Смекни!
smekni.com

Медицина античной Греции (стр. 1 из 5)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.А. БОГОМОЛЬЦА

Реферат

по истории медицины

на тему:

«Медицина античной Греции»

студентки І курса

Недашковской

Анны Анатольевны

КИЕВ- 2010

1. Медицина античной Греции в период переходаот первобытно-общинного строяк рабовладельческому строю

Первые сведения о медицине античной Греции относятся к XII в. до н. э., когда медицина древних греков выделяется в самостоятельную профессию и появляются врачи-профессионалы и «семейные» врачебные школы.

Как и в странах древнего Востока, медицина древней Греции достигла такого же развития во время перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Об этом периоде истории медицины древней Греции имеются недостаточные сведения, но некоторые черты тогдашней медицины отражены в поэме Гомера «Илиада». Гомер описывает в «Илиаде» осаду греками города Трои. Эту эпопею относят к началу XII в. до н. э. (1193—1184). В легендарной троянской войне участвовала целая семья врачей-профессионалов, врачей-воинов, представлявших в то время «семейную» врачебную школу. Главой семьи и вместе с тем ее учителем был Асклепий, а учениками были два его сына—Махаон и Подалирий. К роду последнего относили величайшего врача древности — Гиппократа.

С именем Асклепия связан один миф, имеющий отношение к истории медицины. По этому мифу Асклепий был извлечен своим отцом (Аполлоном) из чрева матери Крониды. Это говорит о том, что и греки, подобно остальным народам, пришли к идее операции кесарева сечения еще в глубокой древности. Впоследствии греки провозгласили Асклепия богом медицины. Он изображался в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей.

Врачебную семью Асклепия дополняли две его дочери, которые тоже вошли в историю медицины. Одну звали Гигиейя, что значит «здоровье». Она прославилась разумными профилактическими советами и была почитаема как богиня здоровья; от ее имени произошло слово г и г и е н а.

Богиня здоровья изображалась юной девой, держащей в левой руке чашу, из которой пьет змея. Изображение змеи и чаши впоследствии стало эмблемой медицины. Смысл эмблемы, повидимому, в том, что врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания природы.

Другая дочь, Панацея («всеисцеляющая») умела лечить «от всех болезней»; впоследствии ее имя стало нарицательным и притом не в лестном смысле: «панацеей» стали называть тот ненаучный прием, когда какому-нибудь средству приписывается лечебное действие «от всех болезней».

2. Медицина античной Греции в эпоху рабовладельческого строя

2.1 Первые лечебницы и первые медицинские школы

Следующим этапом в истории развития человеческого общества в Греции было установление рабовладельческого строя. Древняя Греция состояла из ряда рабовладельческих государств. Наиболее развитым вэкономическом, политическом и культурном отношении было Афинское государство. Говоря в дальнейшем об истории медицины, мы будем иметь в виду именно историю древнего Афинского государства.

Что представляла собой медицина в рабовладельческой Греции? Как и в странах древнего Востока, она была, с одной стороны, храмовой медициной, с другой —профессиональной медициной. О храмовой медицине нет необходимости распространяться: она в основном такова, как и храмовая медицина стран Востока.

Профессиональная же медицина характеризуется прежде всего появлением первых вистории медицины лечебниц, первых при них медицинских школ (больничные медицинские школы) и зачатками организации здравоохранения в городах.

О появлении лечебниц и медицинских школ при них имеются следующие сведения. Разбогатевшие врачи-профессионалы открывают лечебницы (больницы). Лечебница на дому называлась «ятрейя». в специально оборудованном помещении — «нозокомэйон». При некоторых лечебницах открываются настоящие медицинские школы, появляется новое звание «ятролипт», что значит «преподаватель медицины». В школу принимаются все грамотные (за плату).

По окончании школы врач перед городской общиной приносит присягу, или клятву, в честном служении обществу текст этой клятвы сохранился до нашего времени.

Наряду с больничными школами, продолжают действовать «семейные» врачебные школы.

Что касается здравоохранения и древней Греции, то имеются сведения, что отдельные города учреждали у себя за свой счет должность городского врача. Это свидетельствует о том, как растет значение профессиональной медицины для общества, и о том что на медицину начинают смотреть, не только как на средство удовлетворения индивидуальной потребности людей, но и как на силу, способную обеспечить охрану здоровья населения всего города.

2.2 Философская и естественно-научная основа древней греческой медицины

Философской и естественно-научной основой медицины античной Греции явилась натурфилософия так называемых ионийских философов-материалистов. Натурфилософия ионийцев сыграла исключительно важную роль в развитии современной ей греческой медицины. Такую же роль сыграла она и в истории философской мысли.

