Как и при центральной ЭА, длительная сильная стимуляция игл приводит к адаптации и снижению анальгетического эффекта, поэтому рекомендуют периодически менять режим стимуляции [Трещинский А.И., Басманов С.Н., 1977] или усиливать стимуляцию перед травматичными этапами операции, снижая ее после их завершения [Цибуляк В.Н., 1985].
Для ЭАПА используют наборы игл и аппараты отечественного производства: «Рампа-2», «Электроника-Элита-4», «Элита-5».
Необходимым условием достижения достаточного анальгетического эффекта к моменту начала оперативного вмешательства является предварительная 20-30-минутная стимуляция игл.
Режимы воздействия, применяемые разными исследователями, несколько отличаются.
Рекомендуемый режим работы на аппарате «Элита-Электроника-4» [Цибуляк В.Н., 1985] заключается в воздействии на соответствующие точки токами силой не более 200 мкА для корпоральных точек и 50 мкА для ахрикулярных с частотой, индивидуально подобранной для каждого больного. Для предотвращения осложнений (электролиз игл, точечный ожог ткани) время воздействия током положительной полярности ограничивается 1 с; длительность юйствия тока отрицательной полярности составляет 50 с. Поскольку при ЭАПА сознание сохраняется, на этапах индукции и операции необходимо сочетать ее е фармакологическими средствами, выключающими сознание. Индукцию осуществляют диазепамом (10—20 мг) и тиопентал-натрием (100—200 мг), после интубации трахеи и перехода на ИВЛ ЭАПА сочетают с ингаляцией смеси закиси азота и кислорода (2:1) и фракционным введением малых доз дроперидола для вегетативной стабилизации, а при недостаточном эффекте и фентанила. Описанная методика обеспечивает полную анестезию без дополнительного применения фентанила примерно у трети больных. У большинства остальных больных достигается хороший или удовлетворительный эффект с сокращением дозы анальгетика. В 8% случаев эффект отсутствует. В связи с этим указывают на ограниченные возможности ЭАПА в большой хирургии и необходимость сочетания ее с фармакологическими компонентами.
Другой вариант методики [Пономаренко Т.П. и др., 1986] связан с использованием параметров, создаваемых аппаратом «Рампа». Стимуляцию начинают за 15-20 мин до вводной анестезии низкочастотными (2—3 Гц) импульсами индивидуально подобранной силой тока, увеличивая во время операции частоту следования импульсов до 10-15 Гц и силу тока в 3 раза по сравнению с исходной. При абдоминальных операциях используют стимуляцию АП-точек дистальных отделов верхних и нижних конечностей (МС 6 и Е 36) и аурикулярных точек (0,28 и 55) После индукции гексеналом и дитилином переходят на указанный выше интраоперационный режим ЭАПА в сочетании с ингаляцией смеси закиси азота и кислорода (4:2 – 5:2), а за 10 мин до конца операции — на исходный режим стимуляции для обеспечения продленной послеоперационной аналгезии. Эти авторы считают нецелесообразным сочетание ЭАПА с применением наркотических анальгетиков, которые препятствуют выбросу эндорфинов, обусловливающих аналитический эффект ЭАПА, и рекомендуют для усиления ее эффекта вводить ненаркотический анальгетик анальгин (2—4 мл 50% раствора). Нейролептик также исключается из схемы анестезии. При использовании этого метода эффективная анестезия достигается у 70% больных.
По данным большинства исследователей, операции в условиях ЭАПА сопровождаются незначительно выраженной реакцией кровообращения и гипофизарно-надпочечниковой системы (АКТГ, кортизол, альдостерон) на операцией ную травму, аналогичной таковой при тех же операциях у больных контроль ной группы (нейтролептаналгезия, атаралгезия).
В отличие от фармакологических методов анестезии ЭАПА не сопровождается депрессией функций ЦНС по данным ЭЭГ которая по своим частотно амплитудным характеристикам остается близкой к исходной [Полуянова Л.А., Зольников С.М., Цибуляк В.Н., 1985] Восстановление всех функций после ЭАПА происходит в более короткие сроки, чем после фармакологической общей анестезии.
