Смекни!
smekni.com

Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной и сердечнососудистой системы (стр. 2 из 3)

Выраженное алкогольное опьянение по существу представляет собой кратковременное психическое заболевание, так как пьяный человек утрачивает способность давать себе отчет в происходящем и руководить своими поступками и действиями, а именно это характерно для душевнобольных.

Специальными исследованиями советского ученого В. М. Банщикова (1969, 1973) установлено, что даже после небольших доз алкоголя у испытуемых на 1— 1,5 с исчезает сознание. Субъективно потеря сознания не улавливается. По мнению ученого, выпадение сознания даже на короткое время после выпитых "для аппетита" 20-50 г водки или кружки пива является одной из роковых причин аварий на производстве и автодорожных катастроф.

Человеческий мозг не только осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность, лежащую в основе психических процессов, он ведает, кроме того, всеми функциями организма. С помощью нейрогуморальных механизмов центральная нервная система влияет на функциональную активность клеток, органов и систем, определяет направленность обмена веществ. Поэтому при опьянении, в связи с нарушением регулирующих влияний центральной нервной системы, а также в результате непосредственного токсического воздействия алкоголя существенно расстраивается деятельность самых различных внутренних органов и обменных процессов.

Так, вскоре после употребления спиртного возникает ощущение, что по всему телу разливается приятная теплота. Это субъективное ощущение весьма обманчиво. Алкоголь отнюдь не согревает в холодную погоду. Его употребление вызывает лишь расширение кровеносных сосудов кожи, кровь приливает к ней, а отсюда — ощущение теплоты. Однако кровь, циркулируя по расширенным кровеносным сосудам, отдает во внешнюю среду большое количество тепла. Температура тела постепенно понижается на 1—2 и более градусов, хотя выпивший этого и не замечает.А это часто приводит к обморожениям и простудным заболеваниям.

Дыхание в начале опьянения учащается, но с нарастанием алкогольного отравления делается редким и более глубоким. Походка по мере опьянения становится неуверенной, движения рук некоординированными. Пьяный не может сохранять вертикальное положение, он спотыкается и падает. Нередко наблюдаются тошнота и рвота.

Следует заметить, что рвотная реакция — важный защитный механизм. При рвоте, наступающей после употребления больших количеств спиртного, алкоголь удаляется из желудка, и его дальнейшее всасывание в кровь, а следовательно, проникновение в мозг и внутренние органы организма, прекращается, что приводит к ослаблению алкогольной интоксикации. Рвота от алкоголя наблюдается только у здоровых людей, а также при самых легких степенях алкоголизма. С течением времени вследствие длительного отравления спиртными напитками эта защитная реакция угнетается, а затем и вовсе исчезает, поэтому алкоголь, не встречая препятствий, все больше отравляет мозг. Отсутствие рвотного рефлекса — часто признак алкогольной болезни.

При большой дозе выпитого спиртного наступают еще более тяжелые расстройства. Теплорегуляция организма расстраивается в связи с начинающимся параличом теплорегулирующих центров, температура тела снижается еще больше, работа сердца ослабляется. Постепенно развивается паралич сосудодвигательного и дыхательного центров. Дыхание становится поверхностным, замедленным, хрипящим. Кожа принимает красноватую окраску, которая затем сменяется резкой бледностью и, наконец, синюшностью. Постепенно нарастает состояние глубокого алкогольного наркоза с полной потерей сознания, утратой рефлексов, произвольных движений, чувствительности, с повышением мышечного тонуса. Наконец, при явлениях резкого упадка сердечной деятельности может наступить смерть от отека легких, паралича дыхания и сердечной деятельности.

Смерть от отравления алкоголем возможна как в первые часы, так и через 1—2 дня после его приема. На вскрытии, как, правило, наибольшие изменения обнаруживаются именно в мозге. Твердая мозговая оболочка напряжена, мягкие мозговые оболочки отечны, полнокровны, сосуды расширены, повсюду встречается множество точечных кровоизлияний, а также мелкие кисты в местах некроза (омертвения) участков мозгового вещества.

2. Алкогольные психозы

Алкогольныепсихозы — экзогенные психозы, обусловленные хронической алкогольной интоксикацией. Развиваются во II и III стадиях хронического алкоголизма. По данным ВОЗ, наблюдаются у 10% больных хроническим алкоголизмом. Распространенность зависит от уровня алкоголизации населения.

Выделяют следующие формы алкогольных психозов:

· алкогольный делирий,

· алкогольный галлюциноз,

· алкогольные бредовые психозы,

· алкогольную депрессию,

· алкогольную эпилепсию,

· дипсоманию,

· алкогольные энцефалопатии.

В структуре алкогольных психизов основное место занимают делирий (76,5—91%), острый галлюциноз (5,6—22,8%) и бредовые психозы (3,8—10—25%).