В рабовладельческой Греции еще с VII в. до н. э. завязалась острая классовая борьба. Главными участниками борьбы были, с одной стороны, демос, состоявший из низших слоев населения и возглавлявшийся купцами и богатыми ремесленниками, с другой стороны, старая родовая аристократия, так называемые «эвпатриды» («благородные»), стоявшие у власти. Эвпатриды владели огромными земельными площадями, основной массой рабочей силы (рабы) и тягловой силы, опутали долгами и закабалили значительную часть свободного населения страны, мешали развитию производительных 'сил страны и прежде всего развитию товарного производства, з котором кровно были заинтересованы купцы и ремесленники.

В 509 г. до н. э. в Афинах борьба завершилась тем, что власть эвпатридов была уничтожена, значительная часть их богатств экспроприирована, и установлена новая форма государственного правления —демократическая республика (реформы Клисфена) — своеобразная демократия рабовладельческого общества. В борьбе против старой родовой аристократии выступают ионийские натурфилософы --демократы.

Ионией греки называли свои колонии мл Малоазиатском побережье Эгейского моря (Милеет, Эфес, Кос, Книдос и др.). Эти колонии были основами людьми, бежавшими по разным причинам (политическим, долговым и пр.) из Афин во времена безраздельного там господства эвпатридов. Переселенцы установили на новых местах свои порядки. Их города скоро стали торговыми и промышленными центрами в вместе с тем -- центрами идеологической борьбы демократов против эвпатридов.

Идеологами демократии выступили натурфилософы из Милета: Фалес, Анаксимапдр, Анаксимен. Расцвет их деятельности почти целиком относится к VI веку до и. э. В V в. до н. э. их линию продолжал Левкипп.

Своим учением милетские философы подрывали в массах веру в богов, в первую очередь подрывали веру в то, что мир сотворен богами и богами же установлены все порядки в нем.

Но недостаточно было отстранить богов от создания мира, чадо было объяснить, как произошел мир со всеми его порядками без помощи богов. И милетские философы дали такое объяснение. Их учение о мироздании (космогония) состоит вкратце из следующих положений.

Первое. — В основе всех вещей в природе должна лежать некая «первоматерия»; она никем не создана и существует извечно. По вопросу о том, что конкретно представляет собой эта первоматерия, мнения милетских мудрецов расходились: Фалес считал первоматерией воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — некую «неопределенную материю» («апейрон»); Левкипп (500—440 г. до н. э.) впервые сказал, что первоматерией являются атомы.

Второе. — Главным свойством этой извечно существующей материи является движение (Левкипп говорил: «Атомы „трясутся" во всех направлениях»). Движение также никем не привнесено в материю: оно — свойство материи и поэтому так же извечно, как извечна сама материя; оно не может существовать без материи, равно как и материя существует только в движении.

Третье. — В силу движения, извечно присущего материи, частицы ее соединяются в более крупные тела и, таким образом, без всякой помощи богов произошел мир и все, что существует в мире.

Четвертое. — Так как материя существует только в движении, то все, что существует в мире, не есть нечто застывшее и неизменное, но напротив: в мире все движется, все течет и изменяется. Это положение с особой силой развивал Гераклит из Эфеса (около 530—470 г. до н. э.). О Гераклите известно, что он происходил из аристократического рода и был врагом демократии, но, видя кругом гибель аристократического строя и сам пострадавши при этом, потерял веру в богов и в вопросах натурфилософии стал на ту же позицию, что и милетские философы — атеисты. Самое яркое в его философии—учение о непрерывном движении, к которому он пришел, исходя из того, что материя существует только в движении. Так как материя существует только в движении, рассудил он, то каждая отдельная вещь не пребывает в покое, как нам кажется а непрерывно изменяется, переходя, хотя и незаметно для нас, из одного состояния в другое. Так как вещи непрерывно становятся «другими», то они и пребывают лишь в этом непрерывном движении. Не застывшее, неподвижное существование («бытие»), а непрерывное движение является истинной формой существования вещей. Одним из примеров, которым Гераклит пояснял это свое учение, был следующий: «Солнце, -- говорил он, -- но только каждый день новое, но непрерывно новое».

Пятое.— Поскольку все в мире есть только переход из данного состояния в другое или, что то же, в противоположное, то всякая вещь, хотя она и предстает перед нами как нечто целое, «единое», по сути дела оказывается вовсе не такой уж «единой», а содержащей в себе и спою «противоположность». Всякая вещь поэтому рассматривается ионийскими философами как «единство противоположностей». Тому же Гераклиту приписывается следующее положение: «...единое есть то, что состоит из двух противоположностей, так что при разрезании пополам эти противоположности обнаруживаются».