Смекни!
smekni.com

Медицина античной Греции (стр. 4 из 5)

Еще очной идеалистической медицинской школой в античной Греции била школа Платона (427—347 г. до н. а.). Платон жил в период глубокого экономического кризиса Греции, идейного и политического разложения демократии, порожденной рабовладельческим строем. Ярый враг демократии и материализма, он задался целью сокрушить материализм. Платон скупал рукописи Демокрита и сжигал_ их, чтобы его учение ие сохранилось для будущих поколений. Материализму Демокрита он противопоставил собственное учение, которое явилось первой в истории философии (если не считать вавилонских жрецов) законченной системой так называемого объективного идеализма. Философская система Платона достаточно примитивна, как примитивны и все философские системы того времени. Он построил ее, исходя из вопроса о том, откуда берутся наши общие родовые понятия, например, понятие «человек», понятие «дом», понятие «книга» и т. д. Здравомыслящие люди считают, что эти понятия мы выводим, обобщая наши наблюдения над единичными вещами одного и того же рода, что понятия эти суть продукт нашей мыслительной деятельности, и в них нет ничего сверхъестественного или, что то же, божественного. Платон же мыслил обратное. Его точка зрения сводится к следующим трем положениям.

1.Понятия выражают сущность вещей, отражают истинную их природу, а не только внешние формы и свойства, в каковых они представляются перед нами с нашими обманчивыми органами чувств.

2.Так как понятия выражают сущность вещей, истинную их природу, то они, эти понятия, и являются истинным миром; конкретные же единичные вещи, окружающие нас, суть лишь формы существования этих понятий и притом формы временные, преходящие, возникающие и уничтожающиеся; мир конкретных, окружающих нас вещей является поэтому не истинным миром.

3.Являясь высшими и вечными истинами, понятия не могут быть продуктом мыслительной деятельности людей, они суть продукты мыслительной деятельности некоего «вечного разума». Па вопрос о том, как все-таки мы приобретаем довольно точные знания о пещах, если истинное знание исшей принадлежит лишь «вечному разуму», Платон отмечал, что мы, действительно, никаких знаний о вещах не приобретаем и приобрети их никакими способами не можем, если же кое-какие знания о пещах у нас имеются, то лишь потому, что они от рождения заложены в нас «вечным разумом» (теория врожденных идей). На другой, связанный с этим вопрос к чему в таком случае сводится роль пауки — Платон отвечал, что никакие науки, действительно, не нужны: изучая какой-нибудь предмет, мы ничего не открываем в нем, а лишь «вспоминаем» то, что заложено в пас от рождения; такие знания может в любое время получить любой человек, даже далекий от учености.

Таково, вкратце, философское учение Платона. По Платону, следовательно, понятия, этот продукт мыслительной деятельности «вечного разума», предшествуют материальным вещам: мышление является первичным, материя — вторичной; не бытие определяет мышление, а мышление определяет бытие. Своим учением Платон хотел опровергнут!) материализм и лишить науку ее материальной основы, приписать науке божественное происхождение.

Как и все философы Греции того времени. Платон изучал медицину и создал свою систему, которая стала основой всех дальнейших идеалистических медицинских систем, вплоть до середины XIX столетия н. э.

Несмотря на столь.почетную роль — роль основы для идеалистических медицинских систем в течение ряда столетий — эта система оказывается скомпрометированной с первого момента появления ее на свет и притом никем другим, как самим же Платоном. Платон скомпрометировал ее тем, что, создав ее, он должен был, следуя своему методу «вспоминать» божественные идеи, заложенные в нем от рождения «вечным разумом». На этом основании можно было ожидать, что медицинская система Платона явится, действительно, каким-то «откровением». На деле же этот многообещающий акт свелся всего лишь к «воспоминанию» медицинской системы вавилонских жрецов, «воспоминанию» учения индийских философов о четырех космических элементах и «воспоминанию» учения древних индийцев о роли влаг в патогенезе заболеваний.

Небогатый фонд старых идей был заложен в основу медицинской системы Платона.

Медицинская система Платона представляла собой следующее.

Человеком во всех проявлених его жизни правит «вечный разум». Он правит человеком посредством трех душ: разумной, животной и растительной. Первая помещается в мозгу — человек получает способность мыслить; вторая живет в сердце и в крови — она самая главная, она сообщает человеку теплоту и движение, а также возбуждает- все его страсти; третья душа помещается в печени, она заведует питанием человека. Все три души в свою очередь правят человеком не непосредственно, а посредством каких-то «сил», каковых окалывается тоже три: мыслительная, согревательная, она же движущая, и питающая.