Хорошие результаты дает рефлексотерапия в послеоперационном периоде и реаниматологической практике при лечении функциональных расстройств рефлекторной задержки мочеиспускания, кишечной непроходимости, тошноты, рвоты, астматического статуса и др. [Староверов А.Т., Барашков Г.Н., 1985], а также для повышения иммунной реактивности организма за счет увеличения содержания Т и В лимфоцитов в крови [Василенко А.М., Решетняк В.К., 1983]
Таким образом, метод ЭАПА продолжает развиваться и совершенствоваться. Возможности его, вероятно, не исчерпаны. Дальнейшие перспективы применения метода связаны с окончательным познанием механизмов АП анальгезии и на этой основе — с раскрытием еще не выясненных возможностей этого ценного для анестезиологии метода, лишенного многих недостатков фармакологического обезболивания.
Показания ЭАПА, как и ЭА особенно показана тогда, когда нежелательна нагрузка медикаментами (функциональная неполноценность паренхиматозных органов, интоксикации разного рода, угроза аллергических осложнений.
Противопоказания к ЭАПА возникают в случае предоперационного выявления невосприимчивости больного к АП
Список литературы
Бунятян А А Выжигина М А Флеров Е В и др Оценка и контроль состояния гемодинамики на различных этапах общей анестезии и операции с помощью аналого цифрового вычислительного комплекса «Симфония 3 МТ» в торакальной хирургии // Анест и реанимагол 1983 No 2 С.24-30.
Каневский В Л Гриненко С А Электроанестезия. Реальное значение метода в современном анестезиологическом пособии // Современные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии у детей раннего возраста Волгоград 1986 Т 2 С 89 90
Виноградов В М Дьяченко П К Основы клинической аиестезиочогии Л Медицина 1961 С.186-207
Гадалов В.П., Заугольников В.С., Хмелевский Е.Г. и др. Общая анеетезия кетамином и иммумитет // Анеет и реаниматол 1985 N 5 С.20-24
Дуринян Р.А. Атлас аурикулярной рефлексотерапии.— Ташкент: Медицина, 1982.
Дуринян Р.А. Физиологические основы аурикулярной рефлексотерапии.— Ереван: Айастан, 1983.
Кузин М.И., Сачков В.И., Сигаев Б В и др. Теория и практика электроанестезии (итоги 15-летнего изучения электроанестезии в клинике и эксперименте) // Вести. АМН СССР. — 1976.— №11.— С. 12—18.
Михельсон В.А., Острейков И.Ф., Попова Т.Г. и др. Сравнительная оценка эффективности различных видов премедикации с применением кетамина у детей // Анест. и реаниматол.-- 1980.— М 3.— С. 22—25.
Полуянова Л.А., Зольников С.М. Динамика биоэлектрической активности головного мозга при применении электроакупунктуры // Анест. и реаниматол.— 1984.—№ 5.— С. 19—22.
Полюхов С.М., Гурский Н.М., Коркус А.А. Длительная общая анестезия сомбревином с сохраненным самостоятельным дыханием // Анест. и реаниматол.— 1981. — № 6.— С. 66—69.
Пономаренко Т.П., Зольников С.М., Блинов А.В. и др. Эффективность электроакупунктурной анальгезии в комбинированном обезболивании при операциях на органах брюшной полости // Анест. и реаниматол.— 1981.— № 1.— С. 10—12.
Расстриеин Н.Н., Сиеизбаева И.К., Абубакирова А.М., Дизна С.Н. Влияние различных методов анестезии на центральную и периферическую гемодинамику при кесаревом сечении // Анест. и реаниматол.— 1981.— № 6.— С. 14—17.
Сачков В.И. Комбинированная общая электроанестезия // Справочник по анестезиологии и реаниматологии.— М., 1982.— С. 163—163.
Сачков В.И., Абрамов Ю.В., Вахрамеев Л.А., Иващенко О.Н. Современные проблемы общей электроанестезии // Современные проблемы анестезиологии и интенсивной терапии у детей раннего возраста.— Волгоград, 1986.—Т. 2.— С. 102—103.
Староверов А.Т., Барашков Г.Н. Иглотерапия в анестезиологии и реаниматологии.— Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1985.
Цибуляк В.Н. Рефлексотерапия в клинической анестезиологии.— Ташкент: Медицина, 1985.
Шедлих М. Влияние нейролептанальгезии на систему гипоталамус — гипофиз — надпочечники // Анест. и реаниматол.— 1979.- № 6.— С. 23—24.