Смекни!
smekni.com

Малярия (стр. 6 из 8)

В клинической картине при этом отмечаются головная боль, нередко сильная, беспокойство, расстройство сознания порой до комы, судороги, эпилептиформные приступы, параличи, бульбарные нарушения, мозжечковые симптомы, полиневриты, менингит. Наиболее выражены поражения центральной нервной системы при малярийной коме, когда нервно-психические нарушения преобладают в клинической картине болезни. Наблюдаются нарушения сознания от психической оглушенности (сомноленции) до сопора и коматозного состояния. При этом со стороны двигательной сферы отмечается повышение мышечного тонуса, клонико-тонические судороги отдельных групп мышц, чаще конечностей, тонические судороги и эпилептиформные судорожные припадки. Возможно развитие параличей, геми- и параплегий. Как правило, наблюдаются менингеальные симптомы: ригидность затылочных мышц, положительный симптом Кернинга различной степени выраженности, что нередко ведет к ошибочному диагнозу менингита. Малярийные менингиты как таковые встречаются редко, чаще менингеальный синдром обусловлен менингизмом, когда почти нет патологии в спинномозговой жидкости, или малярийным менингоэнцефалитом. Нарушения микроциркуляции в головном мозге при тяжелой тропической малярии (тромбы, мелкие кровоизлияния) могут вести к очаговым симптомам: парезам, параличам, атаксическому синдрому.

Убедительным подтверждением связи нервно-психических нарушений с малярией считается появление их после первых малярийных приступов, возобновление или обострение при рецидивах малярии и обычное быстрое обратное развитие под влиянием специфической терапии.

В литературе есть указания на поражения органов зрения: малярийный кератит, малярийный увеит, иридоциклит, которые встречаются очень редко и всегда требуют проведения тщательного дифференциального диагноза для установления истинной этиологии процесса.

Более часты при малярии психические нарушения, чем неврологические. Они чаще встречаются при тропической малярии, особенно при церебральных осложнениях. Клинический опыт показывает, что во время лихорадочного периода или в периоде апирексии может развиться острый психоз в виде помрачения сознания с возбуждением и даже делириантными вкраплениями, аменцией, маниакальным или депрессивно-параноидальным состоянием, энцефалитными симптомами, обусловленными малярией. Прогноз при малярийных психозах обычно благоприятный: выздоровление отмечается одновременно с излечением малярии.

головной мозг

Характерные патоморфологические изменения в головном мозге наблюдаются при церебральных осложнениях тропической малярии, чаще всего при малярийной коме. На вскрытии головной мозг сероватого или серовато-коричневатого цвета от массового скопления паразитов и малярийного пигмента в капиллярах, несколько увеличен в объеме как за счет повышенного кровенаполнения, так и вследствие отека мозга. Постоянными патоморфологическими признаками малярийной комы являются паразитарные тромбы м стазы в капиллярах. Вследствие повышения проницаемости сосудистой стенки развивается периваскулярный отек с геморрагиями и очаговыми некрозами по ходу сосудов. Пролиферация глиозных элементов вокруг пораженных участков приводит к образованию специфических малярийных гранулем Дюрка. Точечные кровоизлияния отмечаются в веществе мозга и коре мозжечка.

надпочечники

Поражение надпочечников с развитием острой надпочечной недостаточности (синдром Уотерхауса – Фридериксона), возможно, является ведущим патогенетическим фактором в развитии редко встречающейся алгидной формы тропической малярии.

Тропическая малярия у неиммунных лиц нередко осложняется шоком, который сходен по генезу с острым инфекционным шоком при других инфекционных болезнях. Развивающиеся нарушения общей и висцеральной микроциркуляции усугубляют патологические изменения в тканях и органах: в головном мозге, почках, печени, кишечнике.

Острый сосудистый коллапс может быть результатом быстрого перераспределения и скопления крови в сосудах брюшной полости вследствие паретического их состояния или интенсивного обезвоживания с гиповолемией – алгидная форма тропической малярии.

Развитие анемии при малярии закономерно. Тяжесть ее зависит от интенсивности инвазии и продолжительности болезни. Наиболее выражена анемия при тропической малярии, которая характеризуется высоким уровнем паразитемии и при которой нарушение большого числа эритроцитов может наступить очень быстро. Обращает на себя внимание нередко наблюдающееся при малярии прогрессирующее снижение гемоглобина после исчезновения паразитов из периферической крови.

Одна из причин этого – повышенная кроворазрушительная функция ретикулоэндотелиальной системы, особенно гиперплазированной селезенки, когда наряду с инфицированными разрушаются и фагоцитируются в большом количестве и неинфицированные эритроциты. Другой причиной развития непропорционально тяжелых анемий при невысокой паразитемии являются аутоиммунные процессы. Сохранению анемии после исчезновения паразитов из крови способствует и уменьшение образования эритроцитов в результате угнетения костного мозга.

