Реферат на тему:
«Клиническое значение, биохимия и принципы классификации рака»
Говоря о раковой кахексии в качестве одного из признаков, характеризующих рак как злокачественную опухоль, следует иметь в виду большое непостоянство этого признака в смысле его интенсивности и самого наличия. Для некоторых органных локализаций раковая кахексия вообще нехарактерна (например, для рака легкого). Помимо отмеченных выше фактов, различия в проявлениях кахексии обусловливаются наличием или отсутствием распада раковой ткани и степенью интоксикации организма продуктами этого распада, инфицированием опухолевой и окружающей ткани, степенью нарушения функции соответствующего органа в результате давления или разрушения его опухолью, и т.д.
Топика рака и направление его роста в пределах органа. Этот фактор имеет значение главным образом при раке полого органа, поскольку расположение рака в нем оказывает влияние на проходимость содержимого через полость органа. В соответствии с этим разную клиническую симптоматику и разную рентгенологическую картину дают раку желудка фундальной, кардиальной, препилорической и пилорической областей желудка; прикорневые и центральные раки легкого; рак головки и тела поджелудочной железы; рак шейки и дна мочевого пузыря и т.д. Преимущественным направлением роста рака определяются экзофитные и эндофитные его варианты. При первом варианте особенно рано наступают явления нарушения проходимости по просвету органа. Поэтому маленький по объему экзофитный рак бронха вызывает ателектаз соответствующей доли легкого (наиболее ранний симптом), такая же опухоль в области фатерова соска или общего желчного протока - раннее развитие обтурационной желтухи, и т.д. Эндофитные раки, вызывая явления нарушения проходимости в более поздние сроки, отличаются большей инвазивностью и в этом отношении более злокачественны.
Гистогенез и клеточный состав рака. Эмпирически установлены различия клинического течения и степени злокачественности рака одного и того же органа в зависимости от гистогенеза. Так, например, рак шейки матки (чешуйчатоклеточный и особенно базальноклеточный) более злокачествен, чем рак дна и тела матки (большей частью аденокарцинома); последний отличается более доброкачественным течением и может долго оставаться локализованным, не давая метастазов. Само собой понятна клиническая зависимость рака от степени морфологической дифференциации, о которой говорилось выше, хотя попытка клинико-морфологической систематики рака каждого отдельного органа по этому признаку далеко не всегда может установить определенную закономерность. Следует заметить, что нередко однотипные в отношении общей структуры и клеточного состава рака имеют в разных органах разную степень злокачественности и поэтому разный прогноз (например, плоскоклеточный рак кожи и губы, с одной стороны, и такой же рак языка, с другой).
Характер метастазирования. Общей закономерностью для различных органных локализаций рака являются преимущественно лимфогенные метастазы с наиболее ранним вовлечением регионарных лимфатических узлов. Однако рак может метастазировать любыми путями: гематогенным, периневральным, интраканаликулярно-имплантационным и др. При наличии общих закономерностей рака каждого отдельного органа имеет свои собственные, частные закономерности и избирательность метастазирования, изучаемые и описываемые при характеристике рака отдельных органов.
Биохимия
Первые попытки биохимического изучения рака заключались в химическом анализе опухолевой ткани в сравнении с нормальной, а также в поисках особенностей в химических компонентах организма опухоленосителя.
Всякая опухоль в той или иной мере сохраняет биохимические черты ткани, из которой она произошла. Показано, что опухоли относительно богаты водой. В опухолях высоко содержание легкорастворимых белков, много нуклеиновых кислот, мало гликогена. Из неорганических ионов много калия и мало кальция и железа; из витаминов много аскорбиновой кислоты и биотина, мало рибофлавина и витамина А.
Многочисленные исследования ферментов опухолей показывают, что в опухолевой ткани много аргиназы, фосфатаз, протеаз, ферментов гликолиза, но мало окислительных ферментов, каталазы, иногда нуклеаз и т.п. Весьма существенно, что по мере изучения ряда разнообразных опухолей и нормальных тканей выяснялось, что эти отличия опухолей не однозначны, т.е. при сравнении опухоли с соответствующей нормальной тканью в одном случае данного химического компонента оказывалось больше, а в другом - меньше, чем в норме. Так, например, в первичном раке печени (гепатоме) меньше аргиназы, чем в нормальной печени, но в мышечной опухоли (рабдомиосаркоме) аргиназы больше, чем в нормальной мышце. Представление об относительной активности некоторых ферментов в ряде нормальных тканей и экспериментальных опухолей мышей дает следующая диаграмма (см. рисунок).
