Смекни!
smekni.com

Медицина Греции (стр. 1 из 3)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Контрольная работа

По дисциплине: "История медицины"

Тема: "Медицина Греции"

Красноярск 2009


Введение

Медицина (лат. medicina, от medico – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Характер и уровень развития медицины определяются материальными условиями жизни общества, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Развитие медицины тесно связано с развитием естествознания, философии и техники.

История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, с общей историей культуры народов. История медицины показывает, как на основе проверки и обобщения эмпирических знаний народа сложилась научная медицина, как медицинская наука развивалась в тесной связи с экономическим и политическим развитием общества, в борьбе передового, научного материалистического мировоззрения с мировоззрением ненаучным, идеалистическим.

Когда возникли первые зачатки медицинской помощи, врачевания – доподлинно не известно. Самая распространенная версия – одновременно с возникновением человека, т.е. за несколько сотен тысяч лет до нашей эры, в начале четвертичного периода в истории Земли. Эту гипотезу не раз высказывали не только специалисты-историки, но и медики. Так, великий физиолог И.П. Павлов писал, что «медицинская деятельность – ровесница первого человека», «было бы несправедливо считать историю медицины с письменного ее периода».

Врачевание и медицина в Древней Греции

Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим.

Периодизация истории и врачевании. История Древней Греции насчитывает по меньшей мере три тысячелетия блистательного развития, в котором выделяют пять основных периодов: 1) крито-архейский, или эгейский (конец III – конец II го тысячелетия до н.э.); 2) предполисный (XI–IX вв. до н.э.); 3) полисный (VII–VI вв. до н.э.); 4) классический (V–IV вв. до н.э.); 5) эллинистический (30 годы IV в. – 30 г. до н.э.).

Крито-архейский период. Медицина Древней Греции (с III–II тыс. до н. э.) начинается с крито-архейского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.

Предполисный период. Гораздо более полные сведения были получены в XI–IX вв. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, слепого поэта, воспевшего, в частности, осаду греками г. Трои. Гомер упоминает о целой семье врачей во главе с Асклепием (в латинской версии – Эскулапом), позже его обожествили и возвеличили как бога врачевания.

От имени Асклепия (рис 1) произошли названия лечебниц при храмах – Асклепионы, в которых жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнотическим воздействиям, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипнотический сон, подчас и используя лечебные травы и другие средства. Кроме этих религиозных учреждений, врачи-ремесленники, ученики семейных врачебных школ, все более становящиеся светскими медиками, избавляющиеся от влияния религиозных предписаний, обрядов, организовывали для приема больных своего рода амбулаторные учреждения – атрейи, которые декорировались, если позволяли средства, произведениями искусств. Врачей-жрецов, принимающих больных в асклепионах, называли асклепиадами. Пациенты в знак благодарности и признательности за лечение приносили в Асклепионы слепки больных органов или частей тела из гипса, мрамора и подчас, как гонорар, из серебра и золота. Сегодня по ним можно судить о характере анатомических знаний того времени. Интересно, что своего рода истории болезни записывались прямо на колоннах храмов, где развешивали и слепки больных органов.

Полисный период. В большей степени, чем религия, на медицину оказала влияние натурфилософия, как общее естественное научное и философское знание того периода, правда, находящееся еще в младенческом возрасте.

Ф. Энгельс писал, что в Греции «диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте», природа рассматривается как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывается в подробностях, обстоятельствах – она просто выступает как результат созерцания. Он отмечал, что недостаток греческой философии – в отсутствии расчленения, анализа, но это рассмотрение природы в целом является и преимуществом греческой философии перед метафизикой.

Греческие философы разных школ и направлений рассматривали происхождение всего физического мира и психического душевного мира человека из элементов космоса, находящегося в вечном движении.

Философы первой материалистической линии стремились отыскать начало всех вещей не в божественной воле, а в физической природе.

