Смекни!
smekni.com

Неоевгеника – история становления, основные направления, перспективы развития (стр. 5 из 6)

– создание органов генетически идентичных данному конкретному человеку;

- создание альтернативных, искусственных органов – кожного зрения, искусственные почки, сердце, мышцы.

- надежды также связываются с компьютеризацией человека – возможность прямой связи с компьютером посредством специально имплантированного органа, уже создаются устройства дистанционного управления техникой на основе биотоков человека. Также используются устройства - Биологической Обратной Связи, для повышения эффективности обучения саморегуляции.

Новый метод открывает возможности клонирования человека. Вряд ли кто будет возражать против медицинского клонирования и возможности получения достаточно большого количества стволовых клеток, которые при «обратной» пересадке не будут вызывать реакцию отторжения.

3.5 Социальная неоевгеника – рассматривает вопросы социального (правового) регулирования евгенического движения.

Защита прав испытуемых.

Проведение любого биомедицинского исследования с участием человека всегда сопряжено с определенным риском, минимизировать который и призваны многочисленные документы, регламентирующие подобную деятельность и принятые целым рядом международных организаций: ЮНескО, ВОЗ, Советом Европы, Европейским союзом, Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), Международным советом медицинских научных обществ (CIOMS) и др.

Ключевым нормативным актом стала Хельсинкская декларация ВМА «Этические принципы медицинских исследований с участием человека в качестве испытуемого», принятая в 1964 г. Впоследствии, по мере расширения масштабов исследований и развития механизмов их этического сопровождения, декларация неоднократно перерабатывалась; последние существенные изменения были внесены в 2000 г. Основные положения декларации нашли отражение в национальных законодательствах многих стран мира.

Одним из последних юридических документов, призванных регулировать биомедицинские исследования, обязательным для соблюдения во всех государствах, ратифицировавших его, стала Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины. Конвенция по биоэтики принята в 1997 году. По состоянию на апрель 2006 г. документ подписали 33 из 46 входящих в Совет Европы стран, а 19 из них уже ратифицировали его. Из числа ведущих европейских государств к конвенции не присоединились Великобритания, Германия и Россия.

С точки зрения Великобритании, некоторые нормы, предусмотренные документом, в частности, касающиеся проведения исследований на человеческих эмбрионах, представляются слишком «жесткими». В начале октября 2004 года британский парламент принял решение, согласно которому, причём только по медицинским показаниям, разрешается, чтобы у ребёнка было трое биологических родителей, в число которых входят две биологические матери. Мировая общественность не обратила должного внимания на это решение, хотя оно открывает зелёный свет клонированию человека. Следует заметить, что в этом случае используется тот же метод ядерного переноса – нуклеарного трансфера, – что и при «получении» овечки Долли, мышки Кумулины и многих других уже клонированных близких нам организмов млекопитающих.

Германия, наоборот, считает, что предложенные меры не защищают должным образом права и достоинство тех «подопытных», которые не в состоянии дать юридически значимое согласие (дети, лица с психическими заболеваниями и пр.).

Не вполне ясно, почему Россия до сих пор не присоединилась к конвенции, хотя на разных уровнях (в том числе, в Государственной думе) неоднократно говорилось о необходимости такого шага, а законодательство страны в полной мере соответствует духу конвенции.

Между тем юридическое регулирование подобной деятельности необходимо, поскольку биомедицинские исследования превратились сегодня в настоящую индустрию, где пересекаются и вступают в противоречие интересы самых разных сторон.

3.6 Неоевгеника и психология (педагогика) – включают решение психологических вопросов, связанных с внедрением неоевгенических технологий в повседневную жизнь.

- Проблемы личностных особенностей, обучения и воспитания «генетических улучшенных» людей;

- Вопросы о том, как человек будет относиться к тому, что он «создан» или «модифицирован»;

- Профилактика психических расстройств (тревожности и др.), связанных с неоевгеническими нововведениями. Количество и разнообразие которых, скорее всего, будет только увеличиваться, в связи с НТР появились новые «болезни» - технофобии, боязнь перелётов.

- Да и как человек «развитый», либо человек с искусственным органом будет смотреть на жизнь, мир в целом, каким будет его восприятие?

