза, необходимо оценивать клеточный иммунитет. С большой частотой выявляется су­щественное нарушение функционального состоя­ния Т-лимфоцитов. В то же время, В-система иммунитета остается сохранной, и у всех больных с кандидозом в различных серологических реак­циях (РСК, РПГА и др.) обнаруживаются антите­ла к грибам Candida. Однако для диагностики кандидоза имеет значение лишь нарастание тит­ров выявляемых антител.

Дифференциальный диагноз. Кандидозное воспаление слизистых оболочек полости рта не­обходимо дифференцировать от афтозного сто­матита герпетической этиологии. Для послед­него характерно наличие изолированных или расположенных группами эрозий с воспалитель­ным венчиком в окружении. Дно афточек покрыто желтым сальным налетом. Наблюдается обильное слюнотечение и лихорадка.

Определенные затруднения могут возникнуть при разграничении кандидозного стоматита от пятен Бельского-Филатова-Коплика при кори. Последние имеют вид мелких, с булавочную го­ловку, белесоватых поверхностных некрозов на внутренней поверхности слизистой щек и десен. Они возникают за несколько дней до появления коревой сыпи и на фоне выраженных катараль­ных явлений со стороны верхних дыхательных путей, а также конъюнктивы.


Серьезные трудности возникают при проведе­нии дифференциального диагноза между канди-дозной ангиной и дифтерией ротоглотки. Фарин­госкопическая картина воспалительных измене­ний при обоих заболеваниях может в значитель­ной степени совпадать. Решающее значение в пользу дифтерии будет иметь установление фиб­ринозного характера воспаления: поверхностно расположенные беловато-серые налеты, плотно спаянные с подлежащей тканью, трудно снимают­ся и не растираются между предметными стекла­ми. Кроме того, в подобной ситуации обязательно бактериологическое исследование слизи из ротог­лотки на дифтерийную палочку.

В некоторых случаях географический язык у ребенка с катарально-экссудативным диатезом может быть принят за проявление кандидоза. Однако причудливые узоры рисунка языка при диатезе обусловлены часто меняющими свой вид и размеры пятнами, а кандидозное поражение приобретает характерный вид за счет рыхлых наложений.

У грудных детей кандидоз кожи необходимо дифференцировать от дерматозов, вызываемых кокковой и другой бактериальной флорой, а также от опрелостей, ягодичной эритемы и пр. Бакте­риальные дерматозы отличаются разлитой гипе­ремией, обильной экссудацией и мацерацией эпи­дермиса в складках, образованием корочек.

Для опрелостей характерно отсутствие четких границ очагов и мелких периферических эрозий. Ягодичная эритема отличается диффузной гипе­ремией и наличием эрозий на уплотненных отеч­ных выступающих частях ягодиц, задней поверх­ности бедер, мошонки, а не в глубине складок. В отличие от кандидоза, для ягодичной эритемы свойственны выраженная экссудация в очагах и отсутствие мелких эрозий в окружности.

Кандидозный дерматит в ряде случаев прихо­дится дифференцировать от таких заболеваний, как себорейный дерматит (интертригинозная форма), десквамативная эритродермия Лейнера, эксфолиативный дерматит Риттера, медикамен­тозный дерматит, детская экзема и др. Несмотря на различную этиологию, для всех них характер­ны раннее начало, общность локализаций, морфо­логических элементов, наклонность к эритродер-мии. Вместе с тем, есть ряд разграничительных признаков, на которые следует опираться при проведении дифференциального диагноза между указанными заболеваниями и кандидозом.

Возникновение медикаментозного дермати­та, например, отчетливо связано с непереносимо-


стью каких-либо лекарственных препаратов, (антибиотиков и др.). Поражения могут иметь любую локализацию, при этом типично наличие высыпаний на неизмененной или слегка гипере-мированной коже. При детской экземе отчетливо прослеживается связь между погрешностями вскармливания и появлением воспалительных изменений на коже. Характерны симметричность высыпаний с выраженной экссудацией и наличие резко очерченных границ очагов поражения. Для себорейного дерматита свойственно появление яркой эритемы, инфильтрации, опрелости, экссу­дации в складках, сочетание с блефаритами. По­ражения первично локализуются на коже лица, ушных раковинах, а также в области естествен­ных складок. Общее состояние больных в началь­ном периоде бывает довольно тяжелым, однако прогноз благоприятный.

