Напротив, в ядах гадюковых и ямкоголовых змей ацетилхолинэстераза отсутствует, но зато широко представлены протеолитические ферменты с трипсино-, тромбино- и калликреиноподобным действием[6].
В результате отравления этими ядами развиваются геморрагические отеки, обусловленные как повышением сосудистой проницаемости, так и нарушениями в свертывающей системе крови. Одной из тяжелых форм коагулопатий, вызываемых ядами змей нашей фауны (гюрза, эфа, щитомордник), является диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови (ДВС-синдром).
Высвобождение из тканей под действием энзимов ядов биологически активных веществ (гистамина, брадикинина, эндорфинов и др.) приводит к падению АД, увеличению сосудистой проницаемости, нарушению трофики тканей из-за расстройства микроциркуляции. Прямое действие ядов на ткани и органы в сочетании с аутофармакологическими реакциями обусловливает развитие цепи сопряженных и взаимосвязанных патологических процессов, характеризующих специфику отравлений, вызываемых змеиными ядами.
Яд, продуцируемый змеями нашей фауны, является ценным сырьем для фармацевтической промышленности и применяется для изготовления целого ряда лекарственных препаратов. Отдельные компоненты яда гюрзы и кобры, например оксидаза L-аминокислот, фосфолипаза A2, фосфодиэстераза, эндонуклеаза, ФРН, выпускаются в нашей стране в качестве химических реактивов.
Важной областью потребления змеиных ядов является производство противозмеиных сывороток. Змеиные яды и их компоненты широко используются в научных исследованиях. [12]
Потребность в змеиных ядах велика, однако их получение является трудным и кропотливым делом. Змеи плохо переносят неволю и живут в серпентариях в среднем не больше 1 года, тогда как при создании оптимальных условий этот срок может составить 10—15 лет. Количество яда, которое можно получить от одной змеи, зависит от ее размера, вида, времени года, интервала между взятиями яда, микроклимата, физиологического состояния змеи и способа отбора яда (электростимуляция, механическое «доение»).
Например, при электростимуляции можно получить от гюрзы длиной 142 см 2 572 мг сырого яда или 374 мг сухого остатка, от обыкновенной гадюки (67 см) — 31 мг и 4—5 мг, от кобры (141 см) — 2 320 мг и 724 мг, от степной гадюки (45 см) — 10 мг и 2 мг соответственно.
Применение в медицине. Препараты, содержащие яды змей, применяют главным образом в качестве болеутоляющих и противовоспалительных средств при невралгиях, артралгиях, миалгиях, радикулитах, артритах, миозитах и периартритах. Различают препараты змеиного яда для парентерального («Випералгин», «Випраксин», «Наяксин») и для наружного применения («Випратокс», мазь "Випросал", мазь "Випросал В").
Для получения этих препаратов используют яды разных видов змей. Так, в состав «Випраксина» и мази "Випросал В" входит яд гадюки обыкновенной, в состав «Наяксина» - яд среднеазиатской кобры, а в состав мази "Випросал" - яд среднеазиатской гюрзы. «Випратокс» содержит смесь ядов разных змей[6].
Препараты змеиного яда для парентерального применения вводят внутрикожно, подкожно, реже внутримышечно. При этом в области введения возникают кратковременная жгучая боль и отек. В отличие от препаратов для парентерального введения препараты для местного применения, кроме змеиного яда содержат лекарственные вещества, обладающие раздражающим действием. Например, в состав «Випратокса» входят камфора и метилсалицилат, а в состав мази "Випросал" - камфора, салициловая кислота и пихтовое масло.
Препараты змеиного яда обычно переносятся хорошо. Противопоказаниями к инъекционному применению препаратов змеиного яда являются лихорадочные состояния, туберкулез легких, пороки сердца, недостаточность мозгового и коронарного кровообращения, органические поражения печени, почек. Препараты змеиного яда не назначают беременным женщинам и кормящим матерям, а также лицам, страдающим аллергией к ним[17].
Основные препараты змеиного яда:
Випералгин (Viperalgin) вводят внутрикожно, подкожно или внутримышечно начиная с 0, 1 мл и постепенно повышая дозу на 0, 1 мл до наступления выраженной местной реакции. Непосредственно перед употреблением содержимое ампулы (0, 0001 г) растворяют в 1 мл изотонического р-ра натрия хлорида (прилагается к препарату). Инъекции повторяют с интервалами не менее 24 ч. В конце лечения дозы постепенно снижают. Форма выпуска: ампулы по 1 мл, содержащие по 0, 0001 г сухого препарата. Хранение: список А.
Випраксин для инъекций (Vipraxinum pro injectionibus) вводят внутрикожно, подкожно или внутримышечно начиная с 0, 2 мл. Инъекцию повторяют не ранее чем через 3 дня, увеличивая дозу на 0, 1 мл. При наличии сильной местной реакции для последующих инъекций берут ту же дозу. При хорошей переносимости дозу препарата можно постепенно увеличить до 0, 3-0, 4 мл и сократить интервалы между инъекциями, но не менее чем до 24 ч.
