.
В настоящее время насчитывается более 500 психотерапевтических методик, претендующих на устранениеу пациента психологических проблем и невротических реакций. Все это море методик можно подразделить на 5 больших направлений в психотерапии:
1. Психодинамическое направление с акцентом перевода бессознательных конфликтов в сознание;
2. Поведенческое направление, которое вообще не занимается проблемами личности, а обучает пациентов правильному поведению в психотравмирующих ситуациях;
3. Когнитивное направление, ориентированное на изменение ошибочных суждений;
4. Экзистенционально-гуманистическое направление, делающее акцент на безусловной положительности любого переживания как источника развития личности, и на духовности;
5. Нейро-лингвистическое программирование, в основу которого положена работа с воображением клиента и непосредственный вербальный контакт с органами и субличностями пациента.
Примечательно, что все направления, претендующие на изменение личности, на самом деле не пытаются формировать новую стрессрезистентную личность, а лишь раскрывают перед пациентом собственные личностные проблемы и ему самому или группе таких же невротиков предлагают их решать.
В настоящее время все большее число психотерапевтов приходят к убеждению, что в основе большинства неврозов лежат жизненные ложные установки или утраченный смысл жизни. Так Юнг утверждал, что 1/3 его пациентов имеют проблемы, связанные с отсутствием смысла жизни. Виктор Франкл говорил об экзистенциальном неврозе – неврозе утрата смысла жизни. Николс Хобс утверждает, что современные неврозы в большинстве основаны на отсутствии цели и смысла жизни. Однако, несмотря на эти верные наблюдения, никто из психотерапевтов не может предложить конкретного решения вышеназванныхличностных проблем. Так, В. Франкл в своей работе «Философские основания логотерапии» пишет: «Логотерапевт не уполномочен сознательно влиять на решение пациента – как ему интерпретировать свою ответственность, или что будет включать его личный смысл». В другом месте он восклицает: « Я, например, не устаю повторять, что смысл должен быть найден и не может быть дан, менее всего – врачом. Логотерапия не раздает предписаний» (с. 274)[1]. Все это, к сожалению очень печально. Ответственность за свою собственную несостоятельность врач вынужден перекладывать на больного.
Данная статья является краткой выжимкой из моей книги «Искусство быть счастливым. Мировоззренческая психотерапия.», изданной в 1993 г. в г. Гдове. В этой книге описываются новые подходы в оценке эмоциональной жизни человека, однозначно определяется смысл жизни, даются определения понятиям добра и зла, свободы воли, анализируется эволюция нравственных принципов и многое другое.
Давайте попробуем разобраться, можно ли вообще однозначно решить проблему смысла жизни. Все философы, занимающиеся этим вопросом, справедливо указывают на главную сложность, которая состоит в том, чтобы совместить смысл жизни отдельного человека с всеобщим смыслом жизни. Чтобы решить ее, нужно проанализировать понятия цель в жизни, предназначение в жизни и смысл жизни.
Что такое цель в жизни, понятно всем. Цели всегда конкретны и зримы. Они могут быть достижимыми и недостижимыми, что зависит от того, способен ли человек правильно оценить свои способности и возможности. Пример целей: стать богатым, стать знаменитым, вырастить достойных детей, похудеть, купить машину и т. п.
Более сложное и широкое понятие – это предназначение в жизни. Практически все философы на сегодняшний день ставят знак равенства между предназначением в жизни и смыслом жизни. Но это неверно. Предназначение в жизни определяется способностями и страстями человека. Если цели в жизни – суть планов, то предназначение – суть генеральной линии судьбы. Предназначение еще называют призванием. Цели отвечают на вопрос, что хочет человек, а предназначение – для чего он живет, что мы можем ожидать от него. Здесь уже больше просматривается направленность не на себя, а от себя.
Какие предназначения можно назвать? Предназначение одних – приносить людям радость, сочиняя музыку, рисуя картины; предназначение других – приносить людям пользу, занимаясь наукой, строя дома, изобретая новую технику; предназначение третьих - приносить людям зло, воруя, кляузничая, убивая людей; предназначение четвертых – быть ведомыми, выполнять черновую, рутинную работу.
В художественной и части научно-публицистической литературы сложилось представление, что предназначение каждого человека всегда в чем-то высшем, благородном. И только неправильное воспитание не дает реализоваться этому предназначению. Возможно ли, чтобы все люди творили добро? Нет, невозможно. Чтобы это осознать, надо разобраться с понятиями добра и зла, что мы и сделаем далее.