У детей с десквамативной эритродермией Лейнера и эксфолиативным дерматитом Рит­тера общее состояние очень тяжелое. При этом для первого заболевания свойственно появление эритемы с буроватым оттенком на коже периа-нальных складок, далее — нижних конечностей, туловища, лица, волосистой части головы. Одно­временно возникают опрелости, папулы, бляшки, диффузное шелушение. Для второго заболевания типично наличие эритемы с багровым оттенком, появление крупных вялых пузырей, диффузной инфильтрации. Воспаление захватывает кожу вокруг рта, пупка, далее распространяется на область головы, туловища, конечностей, ладоней и стоп. Пораженные конечности покрываются корками и кровоточащими трещинами. Наблюда­ется отторжение больших пластов эпидермиса в виде "перчаток", "чулок"; тело ребенка имеет ввд ошпаренного. Оба заболевания протекают с ки­шечными расстройствами и анемизацией. Про­гноз может быть благоприятным только при свое­временно начатой терапии, включающей анти­биотики.

Лечение. При кандидозе проводится ком­плексная терапия, направленная на восстановле­ние нарушенных функций органов и систем, осо­бенно иммунной системы. Симптоматическое лечение имеет целью купирование симптомов, беспокоящих больного, уменьшение воспалитель­ных явлений на коже и слизистых оболочках. Важное значение имеет диетическое питание. Пища должна быть полноценной по составу ос- | новных ингредиентов (белков, жиров, углеводов) соответственно возрасту больного. Ограничива­ются сахар и продукты, способствующие броже-


нию и дискинезии желудочно-кишечного тракта. Пища, механически и химически щадящая, при­нимается небольшими порциями 5-6 раз в день. В диету включаются продукты, подавляющие рост грибов (морковь, морская капуста, лимон и др.). Большую роль в нормализации биоценоза играют молочнокислые блюда. Диета обогащается вита­минами С, группы В, фолиевой кислотой.

При лечении кандидоза широкое применение нашли иммуномодулирующие препараты, такие как тактивин, тималин, нуклеинат натрия. Для коррекции эндокринных нарушений подбираются соответствующие препараты в индивидуальной дозировке. Наряду с перечисленными средствами для купирования кандидозного процесса обяза­тельно назначается антимикотическое лечение. Пораженные участки слизистой оболочки полости рта традиционно обрабатываются 2-4% раствором бикарбоната натрия, растворами буры в глицери­не, анилиновыми красителями. Более эффектив­ным является местное применение специфических противогрибковых препаратов: пимафуцина в каплях, гель дактарина и др. При поражении кожи эффективно применение кремов: травоген, дакта-рин, клотримазол.

Лечение онихий проводится в два этапа: сна­чала удаляются пораженные ногти, а затем отрас­тающие ногти регулярно обрабатываются анти-микотическими средствами.

При висцеральных, системных и диссимини-рованных формах кандидоза применяются парен­теральные антимикотические препараты из груп­пы полиеновых антибиотиков, из которых наибо­лее употребляемым является амфотерицин В (фунгизон). Суточная доза из расчета 0,1-0,25 мг на 1 кг массы вводится в 5% растворе глюкозы в течение 4-5 часов. При отсутствии побочных яв­лений (тошнота, головная боль, лихорадка и др.) доза постепенно увеличивается до оптимальной —0,6 мг/кг. Курс лечения прерывистый и состоит из 10-15 инъекций. При кандидозе верхних дыха­тельных путей препарат назначается ингаляцион-но в дозе 1-2 мг на 1 кг массы тела в сутки дваж­ды в день курсом 7-10 дней. Существенным не­достатком амфотерицина В является его низкая способность проникать через гематоэнцефаличе-ский барьер и высокая нефротоксичность. Поэто­му при его назначении необходимо контролиро-[вать состояние почек и печени.