Правильная организация ухода со всеми его деталями составляет непосредственную задачу лечащего врача. Большое значение имеет уход за полостью рта (чистка зубов, полоскание рта, смазывание сухих губ маслом). Не менее важен уход за кожей (гигиенические ванны, протирание кожи водой со спиртом, поворачивание тяжело больных). При задержке стула ставят клизмы. Очень важно обеспечить больного удобной постелью и полным покоем. В тяжелых случаях для предупреждения образования пролежней необходимо уложить больного на резиновый круг.
Диетотерапия. Хотя спор о том, как нужно кормить больных брюшным тифом (держать ли их на жидкой пище или давать им полноценную, высококалорийную, разнообразную пищу) уже давно решен в пользу последней диеты, практически врачи все еще часто недооценивают роль полноценного питания. Между тем следует уделять больше внимания вопросу не столько о том, что давать есть такому больному, сколько о том, как заставить больного принять назначенную пищу. При отсутствии у больных аппетита требуется большая настойчивость и заботливость со стороны ухаживающего персонала и умение из соответствующих блюд подобрать наиболее приятные и приемлемые для больного. Особенно большое внимание следует уделять введению больным брюшным тифом достаточного количества жидкости: воды, чая, морса, фруктовых соков и т. п. Количество выпиваемой жидкости не должно быть меньше 1,5—2,5 л. Больным необходимо также вводить достаточное количество витаминов С, В, А. Пища больных должна содержать 2000—3000 кал в сутки. Больному, находящемуся в лихорадочном периоде, пища, приготовленная на пару, должна подаваться в протертом виде. В этот период количество белков должно составлять 60—70 г, жиров 40—80 г, углеводов 300—350 г. Разрешаются кофе, какао, каши, сметана, омлет, бульон с фрикадельками, мясные суфле, картофельное пюре и т. п., в дальнейшем — паровые котлеты, куриное мясо, свежая отварная рыба, овощные супы.
Диета при кишечных кровотечениях. При появлении кишечного кровотечения после назначения соответствующих мероприятий больной должен голодать всего лишь несколько часов (10—15 часов). В это время он получает только жидкость и соки (600 г). После этого срока ему можно разрешить желе, сливочное масло, кисель, яйцо всмятку. На 2-й день количество разрешаемой жидкости увеличивается. На 3—4-й день прибавляется 100 г мяса или 200 г рыбы и овощи в протертом виде, на 5-й день переходят к обычной диете при брюшном тифе.
Лечение прободений при брюшном тифе
При брюшном тифе наблюдаются частые и разнообразные осложнения: перитониты, требующие нередко хирургического вмешательства, гнойные паротиты, фурункулы, абсцессы печени, почек, легких, инфаркты селезенки, остеомиелиты, периоститы, артриты, гангрена конечностей, легких ж т. д.
Осложнения наблюдаются также ж после того, как прошли острые явления: аппендицит, холецистит, непроходимость кишечника на почве последствий перитонита и т. д. Частота и характер хирургических осложнений брюшного тифа и полиморфизм «го течения подвержены значительным колебаниям не только в зависимости от функционального состояния органов и систем организма, но и от характера эпидемии. Самым грозным осложнением брюшного тифа являются перитониты, возникающие при прободениях брюшнотифозных язв, когда в брюшную полость попадает кишечное содержимое с его разнообразной бактериальной флорой и действующими раздражающе химическими веществами. Наибольшее количество перитонитов при брюшном тифе происходит в результате прободения подвздошной кишки, затем толстой, червеобразного отростка и сигмовидной кишки. Далее идут перитониты в результате поражения в желчном пузыре, нагноившегося инфаркта селезенки, воспаления придатков матки и т. д. Перфорация тифозно-язвенной кишечной стенки возникает вследствие определенных условий, т. к. не все язвы перфорируют. Согласно данным ряда авторов и наших наблюдений, в различные эпидемии коэффициент кишечного прободения различен. Так, по данным Эльсберга, процент прободений равняется 1,2, в то время как у Морис в,8, по Мир-Касимову в среднем 1,84 прободений в 1931—1932 гг., 3,5% — в 1941 г., по А.А. Крылову 8%, по Ослеру, на большом сборном материале — 3,1%. Это осложнение брюшного тифа все еще требует усиленного внимания клиницистов и исследователей, т. к. многое в нем не ясно и спорно; необходимо дальнейшее накопление и изучение фактов. В этом отношении клинике и лаборатории принадлежит первенствующее значение. Эксперимент же в смысле выяснения генеза брюшнотифозных осложнений особого значения не имеет; животные, как правило, брюшным тифом не заражаются, хотя, по сообщению Г.Я. Синая, некоторым авторам удавалось изредка экспериментально воспроизвести картину брюшнотифозной инфекции у животных с изменениями в кишечнике, похожими на брюшнотифозные язвы у человека, причем животные погибли от интоксикации или сепсиса.