Максимальная разовая доза - 1 мл, на курс обычно назначают 10 инъекций. В одно место можно вводить не более 0, 4 мл препарата. При более высоких дозах препарат следует вводить в 2-3 места. Во избежание снижения активности препарата инъекции производят охлажденным шприцем. По той же причине шприцы и иглы нельзя обрабатывать спиртом. Форма выпуска: ампулы по 1 мл. Хранение: сп. А, в прохладном, защищенном от света месте.
Мазь "Випросал" (Unguentum "Viprosalum"). Наносят на кожу по 5- 10 г 1-2 раза в день. Форма выпуска: в тубах по 20; 30; 40 и 50 г. Хранение: в прохладном месте.
Наяксин (Najaxinum) вводят подкожно или внутримышечно 1 раз в день, начиная с 0, 2 мл и постепенно увеличивая дозу на 0, 1-0, 2 мл. Инъекции производят с интервалами 1-3 дня. Максимальная разовая доза 2 мл. На курс лечения - от 12 до 20 инъекций. Повторные курсы лечения назначают не ранее чем через 4 нед. Форма выпуска: в ампулах по 1 мл. Хранение: список А, в прохладном, защищенном от света месте.
3. Продукты переработки органов и тканей крупного рогатого скота
3.1 Панты
Применение натуральных природных препаратов - это подсказанный нам Природой путь, который позволяет сохранить самое дорогое в нашей жизни - здоровье.
В течение двух тысяч лет в таких странах, как Корея, Китай, Япония, активно используются средства, приготовленные на основе пантов марала, с целью поддержания сбалансированной работы всех систем в организме человека[8].
С глубокой древности и до настоящего времени одним из важнейших источников лекарственного сырья для традиционной восточной медицины является марал и пятнистый олень. Для этих целей она использует 13 органов и частей тела этих животных и, прежде всего – панты, мясо, кровь, сухожилия, хвосты, кости, жир и т.д.
Препараты на основе продуктов пантового оленеводства являются наиболее эффективными и безопасными адаптогенами на планете. При их применении повышается энергетика организма, повышается иммунитет, увеличивается работоспособность, снижается депрессия и усталость, улучшается кровоток, способствует регенерации тканей, особенно эффективно ускоряется восстановление мышечной ткани после ее повреждения в результате интенсивных физических нагрузок, а также замедляет процесс старения организма.
Панты — это молодые, неокостеневшие, богато кровоснабжаемые рога пятнистого оленя, покрытые нежной кожей. Рога начинают отрастать в период наибольшей активности самцов-оленей в мае-июне. В период роста пантов организм марала производит до 25 кг костной ткани. Таких темпов роста не знает ни одно другое животное. Срезаются в весенне-летний период (примерно с 15 мая по 30 июня). Пантовые препараты используются в народной медицине более 2000 лет. Особенности организма пантового оленя, связанные со спецификой среды обитания и физиологии, обуславливают необычайно высокие концентрации в крови биологически активных веществ, не встречающихся у других животных.
В России водятся три вида пантовых оленей - марал, изюбрь и пятнистый олень. Ни одна ткань, ни один орган этих животных не обладает таким быстрым, мощным ростом, как панты. Сила пантов заключена в содержащейся в них крови. Забранная в период их бурного роста, кровь обладает уникальным лечебным воздействием на организм человека.
По признанию Международной ассоциации производителей пантов, панты и кровь алтайского марала являются наиболее целебными в мире и относятся к самой дорогостоящей - высшей категории[11].
На основе вытяжки из пант алтайского марала создан препарат комплексного действия "Пантагематоген".
Пантогематоген является эффективным тонизирующим, ноотропным и биостимулирующим средством, применяемым при умственном и физическом переутомлении, астенических состояниях, неврозах, половой и сердечной слабости, малокровии, климактерических и сосудистых расстройствах, сахарном диабете. Пантогематоген способствует повышению выносливости, являясь мощным средством для общего оздоровления организма: повышает энергетический уровень организма, улучшает переносимость стрессов, действует как иммуномодулятор.
По своей адаптогенной активности пантогематоген превосходит такие известные растительные препараты, как настойка женьшеня, экстракты элеутерококка и золотого корня. Его нельзя заменить пантокрином вне зависимости от доз и режимов применения, поскольку пантогематоген в 7-8 раз активнее пантокрина.
Маранол - единственный на российском рынке биологически активный препарат, в состав которого входят отборные панты знаменитого на весь мир алтайского марала и его кровь, удивительная по своим целительным свойствам. Препарат является богатейшим источником более 80 уникальных биологически активных питательных веществ, необходимых нашему организму.
Препарат обладает способностью восстанавливать нарушенный энергетический поток в организме, в результате чего человек обретает потерянное здоровье. Регулирует и пополняет запасы жизненной энергии и помогает сохранять отличное здоровье, ясность ума и активность до преклонных лет[20].