Реферат по теме:
Материалы к созданию метода реконструкции лица по черепу
1. Исследование материала
Материалы по краниологии Герасимов М.М. собирал в течении 20 лет. В связи с войной многие карточки-описания, статистические данные, рисунки и другие фактические материалы были безвозвратно утрачены. В течение последующих нескольких лет многое удалось восстановить по памяти и по отдельным разрозненным данным. В основном почти все кроме некоторых ранних цифровых материалов, было уже восстановлено к его первой публикации, которая вышла в 1949 г. под названием «Основы восстановления лица по черепу».
В начале 50-х годов материалы были дополнены. Что послужило к изданию следующей книги Герасимова М.М «Восстановление лица по черепу» в 1954 г.
В своей книге Герасимов не выводит новой методики краниологического изучения или описания материала. А совместно со своими коллегами пользуется метрической техникой Мартина, которая совреминем была дополнена и модернизирована советскими учеными Ярхо, Дебецом и др. А также учитывается некоторые шкалы, разработанные Брока.
В антропологической литературе можно найти сведения о толщине мягких покровов лица человека у различных рас. К сожалению, ни один из авторов давая свои измерения, почти совершенно не отмечал закономерной связи толщины мягких покровов с рельефом скелета лица. В лучшем случае при рассмотрении отдельных мышц автор указывает места прикрепления их к костям и их функцию, но никогда не отмечает взаимоотношений их ширины, длины и толщины с той или иной формой строения черепа. Это отсутствие сведений о взаимной связи мягких покровов лица и нижележащего скелета делает почти все измерения мягких покровов недостаточно убедительными, так как лишает реальной возможности применить эти данные при восстановлении лица по черепу. Вот почему особого внимания в данной связи заслуживает работы Ганса Вирхова. В 1914 г. он демонстрировал свою первую попытку создать новый аппарат, который он назвал «получереп – полумаска». Назначение этого препарата – наглядно показать соотношение мягких покровов лица и нижележащего скелета.
Вот некоторые данные об этом препарате:
В том же номере журнала Вирхов дает описание процесса получения второго препарата, изготовлявшегося таким же образом. На этот раз была обработана голова 17-летнего негра. При попытке смонтировать мацерированную половину черепа с ранее изготовленным гипсовым отливом головы оказалось, что они не совпадают. Вирхов тщательно проверил размеры мацерированного черепа, пользуясь сохраненной в формалине другой половиной этой же головы. Оказалось, что в результате мацерации произошло заметное уменьшение черепа, на 2,36%. На лицевом скелете степень уменьшения была, вероятно, еще больше, но так, как она трудно уловима, т.е. не поддастся измерению, Вирхов о ней умалчивает. Приведенные данные с очевидностью показывают, что в практике изучения корреляции мягких покровов и черепа данная методика не может быть использована.
Большинство авторов указывает, что мягкие покровы головы у различных рас неодинаковы и что вообще они не постоянны, сильно варьируют, причем эта вариация их как бы свободна, т.е. независима от нижележащего скелета. Различные методы измерения мягких покровов, как по технике, так и по выбору точек измерения, делают основную массу наблюдений несравнимой. Кроме того, все исследователи, как правило, работали над инъецированными головами, и их измерения были неправильными потому что в результате предварительной обработки головы любая из консервирующих жидкостей производит искажение толщины покровов. Таким образом, несмотря на то, что в литературе имеются некоторые, правда, незначительные, разрозненные цифровые данные, они некогда не могли быть учтены, ни привлечены для практического пользования. Даже специально выполненные исследования для дальнейшего использования цифрового материала как определенных стандартов реконструкции, приведенные в работах Кольмана и Бёхли, несомненно, имеют тот же дефект. Это видно при рассмотрении приведенной Кольманом и Бёхли схемы воспроизведения мягкого покрова на женском черепе. На этой схеме отчетливо видно, что слой мягких тканей, покрывающий череп по профилю, в целом ряде мест не отвечает его конфигурации. Так, например, довольно сильно выступающая глабелла как будто бы свидетельствовала об утолщении над ней мягкого покрова, а на приведенной схеме, наоборот, мягкие ткани на лбу на всем почти протяжении достигавшие 4,3 мм, над глабеллой неожиданно уменьшились до 2,5 мм. Еще поразительное несовпадение профиля костного носа с реконструированной мягкой тканью над ним. Как известно от глабеллы, где мягкая ткань достигает своей максимальной толщины, ткань постепенно утончается по направлению к концу носовых косточек, достигая иной раз на женском лице толщины, не превышающей 2 мм. На приведенной схеме можно наблюдать нечто совершенно обратное. От уменьшенной толщины над глабеллой, по мере приближения к концу носовых косточек, мягкая ткань увеличивается, резко отклоняясь от основного направления профиля спинки косного носа. Далее, при рассмотрении этойсхемы становится совершенно очевидным, что ни профиль спинки костного носа ни края грушевидного отверстия, ни слабо развитая приподнятая подносовая ость не дают основания к построению такого мягкого носа. В такой же степени очевидно расхождение между выпуклой, рельефной альвеолярной частью верхней челюсти и совершенно иным, вогнутым профилем верхней губы.
Несомненно что ошибки Кольмана и Бёхли объясняются в первую очередь неточностью методов измерения, а также потому что использовались несвежие головы. Кроме того, Кольман и Бёхли никогда не имели возможности наблюдать прямых, естественных связей в соотношениях мягких тканей и черепа живого человека из-за того что не имели такого аппарата как рентгеноскопия живого лица потому что икс-лучи 1895 г. были открыты Рентгеном всего за три года до выпуска их работы, и рентгеноскопия живого лица в то время еще не была разработана.
Несмотря на то, что изучение мягких тканей, покрывающих лицо, никогда не было предметом специально проверенных исследований, все же в результате разного рода других смежных работ и случайных наблюдений анатомами и антропологами был собран некоторый материал о толщине мягких покровов головы и лица.
1) При сильно выступающем с усложненным рельефом глабелле, толщина мягких тканей над ней будет больше, чем в этой же точке при слабо развитом рельефе носолобного участка лобной кости.
2) При сильно развитой глабелле с резким рельефом надбровья, глубоким корнем носа, связанным с сильным выступанием носовых костей мягкие ткани, несомненно, будут более мощными, чем в случае постепенного перехода от слабо развитой глабеллы со слабо развитым надбровьем к уплощенному своду вогнутых носовых костей.
3) Усиление рельефа надбровий влечет за собой увеличение мягких покровов над ними: при этом следует учитывать форму микрорельефа кости
а) Если надбровья глабеллы постепенно усиливается и наивысшего своего выступания достигает в середине своей протяженности, то толщина мягких тканей от глабеллы постепенно увеличивается достигая максимума в середине надбровья над максимальной точкой его выступания и далее; затем, по мере отступания к латеральным концам надбровий, толщина мягких тканей снижается до общей нормы толщины.