Сравнение данного фермента в ряде нормальных и опухолевых тканей показывает, что при злокачественном превращении, как правило, понижается или исчезает активность специализированных, характерных для данного органа ферментов, как, например, аргиназы, каталазы и цистин-десульфуразы печени. С другой стороны, злокачественные новообразования в той или иной мере сохраняют ферментативные свойства исходной ткани, как это имеет место в гормональноактивных опухолях щитовидной железы и других желез внутренней секреции или в опухолях предстательной железы в отношении кислой фосфатазы. Наконец, ряд химических черт опухолей сближает их с другими быстрорастущими, напр. эмбриональными, тканями. В общем, в опухоли по сравнению с адекватной нормальной тканью происходит биохимическая анаплазия, или дедифференцировка. Специализированные, дифференцированные химические черты утрачиваются, а черты, характерные для быстрорастущей недифференцированной ткани, усиливаются.
Сравнение новообразований между собой говорит об относительной однородности их химических свойств даже для разных видов животных, разных локализаций и гистогенеза. Таким образом, можно говорить о некотором характерном типе обмена веществ, объединяющем разнообразные опухоли. То, что сказано о ферментах, относится и к другим химическим компонентам - белкам, нуклеиновым кислотам и т.п. Так, аминокислотный состав белков различных опухолей относительно однороден при значительных различиях у нормальных органов. Вышеупомянутое высокое содержание воды и нуклеиновых кислот характерно вообще для быстрорастущих тканей. Доказательство специфичности какой-либо химической особенности требует широкого анализа многих нормальных и опухолевых тканей. Так, из различных опухолей выделен особый липид, содержащий спермин - «малигнолипин», не обнаруженный пока в нормальных тканях.
Одно из характерных свойств обмена веществ опухоли, подробно изученное Варбургом,- повышенная способность их к гликолизу.
Многочисленные работы касались вычленения и изучения активности ряда ферментов, осуществляющих отдельные звенья сложных процессов дыхания и гликолиза. Эти исследования показали, что различие в активности касается практически всех звеньев окислительной и гликолитической цепи. В последнее время, однако, появились данные, свидетельствующие о нарушении в опухолях обмена нуклеотидов, что связано с образованием и распадом коферментов дегидраз. Таким образом, многолетние попытки найти при изучении окислительных и гликолитических процессов решающее звено обмена веществ опухолей не привели к определенному результату. В последние годы центральное место в биохимическом изучении опухолей заняли вопросы обмена и особенно биосинтеза белков и нуклеиновых кислот.
Современные методы не позволили выявить каких-либо однозначных особенностей в содержании или составе белков и нуклеиновых кислот опухолей. Однако по содержанию этих составных частей, а также по аминокислотному составу белков обнаруживается известное сходство между тканями опухолей при существенных различиях между нормальными тканями.
Исследования, касающиеся биосинтеза опухолевых белков, показывают, что опухоль может расти за счет окружающих тканей, разрушая их белки и используя их материал для своего роста. При неполноценном и даже при безбелковом питании продолжается рост опухоли на фоне истощения организма опухоленосителя. Это говорит о том, что опухоль по сравнению с нормальными органами захватывает аминокислоты в первую очередь, являясь своего рода «ловушкой азота». Высказывались также предположения и о том, что опухоли могут использовать для построения своего белка более примитивные источники азота, чем нормальные ткани.
Исследования биосинтеза белков методом включения меченых аминокислот показали, что срезы из опухолевой ткани включают меченые аминокислоты значительно интенсивнее, чем соответствующие препараты из нормальных тканей. С другой стороны, в живом организме, включение меченых аминокислот в опухолевые белки идет приблизительно с одинаковой илидаже пониженной скоростью, чем в белки нормальных тканей. Так же обстоит дело и с метаболическими предшественниками нуклеиновых кислот. Из этого можно заключить, что опухолевые клетки наделены очень высокой способностью к биосинтезу своей массы, но в целостном организме имеются какие-то механизмы, сдерживающие и контролирующие этот процесс. Кругооборот предшественников в белках и нуклеиновых кислотах опухолей происходит относительно медленно. При невысоком включении аминокислотных остатков в опухолевые белки распад, катаболизм этих белков идет еще медленнее, вследствие чего их синтез значителен.
В последнее время большое внимание привлекает изучение ферментных систем, связанных с биосинтезом и распадом метаболических предшественников белков и нуклеиновых кислот. Оказалось, что набор свободных аминокислот в разных опухолевых тканях более или менее однороден и отличается от нормальных тканей. Характерной чертой для опухолей является отсутствие или очень низкое содержание глютамина, что связано, в свою очередь, с его повышенным распадом и пониженным синтезом. Поскольку глютамин играет важнейшую роль в биосинтезе белков, недостаток этого амина в опухолях может быть связан с одним из механизмов, регулирующих опухолевый рост.