Алкогольный делирий (белая горячка, delirium tremens) развивается остро, через несколько часов или дней после прекращения приема алкоголя. В начальном периоде отмечаются астения, бессонница, возникают отдельные иллюзии и галлюцинации, эпизоды бредового восприятия окружающего на фоне тревожности, боязливости, взбудораженности, суетливости больных. В дальнейшем повышается температура тела, появляются гиперемия, отечность лица, желтушность склер, тахикардия, колебания АД, увеличивается печень. Постоянным признаком является тремор рук, головы или всего тела. Возможны повышенная потливость, нистагм, рефлексы орального автоматизма, гиперрефлексия, мышечная гипотония, атаксия. В крови — лейкоцитоз, сдвиг в лейкоцитарной формуле влево, увеличение СОЭ, отмечаются билирубинемия, холестеринемия, уробилинурия, альбуминурия, олигурия. При типичном алкогольном делирий, продолжающемся, как правило, 2—5 дней, наблюдается ложная ориентировка в месте, окружающих лицах, неточная ориентировка во времени. Возникают то простые по содержанию, зрительные, то сценические, комбинированные зрительные, а также тактильные, слуховые истинные галлюцинации. Зрительные галлюцинации объединены общим, большей частью устрашающим, содержанием, нередко с алкогольной и сексуальной тематикой; они изменчивы, переплетаются с иллюзиями, расстройствами схемы тела (метаморфопсиями). Зрительные галлюцинации могут носить макроманический (огромные люди, животные, чудовища, демоны) и микроманический (мелкие существа, нити и т.п.) характер. Больные высказывают несистематизированные бредовые идеи физического уничтожения, преследования, ревности, обвинения, являющиеся как бы интерпретацией. изложением содержания галлюцинаций (так называемый галлюцинаторный бред). При этом преобладает страх в сочетании с грубоватым юмором, который может сменяться эйфорией, недоумением. Поведение больного соответствует содержанию галлюцинаций и бреда: больные защищаются, убегают, кого-то гонят, что-то стряхивают с себя и окружающих предметов. Характерны бессонница, нарастание симптоматики в вечернее и ночное время; возможно временное стихание проявлений болезни (обычно днем). Если удается отвлечь больных от болезненных переживаний, можно получить анамнестические сведения (чаще неполные). В большинстве случаев на этом этапе алкогольный делирий заканчивается. Характерен критический, после глубокого сна выход из психоза через фазу астении. Выздоровление может наступать и постепенно, с развитием резидуального бреда или депрессии. У больных сохраняются более полные воспоминания в отношении болезненных расстройств, менее глубокие — в отношении действительно происходивших событий.

В атипичных формах в структуру алкогольного делирия могут включаться онейроидные компоненты, отдельные психические автоматизмы; возможны значительная систематизация бредовых идей, преобладание вербальных галлюцинаций, развитие редуцированных форм алкогольного делирия (гипнагогический делирий, абортивный делирий). Атипичные формы продолжительнее, чем редуцированные (абортивный делирий длится около суток).

В редких случаях алкогольный делирий, затягиваясь, проходит стадии профессионального и мусситирующего делирия (тяжелого делирия). Профессиональный делирий развивается на фоне тяжелого соматического состояния. Больные совершают однообразные разрозненные движения, напоминающие профессиональные. Это сопровождается отрывочными высказываниями профессионального содержания, ложными узнаваниями. Воспоминания о данной стадии почти не сохраняются. При мусситирующем делирии больные не реагируют на окружающих, в т.ч. на обращенную к ним речь. Они лежат в постели, бормочут едва слышно что-то бессвязное, у них слабые, неуверенные, носящие иногда судорожный характер движения рук (ощупывают, что-то стягивают с себя, перебирают одеяло). Общее состояние угрожающее: отмечается высокая температура тела, углубляются соматоневролоические расстройства, характерные для пределириозного периода, присоединяется пневмония. Болезнь может осложниться оглушением, комой и закончиться летально (в условиях стационара летальность от алкогольного делирия составляет 1—16%).

Алкогольный галлюциноз характеризуется наличием множественных вербальных галлюцинаций, возникающих на фоне тревоги, страха и др. Возникают бредовые идеи (бред преследования, физического уничтожения, обвинения и др.) содержание которых тесно связано с содержанием вербальных галлюцинаций. Сознание не помрачено. По течению выделяют острый, подострый и хронический алкогольный галлюциноз. Острый алкогольный галлюциноз длится от нескольких часов до 1 мес. Вербальные галлюцинации, исходящие от одного, двух или множества людей (голоса) носят угрожающий, императивный, осуждающий характер. Часто голоса обсуждают между собой прошлые неблаговидные поступки больного; они могут носить дразнящий характер. Во многих случаях вербальные галлюцинации отличаются сценоподобностью. Бредовые идеи обычно мало систематизированы, диффузны, возбуждение менее хаотично. В начальном периоде острого алкогольного галлюциноза может наблюдаться выраженное двигательное возбуждение. Встречаются и другие варианты острого алкогольного галлюциноза: редуцированный (острый гипнагогический вербальный галлюциноз, острый абортивный галлюциноз, которые длятся около суток), атипичный (с депрессией, кратковременным субступором, отдельными психическими автоматизмами, бредом величия или онейроидными включениями), смешанный (с выраженным бредом или делириозными эпизодами),