Смекни!
smekni.com

Неврозы (стр. 4 из 6)

Итак, что же это за расстройство, наиболее типичные примеры которого мы привели?

Врачи и логопеды выделяют следующие основные расстройства речи:

Алалия – врождённое отсутствие речи;

Афазия – исчезновение нормально развитой речи под влиянием сотрясений мозга, ушибов головы, воспалений мозгового вещества;

Афония – утрата звукопроизношения (нет голоса). Если же дотоле нормально сформировавшаяся речь исчезает под влиянием психических потрясений или каких – либо иных психических травм, то это называется мутизмом (от латинского мутус – молчание).

Мутизм может быть выражен по – разному.

1.Если мутизм постоянный, его называют тотальным.

2.Если он проявляется лишь в определённых ситуациях, то именуется избирательным.

Причины психогенного мутизма – неблагоприятные психические воздействия: хронические, субшоковые, шоковые. Механизмы же различны. В одних случаях мутизм вызван реакциями пассивного протеста (мы называем его патохарактерологическим мутизмом). В других он обусловлен механизмами, неоднородными по своему характеру. Есть два главных невротических механизма мутизма:

- ИСТЕРИЧЕСКИЙ

- ФОБИЧЕСКИЙ

Первый проявляется, когда от психической травмы шокового характера речь парализуется и отнимается.

Второй – результат страха речи (логофобия). Он всегда избирателен: в психотравмирующей ситуации ребёнок молчит, в других говорит нормально. Бывает и смешанным мутизм: и истерический и фобический одновременно.

МУТИЗМ – расстройство преимущественно школьного возраста. У взрослых он встречается редко. Формирующаяся речь ребёнка – самая молодая функция психики. Поэтому она чаще всего и ломается под влиянием самых разнообразных вредных факторов. Оттого так распространены в школьном возрасте заикания и мутизмы (они часто сочетаются). Прогноз этого расстройства обычно хороший, нужно только вовремя начать его лечить. Однако это лечение будет неэффективным, если медикам не будут помогать родители и педагоги. Мы уже привели примеры, как неправильное поведение родителей и школы приводит к мутизму, а таких примеров можно привести очень много.

Есть в современной психотерапии два понятия: психотерапия среды и психотерапия средой. Что это такое? Под психотерапией среды понимают улучшение психологического климата в семье, классе и школе, где учится пациент, ведь болезнь просто так не появляется, она всегда результат неблагоприятных воздействий и конфликтов среди людей, окружающих человека. Дети чаще всего и являются жертвой неправильного поведения взрослых. В некоторых случаях изменить микросоциальную среду не удается. Тогда нужно изъять ребенка из этой среды: перевести в другой класс, детский сад, пионерский лагерь, санаторий. Это и называется психотерапией средой. Порой и бывает так, что ребенка изъяли из ненормальной среды и мутизм прекращается безо всякого медикаментозного воздействия. Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении. Их не нужно наказывать и требовать от них речи. Известны случаи, когда детей с мутизмом сурово высмеивали, ругали, оскорбляли, унижали, в первые минуты урока вызывали к доске и не отпускали до конца урока (« пока не заговорит») – всё это только ожесточает ребенка, усугубляет его состояние. Особенно нужно быть деликатным и осторожным в отношении детей с лишком чувствительных, обидчивых, ранимых – в силу своих индивидуальных свойств они предрасположены к невротическим расстройствам и реакциям протеста. Встречаются и другие виды мутизма.Эти малоразговорчивые ребята отличаются своей удивительной спосбностью замыкаться в себе под воздействием самых незначительных причин. Потерял марку, о чем-то прочитал, кто–то на него косо посмотрел – и такой ребенок и без этого отличающийся малой разговорчивостью, умолкает, и ничто не может его побудить к речи. Предусмотреть все случаи которые могут быть для такого ребёнка психотравмирующими, невозможна. Сами по себе неблагоприятные воздействия являются не причиной а предлогом усиления в таком индивиде его природной молчаливости. Этот вид мутизма называется

АУТИСТИЧЕСКИМ.