Философы, а правильнее – натурфилософы, так как они занимались естествознанием, включая медицину, писали в своих сочинениях и об анатомии, патологии, даже о хирургических манипуляциях. Так, Диоген из Аполонии на Крите, ученик Анаксимена, занимался анатомией, создал целое учение о кровеносных сосудах, упоминал о левом желудочке сердца, сонной аорте, мозговой артерии, исследовал пульс. По его мнению, воздух из левого желудочка проникает во все сосуды, в которых смешивается с кровью.

Гераклит утверждал, что человеческие зародыши происходят только из мужского семени, а матка служит местом их развития. Анаксагору приписывают открытие боковых желудочков мозга. Эмпедокл полагал, что зародыши образуются из мужского и женского семени и получают образ отца или матери. Демокрит считал, что семя происходит из всех частей тела и что наружные части зародыша образуются раньше внутренних. В медицинских сочинениях Демокрит пишет об эпидемических болезнях, диете, лихорадке, прогностике, бешенстве. Пифагор полагал наличие высшей, разумной души, пребывающей в мозгу, и низшей, неразумной, чувствующей, обуреваемой страстями, пребывающей в сердце и печени.

Известны некоторые высказывания и Платона (рис 2) о местонахождении души, о мозге, а также о душевных и прочих заболеваниях человека.

Платон был сторонником дуализма, признания двух сторон: души и материального тела – в противоположность Демокриту, Гиппократу и другим философам и врачам, проповедующим взгляды о единой материальной природе человека.

Классический период. В Древней Греции сложилось несколько врачебных школ не только на территории полуострова, но и в Малой Азии и даже на побережье Черного моря, где создавались города в колониях. Наиболее известные из них – Кротонская, Книдская и особенно – Косская, из которой вышел великий Гиппократ.

Из врачей Кротонской школы самым крупным является Алкмеон Кротонский, который вскрывал трупы и сделал ряд открытий в морфологии, например слуховой канал, который позже стал известен как Евстахиева труба, перекрест (хиазма) зрительных нервов в мозгу да и сами эти нервы. Диоген – при вскрытии животных обнаружил следующее: правая часть сердца и вены содержат кровь, а артерии пусты, поэтому по Диогену – правая часть сердца обусловливает движение крови, а левая – «присасывает» воздух. Эта гипотеза была актуальной вплоть до открытия кровообращения Гарвеем.

Представители Книдской школы известны тем, что научились описывать симптомы, симптомокомплексы болезней и их значение для болезней, они описали шум трения плевры и посредством выслушивания груди шум «кипящего уксуса» при водянке груди; ввели в медицину ряд новых средств лечения – аппликации извести, глины на грудь и голову; широко применяли чеснок, лук, мяту, хрен; в объяснениях о болезнях исходили из представлений о неправильном смешивании соков тела, называя это состояние дискразией – в противоположность кразии, состоянию здоровья.

Косская школа, из которой вышел Гиппократ, еще до него была известна деятельностью многих выдающихся врачей, в том числе Гиппократа I, сын которого Гераклит был отцом Гиппократа Великого.

Отличительная черта Косской школы, в противоположность Книдской, состояла в том, что врачи ее обращали внимание на общее состояние больного и занимались преимущественно объективным исследованием больных, семиотикой, прогностикой, этиологией, – словом всем тем, чем прославили себя Гиппократ и его последователи. Точно так же и в терапии они обращали внимание на общее состояние больного.

Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Он родился на острове Кос, где в течение многих поколений существовала семейная врачебная школа асклепиадов. Жизнь Гиппократа, подобно жизни многих знаменитостей древности, окутана легендой, которая приписывает свершение им многих славных поступков: успешное подавление эпидемии чумы в Афинах в 428 г. до н.э. во время Пелопонесской войны, предотвращение военного нападения афинян на его родной остров Кос, лечение от сумасшествия философа Демокрита пр. Однако достоверность этих событий вызывает сомнения.