Течение болезни.

Малярии, как и другим острым инфекционным болезням, свойственно циклическое течение. Инкубационный период соответствует периоду тканевой шизогонии, несколько превышая ее продолжительность. После выхода тканевых мерозоитов в кровь число паразитов столь невелико, что в первые дни они ни могут быть обнаружены обычными микроскопическими методами исследования крови – это субпатентный период с неопределяемой паразитемией. Длительность инкубационного периода зависит от вида паразита и в определенной мере от интенсивности заражения.

Затем наступает первичная атака – первичный приступ, первоначальная малярия, в которой различают предромальные явления, типичные малярийные пароксизмы и ранние рецидивы, наступающие с короткими (7 – 10 дней) интервалами и обусловленные обострением эритроцитарной шизогонии. Ранние рецидивы наблюдаются при всех формах малярии. Общая продолжительность первичной атаки около 2 месяцев. При тропической малярии почти в половине случаев, реже при других формах болезнь ограничивается первичной атакой или даже серией первичных пароксизмов без ранних рецидивов.

Малярийные паразиты могут присутствовать в крови в небольшом количестве, не вызывая лихорадки и других клинических проявлений болезни, - это бессимптомное паразитоносительство. Исчезновение паразитов из крови при тропической и, как установлено в настоящее время, при 4х-дневной малярии означает прекращение инфекции, выздоровление. При 3х-дневной и овале-малярии возбудитель обладает способностью длительное время (месяцы и годы) сохраняться в организме в недеятельной тканевой форме, в состоянии латенции. Первичный латент соответствует инкубации у P. vivax и P. ovale. Вторичный латент – это период продолжительностью от 6 до 11 месяцев, отделяющий первичные приступы от отдаленного позднего рецидива. С учетом разных типов инфекции – короткой и длительной – прежде выделяли две группы штаммов P. vivax: «южные», которые вызывали 3х-дневную малярию с коротким инфекционным периодом и поздними рецидивами, и «северные», вызывающие болезнь после длительной инфекции.

Наиболее характерными паталогоанатомическими изменениями являются та или иная степень малокровия и изменения органов, богатых ретикулэндателиальной тканью, прежде всего селезенки и печени. На вскрытии отмечается своеобразный сероватый или буроватый цвет органов в результате отложения темно-бурого пигмента гемомеланина в клетках ретикулэндотелия. При тропической малярии обращает внимание наличие множества инфицированных эритроцитов, которые концентрируются в мелких сосудах головного мозга, синусоидах селезенки и в капиллярах желудочно-кишечного тракта, но могут быть обнаружены в сосудах всех органов.


Малярия у детей.

Малярия у детей старшего возраста протекает обычна также, как и у взрослых, и особых диагностических трудностей не представляет. У детей младших возрастных групп (до 3-4 лет), особенно грудного возраста, малярия отличается значительным своеобразием клинической картины, в которой нередко отсутствует самый яркий клинический симптом – малярийный пароксизм. В то же время наблюдаются такие симптомы, как судороги, рвота, понос, боли в животе, с быстро прогрессирующим ухудшением состояния, что требует безотлагательной дифференциальной диагностики и соответствующей этиотропной и патогенетической терапии.

В тропический странах с высоким уровнем эндемии малярия остается одной из главных причин заболеваемости и смертности детей. В первые два месяца жизни дети малярией не болеют, так как обладают врожденным иммунитетом, полученным от иммунных матерей. В течение первого года жизни почти все дети болеют тропической малярией. Летальность в этой группе детей высокая, так как врожденный иммунитете утрачен, а приобретенный активный еще не успел развиться. Таким образом, в высокоэндемических малярийных очагах малярия является преимущественно детской болезнью.

Малярия у коренных жителей эндемических малярийных очагов.

У коренных жителей эндемических малярийных очагов в результате повторных многократных реинфекций с возрастом вырабатывается иммунитет. Степень приобретенного иммунитета различна у жителей в зонах с разным уровнем эндемии, поэтому и клиническое течение болезни отличается чрезвычайной вариабельностью – от легчайших форм до тяжелых с осложнениями.

При наличии паразитов малярии в крови у неиммунных лиц нередко протекает в форме бессимптомного паразитоносительства.

Малярия у беременных.

Малярия у беременных протекает значительно тяжелее, чем у небеременных, с осложнениями, а тропическая малярия – нередко и с летальным исходом. Известно также неблагоприятное влияние малярии на плод, течение беременности и исхода ее.