Реже встречается мутизм в рамках тяжелых душевных заболеваний, но в таких случаях тяжесть расстройства столь велика а странности в поведении ребенка столь заметны что пациента немедля ведут к специалисту. Одно из самых на земле расстройств – заикание заключается в нарушении координации речедвигательных актов. Поэтому человек либо не может начать слово, либо судорога возникает вовремя произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются. Заикание встречается в основном в школьном возрасте. У взрослых людей оно почти всегда продолжает заикание, начавшееся в 2-3 летнем возрасте, т.е. в момент становления речи. Прежде заикание рассматривалось как однородное расстройства: дескать, существует такая болезнь под названием заикание. Если и делили заикание на формы, то в зависимости от того каков характер судорог речевой мускулатуры. Так как заикание считали единым заболеванием, то всех заикающихся и лечили одинаково. В 1973 году в первые были выделены две основные формы этой патологии (М.И. Буянов с соавторами) появилось множество работ показывающих неоднородность заикания, его различное клиническое содержание, прогноз и т.д. Естественно, что роль семьи и школы в отношении разных форм заикания. Заикание- это симптом разных расстройств и тактика в отношении этого симптома в каждом конкретном случае должна быть различной. Заикание может возникать в рамках самых разнообразных заболеваний, но чаще всего оно встречается при логоневрозе и неврозоподобном речевом синдроме.

ЛОГОНЕВРОЗ – ЭТО НЕВРОЗ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ РЕЧИ Т.Е. ЭТО ОСОБАЯ БОЛЕЗНЬ.

Часто неврозы повторяются у детей и подростков. В силу незрелости и хрупкости их психики несформированности систем защиты от психических нагрузок, стрессов, дети и подростки легче поддаются тем воздействиям которые для более зрелых и взрослых людей проходят бесследно. В одних случаях под влиянием психической травмы ( обычно шоковой или субшоковой ) речь в начале отнимается а потом восстанавливается, но уже с заиканием. В других – под влиянием психической травматизации ( в основном хронической ) постепенно формируется страх речи, а вследствие его и заикание. Поэтому, когда ребёнок волнуется, боится говорить, он заикается; если не волнуется говорит превосходно. Стало быть, заикание психогенного происхождения всегда не постоянна, оно возникает лишь при волнении, связанном с речью, и может достигать такой степени что ребенок умолкает,это, как уже отмечалось называется мутизмом. Логоневроз складывается из разных по происхождению психогенных видов заикания, страха речи ( логофобия ), мутизма и других симптомов. Обычно к признакам невротического поражения речи примыкают и невротические нарушения сна, аппетита, настроения, общее чувство дискомфорта и т.д. Логоневроз сказывается и на развитии личности школьника. У одних детей под влиянием длительного невроза речи нарастают робость, нерешительность. Застенчивость и другие астенические черты. У других – усиливается отгороженность, молчаливость, стремление избегать общения – это псевдошизоидные свойства личности. Третьи становятся очень возбудимыми, раздражительными, драчливыми, злобными – это возбудимый вариант невротического формирования личности. Четвертые переполняются навязчивыми сомнениями, тревожной мнительностью, чувством незавершенности действий и другими симптомами тревожно – мнительного варианта затянувшегося невроза.

НАПРИМЕР:

В 4 года девочку покусала собака. За это время девочка заболела неврозом. Дело осложнялось тем, что бабушка и мать постоянно внушали девочке, чтобы она меньше общалась с собаками, т.к. они «бешеные». Эти знания в данной ситуации принесли вред. После укуса собаки девочка стала жить одним тревожным ожиданием: придется ли ей принимать уколы от бешенства? От потрясения у девочки отнялась речь, исчез сон она постоянна плакала выглядела грустной, почти ничего не ела и молчала. Затем она стала говорить, но говорила с сильным заиканием. Через 2-3 недели острота переживаний уменьшилась, нормализовались сон и аппетит, улучшилось настроение. Девочка была бы уже здоровой. Если бы не заикание. Оно было очень непостоянным: то пропадало, то возникало. Как ив дошкольном возрасте. Заикание сопровождалось плохим настроением, страхом речи, чувством общего эмоционального напряжения. Чем больше девочка думала о своей речи, тем сильнее было заикание. Чем больше отвлекалась от печальных дум, тем меньше заикание проявлялось, а временами вообще исчезало. Когда девочку спрашивали где у неё возникали судороги, она всегда показывала на горло: в этом месте будто перехватывало дыхание, будто комок подкатывался, нечем было дышать от страха и от тревоги. В состоянии затянувшегося невроза с преимущественным поражением речи больная была консультирована нами. Мы диагностировали у неё невротическое формирование личности, требующее стационарного лечения. Пройдя курс терапии, девочка выздоровела. Как же её лечили? Её отвлекали от дефекта речи, проводились сеансы внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии, внушали веру в себя, веру в излечение. Лечение носило характер коллективной психотерапии (о психотерапии мы расскажем позже). Совершенно иной подход к детям с неврозоподобным речевым синдромом (иначе неврозоподобным логосиндромом). В 17 летнем возрасте пациент влюбился. Его подруга твердо заявила парню: « мне стыдно с тобой ходить в гости, ты говоришь очень невнятно, давай-ка