Специалисты отмечают у таких детей нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. Эти отклонения проявляются, прежде всего, на занятиях в школе. Ребёнок на уроке часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём – у них ниже нормы. Объём оперативной памяти и мышления снижен, ребёнок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом. Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом – цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг "отдыхает", накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты "отключения" ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может работать 5-15 минут, после чего мозг снова "отключается" и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.
Такие особенности умственной деятельности в сочетании с нарушениями восприятия, речевого развития, координации рук способствуют у детей с синдромом трудностей в освоении чтения, письма, счёта. Это отнюдь не связано с дефектом интеллекта. Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным занятиям, художественно-изобразительному искусству. Определённые отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо сделать, приводят у них к отсутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит – к учебной деятельности.
При существенной организации учебного процесса в школах нагрузки, посильные для здоровых школьников, оказываются чрезмерными для детей с подобными отклонениями.
Проблемы с вниманием в 8 из 10 случаев сопровождаются повышенной двигательной активностью. Специалистами этот синдром определяется как повышенная реактивность или двигательная расторможенность, т.е. активность, понимаемая как самостоятельно направляемая деятельность, у этих детей развита слабо.
Именно высокая реактивность ребенка, прежде всего, отмечается родителями и учителями при характеристике его поведения. Как правило, чаще всего гиперактивность свойственна мальчикам. Сказать, что они просто непоседливы, – значит, не сказать ничего. Они подвижны, как ртуть. На месте такому ребёнку не сидится, он постоянно крутится и вертится. Кажется, он успевает всё: и поболтать с соседом, и дёрнуть за косички соседних девчонок, показать свои игрушки всему классу и постоять у доски…
Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, независимо от того, чем занимаются, – математикой или физкультурой. На занятиях физкультурой они в один миг успевают начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Недаром их называют "вечными двигателями". Однако результативность подобной "брызжущей" активности невысока, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребёнок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, ненужных и даже навязчивых движений.
Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивированна и не зависит от ситуации – они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления "сверхактивность" выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.
Такой ребёнок всегда торопится, суетится; приступает к заданию, не дослушав инструкции, а затем много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает за учителем. В тетради у него грязно, самостоятельные и контрольные он бросает недоделанными или, быстро сделав, сдаёт с ошибками. Ему трудно самоорганизоваться, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны взрослых. Замечания и выговоры в этих случаях не помогают. Ребёнок часто и сам не рад, но справиться, "убежать" от самого себя он не может. Окриками и наказаниями учитель только усугубляет ситуацию: ребёнок теряется ещё больше и окончательно отстаёт от класса. Теперь он не только не может, но и не хочет контролировать своё поведение.
Надо отметить, что ни в каком другом случае нарушения поведения не вызывают так много нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как в этом. Гиперактивному ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают и наказывают. В конце концов, ребёнка убеждают, что он ни на что, на свете не способен и что бестолковее его нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, "трудным" ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема.
Помимо двигательной расторможенности для детей с синдромом свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде "мягкой" неврологической симптоматики: дискоординации движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тиков и навязчивых движений.
Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятиях конструированием, лепкой и рисованием. При обучении письму могут появляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, "зеркальное" письмо, недописанные буквы).
Могут отмечаться также нарушения пространственной координации, проявляющиеся в неловкости, неуклюжести. Они как бы не "вписываются" в пространство, натыкаются на углы, часто идут напролом, не обращая внимания на препятствия.
Чрезвычайно важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.
Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива. Как правило, у них нарушены отношения, как со сверстниками, так и со взрослыми.
В психическом отношении они отстают в своём развитии (парциальные задержки развития на 1,5–1,7 года), однако стремятся руководить. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать и переживать. Не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще отвергают их дружбу.
Из-за неприязни со стороны сверстников, из-за стремления верховодить, они часто вынуждены общаться с самыми покладистыми или более младшими детьми.
Родители гиперактивных детей часто жалуются, что их дети не имеют друзей, сверстники отвергают их, оказываются с ними играть или контактировать.
Гиперактивный ребёнок досаждает не только детям, но и взрослым. В сравнении с другими детьми, он легко идет на контакт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает своё общение окружающим, встревает в разговоры взрослых, мешает им, всячески стараясь привлечь их внимание. Часто применяют для этого неадекватные методы.
Исследования показывают, что две трети детей с синдромом – это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:
· с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);
· с неблагополучной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
· семьи с высоким уровнем психологической напряжённости (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жестокое обращение с ребёнком);
· семьи, ведущие ассоциативный образ жизни (родители, страдающие алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребёнка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождения нормальный уровень интеллекта, на 2-3 год обучения попадают в классы коррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации – эмоционального "голода" – вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу по отношению к ним. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.
Гиперактивные дети своим поведением с самого раннего детства как бы бросают вызов окружающему миру. Они не похожи на других детей, их поведение резко выходит за рамки привычного для детей их возраста. Часто они чувствуют себя отверженными, отделёнными от коллектива. Психологическое обследование выявляет у большинства из них повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряжённость, переживание чувства страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному настроению, легко расстраиваются из-за неудач.