Относительно восприятия получены интересные данные в экспериментах по искусственному кожному зрению, а именно, наблюдаются явления свойственные и обычному зрительному восприятию (различные эффекты и иллюзии – иллюзия движения и др.).

3.7 Неоевгеника и этика.

Врачебная этика – учение о морали, нормах нравственного поведения и общественном долге врача. Трудно, пожалуй более чётко определить суть врачебной профессии, чем это сделал А.П. Чехов:

«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов».

Зарождение биоэтики.

Зарождение биоэтики нередко связывают с событием, произошедшим в конце 60-х годов ХХ века. Тогда в одной из больниц Сиэтла (США) появился первый аппарат диализа «искусственная почка». Поскольку он был единственным на всю клинику, со всей остротой встала проблема выбора: кому из пациентов дать доступ к спасительному прибору, а кому нет. Врачи отказались брать на себя ответственность и предложили создать комиссию из уважаемых граждан, которая взвешивала бы все «за» и «против» и выносила свой вердикт. Тем самым одна из норм восходящей к Гиппократу корпоративной врачебной этики, предполагавшая, что все вопросы, связанные с лечением пациента, находятся в исключительном ведении самих врачей, была пересмотрена.

Так было положено начало открытой дискуссии относительно этических принципов, в которую включились не только врачи и ученые, но и политики, священнослужители, юристы, журналисты и рядовые граждане. Тема оказалась шире, чем предполагалось, в частности, речь шла не об одном лишь доступе к достижениям медицины, но и о защите прав и достоинства человека перед лицом новых биомедицинских технологий, которые могут использоваться не только во благо человека, но и во вред ему.

Проблем связанных вообще с новыми технологиями множество:

- Это и вопрос о последствиях применения евгенических технологий, вопрос о том, собственно кто будет решать, какие технологии «хорошие», а какие «плохие».

- Вопрос о гарантиях свободы личности (проблема личной свободы).

Методы регуляции подобных проблем разнообразны (правовая, воспитательная (образовательная) и др.). Тут важно и осознание самим учёным своей ответственности перед обществом, не смотря на то, что человеку свойственно вообще уходить от проблемы.

Многие проблемы уже решаются, и не только в узком кругу «образованных» исследователей, но и на уровне мирового сообщества. Этика перемещает акцент с того, что улучшать на то, как улучшать, опираясь на «приемлемые» методы и направления исследований.

Неоевгеника и религия.

Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. «Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» - так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов.

В современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни.

В контексте анализа природы и функции религии особую важность приобретает проблема соотношения религиозной и естественнонаучной истины.

Вопрос о клонировании эмбрионов в медицинских, научных и религиозных сферах, в разных странах решается по-разному.

Конвенция по биоэтике Совета Европы не допускает создания человеческих эмбрионов специально для проведения исследований, а дополнительный протокол к ней, принятый в 1998 году, запрещает клонирование человека. Однако конвенция не затрагивает исследований, выполняемых на изъятом у человека биологическом материале, а также на эмбрионах in vitro, хотя и распространяется на эмбрионы in vivo.

В России действует принятый в 2002 г. закон «О временном запрете на клонирование человека», вплоть до 2007 г. запрещающий репродуктивное клонирование эмбрионов.

Эта технология воспринимается многими как унижающая человеческое достоинство, ведущая к инструментализации человеческого существа, как покушение на таинства рождения и смерти.

«Клонирование человека, – утверждает, например, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – аморальный, безумный акт, ведущий к разрушению человеческой личности, бросающий вызов своему Создателю»

Пересадка органов.

Благодаря пересадке органов и тканей в мире были спасены сотни тысяч жизней. Однако успех операции и дальнейшего восстановления организма во многом зависит от «свежести» трансплантируемого органа: чем меньше времени проходит с момента смерти донора, тем выше вероятность того, что трансплантация окажется успешной. Поэтому остро стоит вопрос: как определить, жив человек или уже мертв?

Серьезные опасения вызывает и коммерциализация данной отрасли. Как известно, состоятельные пациенты готовы платить огромные деньги за необходимый им орган. С другой стороны, в некоторых странах мира (например, в Индии) буквально на поток поставлено получение органов (чаще всего - почки) от неимущих, тех, кто готов, рискуя здоровьем, продать часть собственного тела.