Брюшнотифозные перитониты возникают в конце 3-й или в начале 4-й недели. Чаще наблюдается одна перфорация, но встречаются и множественные. Напр., по сборным данным Кина, на 167 случаев отмечалось следующее количество перфораций: 141 раз — 1 перфорация; 19 раз—2; 1 раз—4; 3 раза — 5; 2 раза — 25; 1 раз—30.
Причиной смерти больных после предпринятого оперативного вмешательства иногда является то, что хирург, ограничиваясь зашиванием одной только замеченной язвы, забывает о возможности второй перфорации и не производит осмотра кишечника.
Из всех видов гнойных перитонитов брюшнотифозные перитониты занимают обособленное место и характеризуются очень высокой смертностью, что зависит не только от распространенности гнойной инфекции по брюшине, но и в большей степени от интоксикации организма к моменту перфорации. За последнее время процент выздоровления заметно растет ввиду улучшившейся диагностики прободений и более своевременной и квалифицированной хирургической помощи. Судьба больного с прободением брюшнотифозной язвы зависит от того, попадает ли больной в руки врача-хирурга с начальными признаками перитонита, или у больного уже развились поздние симптомы заболевания.
Наблюдения Мир-Касимова, основанные на большем числе случаев, также вполне согласуются с приведенными в таблице данными.
Однако не всегда можно точно установить сроки, прошедшие от момента перфорации или возникновения перитонита до оперативного вмешательства; поэтому фактор времени все-таки играет относительную роль. Перед операцией должны быть предприняты меры для поднятия тонуса сердечнососудистой системы больного: внутреннее капельное вливание различных растворов, переливание крови. Операция должна производиться самым щадящим образом под местным новокаиновым обезболиванием, применение которого оправдалось на практике. В виде исключения может быть применен наркоз, если нельзя закончить операцию под местной анестезией. Разрез обычно следует производить косой в правой подвздошной области, в неясных случаях — срединный; разрез должен быть достаточным для необходимого нетравматичного осмотра брюшной полости. Прп наличии спаек, обычно нежных, последние осторожно разделяются; осматривается дистальный отрезок подвздошной кишки (на котором чаще всего и обнаруживается перфорация), при необходимости — и другие отделы кишечника.
Обнаруженное перфоративное отверстие зашивается в поперечном направлении, захватывая в шов неизмененные участки кишечной стенки. Швы могут быть прикрыты сальником. Нельзя ограничиваться зашиванием одного обнаруженного отверстия без осмотра других подозрительных участков кишечника. В крайне тяжелых случаях можно наложить кишечный свищ, используя перфорационное отверстие. Предложенное в 1903 г. Эшером наложение свища как метод себя не оправдало, и во всех случаях накладывать его не следует. Не следует также прибегать к промыванию брюшной полости (предложено Микуличем в 1887 г.). В брюшную полость целесообразно вводить антибиотики; зашивается она обычно наглухо. Отмечается, что введение тампонов и дренажей дает худшие результаты. Чрезвычайно важен и послеоперационный период, который должен быть организован надлежащим образом.
Необходимо помнить, что больной после оперативного вмешательства остается тифозным и нуждается в соответствующем лечении и уходе и что в послеоперационном периоде у больного могут быть и другие осложнения: повторное прободение другой язвы, плевропневмония, кишечные кровотечения, непроходимость кишок, гнойники мезентериальных желез и т. д.
В профилактике брюшнотифозных перитонитов важное значение имеет борьба с метеоризмом кишечника, энтерогеморрагиями, запорами и т. д., а также иммунизация, влияющая благотворно на снижение заболеваемости и тяжесть клинического проявления болезни.
Профилактика
В комплексе профилактических мероприятий ведущая роль принадлежит санитарно-гигиеничексим мероприятиям и особенно в области водоснабжения, очистки населенных мест, питания, жилищ, личной и общественной гигиены.
Благоустройство источников водоснабжения и обеспечение населения безупречной в санитарном отношении водой, как показал более чем полувековой опыт, позволяют резко снизить заболеваемость брюшным тифом. При централизованном водоснабжении большое значение имеют меры, предупреждающие заражение воды (выбор места забора, соблюдение режима в охранной зоне, правильная эксплуатация очистных сооружений, поддержание водопроводной сети в исправном состоянии, лабораторный контроль за качеством воды, поступающей в сеть, и др.). В условиях децентрализованного водоснабжения на первое место выступает контроль за содержанием в надлежащем санитарно-техническом состоянии колодцев и каптажей (исправность сруба, наличие крышки, навеса, насоса или общественного ведра и т. д.). Наряду с этим, запрещается устройство вблизи их приемников для нечистот, стирки белья, водопоя для скота и т. д. При снабжении водой из реки определяется и оборудуется место забора воды вблизи его и особенно выше по течению реки не допускается стирка белья, купание людей и животных, мытье автомашин и т. д. Вода из прудов и озер, если они используются для купания людей и скота, полоскания белья и т. д., а также вода и» технического водопровода не допускается для питья без предварительного обеззараживания. Места общего пользования (вокзалы, школы, клубы, общежития и др.) обеспечиваются кипяченой водой. Устанавливается контроль за спуском сточных вод в открытые водоемы.