Смекни!
smekni.com

Наркомания как медико-социальная проблема (стр. 2 из 9)

Наркодельцы стали использовать самые изощренные мето­ды — не представлять наркотик как наркотик, а, например, как просто стимулирующую таблетку.

В России проблема наркомании существовала не только на протяжении всей истории СССР, но и задолго до его образова­ния. Оценка проблемы носила явный отпечаток идеологического контроля со стороны партийного руководства страны. Наркома­нии трактовались как единичные случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.

Замалчивание проблемы наркомании в нашей стране, отри­цание ее существования, имевшее место вплоть до 1986 года, сыграло крайне отрицательную роль.

В настоящее время в цивилизованном мире наблюдается по­степенный переход от политики “войны с наркотиками” к политике “сокращения (уменьшения) вреда”.Наиболее энергично по этому пути пошли Нидер­ланды, Великобритания, Швейцария, Австралия. К сожалению, Россия опять идет “своим путем”. Закон “О наркотических сред­ствах и психотропных веществах” (1997) — резкий шаг назад, сводяший на нет первые робкие успехи по обеспечению помощи наркоманам. Тотальный набор запрещенных наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 1, 2 Закона), запрет на использование наркотических средств и психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст. 31), запрещение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 40), резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст. 46), запреще­ние лечения больных наркоманией частнопрактикующими вра­чами, а также с использованием наркотических средств, напри­мер, метадоновая терапия (ст. 55), применение медицинских мер принудительного характера (ст. 54, п. 3), фактическая ликвидация анонимного лечения (ст. 56) — все это отбрасывает страну назад и приводит к полной беспомощности наркопотребителей перед наркобизнесом, криминализации негосударственной медицин­ской помощи, росту преступности наркопотребителей ради до­бывания наркотиков и тому подобным последствиям.

В цивилизованных странах мира социальная реакция на наркопотребление выражается в отказе от запрета на употреб­ление наркотиков (равно как потребление алкоголя или табака), нарушающего ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, вы­работка стратегии и тактики мягкого, гибкого превентивно-воспитательного реагирования (социального контроля) общества и государства на потребление наркотиков, развитие антинарко­тической пропаганды, психолого-педагогической и медицин­ской социальной помощи наркозависимым и членам их семей.

1.2 Крайне тревожная статистика

Скорость распространения наркомании в России “перехлес­тывает” цифры всех европейских стран. Мы стали быстро до­гонять США по уровню употребления наркотиков. Если в 1990 году СССР отставал от США в этой области на 20 лет, в 1991 году — на 15, то в 1993-м — лишь на пять лет. Скоро по употреблению наркотиков мы обгоним Соединенные Штаты. К началу 1990-х годов в России от 1 500000 до 5000000 че­ловек потребляли время от времени или регулярно наркотики, к концу 1990-х годов число наркоманов перешло 7%-ный рубеж и составляет ныне более 10 млн. человек. В России сегодня уже нет людей, так или иначе не сталкивавшихся с наркоти­ками: либо они пробовали зелье сами, либо их друзья, знако­мые, родственники, либо им предлагали наркотики.

Беда эта страшная и распространяется в России стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о мас­штабах и глубине поражения наркотиками нашего общества. По данным Минздрава Российской Федерации, на 1 января 1999 года, в наркологических диспансерах состояли на учете 160 тыс. больных наркоманиями (109,6 на 100 тыс. населения), свыше 93 тыс. человек, злоупотребляющих наркотическими средствами, более 13 тыс. больных токсикоманиями и свыше 29 тыс. злоупотребляющих токсическими (сильнодействующи­ми) веществами. Количество состоящих на учете больных нар­команиями выросло за 10 последних лет более чем в пять раз. Общество и государство России не восприняли всерьез тот факт, что наркомания стала первой в ряду социальных проблем. Идет время, и сегодня потребление наркотиков уже является неотъемлемой реальностью, частью нашего и без того неблаго­получного бытия.

Особую тревогу вызывает резкое “омоложение” контингента больных наркоманиями. По данным медико-социальных иссле­дований, средний возраст начала употребления токсико-наркоти-ческих веществ снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек. Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией средиподростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а за­болеваемость токсикоманией — в 8 раз. Подростки злоупотребля­ют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами — в 11,4 раза чаще, чем взрослые. “Омоложение” наркотизма должно кардинально изменить традиционное пред­ставление педагогов о сроках начала профилактической работы. Начинать ее надо не в подростковом возрасте, а с начальной школы, включая дошкольный возраст.

Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным на начало 1999 года, составляет 29,8 тыс. человек. В 1984 году таких на всю Россию было только 420 чел. Всего по стране на каждые 100 тыс. подростков приходится 73 боль­ных. Это эпидемия.

Вызывает большую тревогу то, что:

— в разных регионах России, по данным правоохранитель­ных органов, насчитывается от 20 до 30% школьников, которые так или иначе знакомы с употреблением наркотиков;

— число подростков и студентов, больных наркоманией, за минувшие четыре года в крупных городах выросло в 6—8 раз, а число женщин-наркоманок за последние десять лет увеличи­лось в 6,5 раза;

— получили распространение “семейная наркомания” и да­же приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. В реанимационные токсикологические отделения больниц по­падают даже дети 5-7 лет;

— по некоторым данным, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, а 3/4 из них — молодежь от 14 до 30 лет;

— вряд ли кто-нибудь из впервые вступивших на опасную “дорогу в никуда” осознает, что только 10% подростков-нарко­манов доживает до 30 лет;

— уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 году в Рос­сии погибли от наркомании 1600 чел, среди них половина — подростки;

— за последние десять лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей — в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно состав­ляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.

Известно, что один наркоман за год втягивает в порочный круг от 10 до 15 человек. Делает это наркоман в основном для того чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции “зелья”. При таких темпах через пять лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Рост наркома­нии резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в 1997 году 4725 ВИЧ-инфицированных человек 91% — нар­команы. Установлена прямая связь роста наркомании и бы­строго расползания по стране гепатита Б: зарегистрировано бо­лее 40 случаев на 100 тыс. человек.

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно — в состоянии опьянения подростками со­вершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).

За шесть месяцев 1998 года было совершено 108 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, при этом количе­ство тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются нар­команами.

На фоне общего сокращения количества преступлений, со­вершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотичес­ких средств или психотропных веществ, продолжает расти. Так, в 1998 году зарегистрировано 11,1 тыс. таких преступлений (для сравнения: в 1995 г.— 4,5 тыс.), за 3 года прирост составил 146,6%, вследствие чего к уголовной ответственности привле­чено 8,3 тыс. несовершеннолетних (прирост за последние три года - 117,8%).

В 1998 году за употребление наркотических средств в ор­ганы внутренних дел было доставлено более 21 тыс. несовер­шеннолетних. Количество употребляющих наркотики детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, по состоянию на 1 января 1999 года составляло 16,6 тыс. человек (на 13,7% больше, чем в 1997 году).

Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13—15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая “карьера” сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.

Среди тех, кто использует одурманивающие вещества до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчи­кам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притя­гательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14—15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким об­разом, проблема постепенно приобретает универсальный харак­тер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.

Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро­дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а в старших классах она достигает 27% (в обычной школе — 2-15%, в сельской школе — 2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен­ная ценность, принимает “знаковый” характер приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.