Кроме предназначения в жизни конкретного человека, можно говорить о предназначении человека вообще. Поскольку высшей ценностью в иерархии известных нам ценностей является человечество, основное предназначение человека заключается в деятельности, направленной на процветание человечества. Примечательно, что именно это предназначение подавляющим большинством исследователей объявляется смыслом жизни человека.
Перейдем к анализу смысла жизни. Что следует понимать под ним? Смысл жизни отвечает на вопрос, почему мы живем, и стоит ли жить. Есть ли смысл жить, если мы все равно умрем, есть ли смысл страдать, надеяться на лучшее, в то время как эти надежды не реализуются? То есть смысл жизни поднимает принципиально новый круг вопросов, отличных от вопросов цели и предназначения.
Одни утверждают, что смысла в жизни нет, мы живем по инерции только из-за того, что не решаемся на решительный шаг покончить с жизнью. Другие, вторя первым, считают, что мы живем только потому, что в нас эволюцией заложено чувство самосохранения. Третьи утверждают, что смысл жизни в самой жизни, живи – и не о чем не задумывайся. И все же смысл в жизни есть, и он один на всех людей. Это стремление к положительным эмоциям и надежда на приход этих эмоций.
Можно утверждать, что человек кончает жизнь самоубийством только тогда, когда приходит к убеждению, что дальше в его жизни не будет положительных эмоций (исключая самоубийство с целью демонстрации преданности идее). Таким образом, если целей в жизни необозримое количество, предназначение у каждого человека свое, и оно одно. В то время как смысл жизни у всех людей один – стремление к положительным эмоциям за счет удовлетворения своих потребностей.
Рассуждать о счастье человека, не беря во внимание причины его удовольствий и страданий и сами эти чувства, значит рассуждать о каком-то идеальном отвлеченном счастье. Такие рассуждения не имеют никакого практического интереса. За несколько лет до нашей эры древнегреческий философ Эпикур вплотную подошел к реальному осмыслению человеческого счастья. В письме к Менекею он писал: «Да, мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия… Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни… Его мы познали как первое благо, прирожденное нам; с него мы начинаем всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя, как внутренним чувством, как мерилом о всяком благе».
Этическая теория, рассматривающая добро как то, что приносит удовольствие или избавление от страданий, называется гедонизмом. Несмотря на то, что эти представления разделяли многие ученые прошлого, в настоящее время подавляющее большинство философов рассматривает гедонизм как грубое упрощение и вульгаризацию моральных проблем. Таким воззрениям во многом способствовал эгоистический, потребительский характер гедонизма, проповедуемый западными философами, такими, например, как Д. Милль и И. Бентам, и переиначенный ими в утилитаризм. А может ли человек, стремясь к удовольствиям, думать и заботится не только о себе, как того требует утилитаризм? Оказывается, может! И только осознав, что между гедонизмом и альтруизмом нет принципиального противоречия, мы сможем вплотную подойти к действительному разрешения проблемы счастья человека.
Как было сказано, человек, стремясь к положительным эмоциям, получает их за счет удовлетворения своих потребностей. В свою очередь ведущие потребности и определяют нравственность человека. Можно сказать и так: смысл жизни человека в стремлении к удовлетворению своих потребностей. А много ли у человека потребностей? Огромное количество! Но их можно сгруппировать и анализировать, так сказать, вкупе. А можно ли сравнить жизнь с преобладанием одних потребностей с жизнью с преобладанием других потребностей? Недостаточно сказать, что жизнь удалась или жизнь не сложилась. Необходимы более четкие критерии.
Для сравнения жизни можно выделить 3 критерия: количество жизни, качество жизни и ее разнообразие. Количество жизни определяется количеством впечатлений, то есть эмоционально значимой информацией. Продолжительную по годам жизнь в одиночной камере вряд ли можно назвать количественной.
Под качеством жизни следует понимать преобладание в жизни положительных эмоций над отрицательными. Наше настроение постоянно колеблется. При желании можно было бы построить график своей эмоциональной жизни, расположив выше горизонтальной оси времени положительные эмоции (спокойствие, хорошее настроение, радость, восторг, экстаз), а ниже отрицательные, стенические и астенические эмоции (раздражение – плохое настроение, злоба – печаль, гнев – горе, ярость – мука). Если среднесоставляющая настроения, скажем за день, приходится выше нулевой отметки спокойствия, значит, день у вас удался, в нем преобладали положительные эмоции. Если взять большие отрезки – год и более, то уже можно сделать обобщающие выводы. Жизнь с преобладанием положительных эмоций мы называем счастливой, с преобладанием отрицательных – несчастной.