Постредством этих сил три души правят четырьмя основными элементами, из которых состоит тело человека, эти элементы суть: огонь, воздух, вода, земля. (К этим четырем элементам Платон иногда присоединяет пятый – эфир: из такого заимствовал именно у индийцев, а не у китайцев.) Все эти элементы существуют в теле человека не в их натуральном виде, а в преобразованном - в виде плотных частей (кости, мышцы, внутренние органы и т.д.) и в виде влаг – крови, слизи и желчи. В таком преобразованном виде все эти материальные элементы тела человека должны находиться в строгом подчинении соответствующим душам: пока они подчиняются душам, они находятся в состоянии «кразы», стоит им выйти из подчинения душам, начинается «дискразия». В древнее учение кни-дийцев о «кразе» и «дискразии» Платон вплетает, таким образом, представление об отношениях господства и подчинения: господства для начала идеального, для души, а подчинения для бренной материальной основы организма, для его плотных тканей и для влаг. Причина болезней лежит, таким образом, не во внешних факторах, как, начиная с Алкмеона, учили врачи-материалисты, а в том, что физическая, материальная сторона организма выходит из подчинения его духовной стороне, его идеальному, божественному началу. Отсюда и терапия Платона. По вопросу терапии позиция Платона несколько отлична от позиций Пифагора и Эмпедокла. Те, как мы помним, открыто отрицали полезное действие лекарств, Платон же действует более тонко: лекарства, по его учению, обладают целительными свойствами, но только тогда, когда применение их сопровождается религиозными гимнами, очистительными обрядами и пляской.

Жрецы, применявшие такую терапию, честно сознавались, что ставили своей целью смягчить такой «терапией» гнев богов. Платон же стыдится такой прямолинейности своих учителей и уверяет, что его терапия имеет целью восстановить «отношение господства и подчинения» между материальным и идеальным началами в организме, или, как стали говорить позднее, между телом и душой.

Такова пресловутая медицинская система Платона. За исключением учения о четырех космических элементах и о «КрАЗе» и «дискразии», вся она основана на самых произвольных мистических вымыслах, и о какой-нибудь научной ее ценности не может быть и речи. Но за всеми этими вымыслами Платон проводил, и притом довольно последовательно, одну свою и новую для того времени идею – идею о двойственности природы человека. Эту идею, он, видимо, сознательно противопоставил учению Гиппократа о единстве природы организма. В этом политическая сущность медицинской системы Платона и ее философское значение как орудия борьбы с линией материализма в медицине. Действительно, именно этой идеей Платона и воспользовались все последующие поколения врачей-идеалистов в их борьбе против материализма в медицине.

Этим закончился первый период истории вопроса о природе человека. Отныне вопрос будет стоять не о том, что представляет собой человек по его природе, а о том, едина или л в о и с т в с н и а природа человека. Положение о единстве природы человека первым выдвинул Гиппократ, представлявший линию Демокрита. Положение о двойственности природы человека первым выдвинул Платон, выступивший против Демокрита в философии и против его системы в медицине, представленной Гиппократом.

Ярко обнаружилась борьба идей Демокрита и Платона в философии античной Греции. Обнаружилась эта борьба и в медицине античной Греции между последователями Демокрита, с одной стороны, и Платона — с другой.

2.7 Натурфилософия Аристотеля и ее отношение к медицине

Последнее, на чем необходимо остановиться, говоря о медицине античной Греции, это — натурфилософия знаменитого естествоиспытателя и философа древности — Аристотеля (384—322 г. до и. э.).

Величайший энциклопедист древности Аристотель в своих трудах {«Физика», «Метафизика», «Этика», «О душе», «Органон» «О возникновении животных» и др.) обобщил достижения всей предшествовавшей ему натурфилософии, приведя в известную систему разрозненные до пего сведения по астрономии. механике, акустике и оптике, геологии, минералогии, ботанике зоологии, наконец, по логике и собственно философ и.В ряда важных вопросов по всем этим разделам науки он сказал много нового и очень важного.

В труде «О частях животных» Аристотель положил начало систематическому описанию нормальной анатомии. К сожалению это была анатомия животных, манным образом обезьян так как религия запрещала расчленение человека. Он дал первое описание развитая зародыша цыпленка. После Аристотеля разработку анатомии продолжали александрийские врачи римский врач Гален.

Большую роль в истории медицины, особенно средних век-, сыграли философские взгляды Аристотеля, которые в основных положениях сводятся к следующему.

Учение Платона о первичности мышления или «понятий», якобы мыслимых «вечным разумом», ложно; источником наших понятий является наблюдение, а не мышление «вечного разума». Что касается конкретных вещей, или в широком смысле материи (кстати, самый термин «материя» впервые применен Аристотелем), то именно материя и является первичной: она существует извечно, ровно как извечно присущее ей движение; из движения материи возникли планеты, в том числе и земля и все, что есть на земле. В его «Физике», в труде «О возникновении животных» имеются интересные высказывания о том, что материя и движение не могут возникнуть «из ничего», не могут также ни увеличиваться, ни уменьшаться в количестве, им свойственны лишь «превращения». В этих своих высказываниях Аристотель, хотя и чисто умозрительно, подходит к открытию одного из величайших законов природы — закона сохранения и превращения энергии.