Смекни!
smekni.com

Обзор базовых материалов по проблеме наркомании (стр. 2 из 13)

Сегодня в России не только царит нищета среди большинства населения, но и создан многомиллионный отряд отверженных. Насчитывается 4 млн. бездомных взрослых и 2 млн. беспризорных детей. Все они согласно новой морали, навязываемой СМИ, должны сами обеспечивать свое будущее.

Хронологически начало демографической катастрофы в России, приходится на период "горбачевской перестройки", плавно переходящая затем в стадию "приватизации и грабительского капитализма в России периода правления Б.Н. Ельцина"»(6)

Такие резкие изменения в социально-экономической жизни нашей страны не могли не отразиться на этнодемографической ситуации, при этом сформировалась тенденция постоянной убыли русского населения страны, вызванные разладом системы бесплатного здравоохранения; удорожанием лекарств и лечения в целом, тревогой за свой завтрашний день , неясные перспективы для существования детей, подростков и молодежи, рост преступности, алкоголизма и наркомании.

Это привело в середине 90-х годов к настоящей эпидемии убийств и самоубийств, резкому обесцениванию жизни человека.

Немаловажное значение для роста смертности имело и резкое ухудшение системы питания у большинства населения, особенно у групп, оказавшихся за гранью выживания: детей, стариков

В сферу незаконного систематического употребления наркотиков вовлекаются преимущественно юноши и подростки мужского пола. Соотношение наркоманов мужского и женского пола составляет примерно 10:1. Формирование наркотической зависимости приводит к угасанию сексуальных инстинктов. С другой стороны, смерть от передозировок и несчастных случаев, связанных с наркоманией, приводит к резкой диспропорции в соотношении полов. В результате этих явлений уже в ближайшее время произойдет определенное снижение рождаемости, увеличение количества одиноких женщин и неполных семей.

Среди наркоманов значительный процент составляют дети из неполных семей или семей, имеющих единственного ребенка. Высокая смертность среди наркоманов приводит к значительному возрастанию числа «бездетных» и беспризорных стариков, о которых некому будет позаботиться.

« Фактически социальное расслоение привело к тому, что пока очень небольшая часть населения живет в 21-м веке, большинство погружается в самое настоящее средневековье.» (14)

Еще в этой связи нужно отметить, что социальные новации правительства (реформами их назвать язык не поворачивается) по сокращению финансирования народного образования, по ликвидации льгот ветеранам и реформированию здравоохранения, при котором 300 тысяч врачей оказываются на улице, странным образом "совпадают" с откровенным лоббированием интересов наркомафии. Теперь допустимая для личного хранения доза наркотиков увеличивается в 10 раз, что, несомненно, приведет к росту теперь уже массового, я повторяю, массового потребления наркотических веществ, а следом - к усугублению и консервации сложившегося социального порядка.» (14)

Правовой аспект

«Российская правовая система контроля над оборотом и потреблением наркотиков, распространением наркотиков, складывалась в течение нескольких веков. Апогея эффективности, отвечающего общественно-политическому моменту времени, она достигла на закате существования советской России, в преддверии перестройки.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 60 федеральных законов, включая кодексы, свыше 100 постановлений Государственной Думы, более 180 указов Президента и постановлений Правительства, где затрагивается принятая к анализу тема.

Ведомственные нормативные акты, регулирующие тот же вопрос, близки к 700 наименований.

Международные договоры с участием России превышают две сотни

К сожалению, то, что написано в теории, на практике зачастую не исполняется. К примеру, смотрите, в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», 1998 год, вводится термин, отсутствующий в пункте «м» статьи 71 Конституции. Как мы знаем, в Основном законе зафиксировано слово «наркотическое средство», в то время как в указанном федеральном законе ведется речь о «наркотических средствах и психотропных веществах». Следовательно, несмотря на очерченный этим федеральным законом порядок действий, связанный с психотропными веществами, получается, что федеральные власти, согласно Конституции, не уполномочены контролировать производство и использование названных препаратов в субъектах Российской Федерации. По юридической силе установки основного закона перекрывают полномочия федерального законодательства.

Конвенции 1961, 1971, 1988 годов утвердили в международной правовой системе, как мы помним, два термина – «наркотические средства» и «психотропные вещества». Подчеркнем, что большинство ныне действующих федеральных законов это понятие вообще опускает. Так в Гражданском кодексе Российской Федерации используется только понятие «наркотические средства», например, статья 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и, наоборот, в Уголовном кодексе Российской Федерации используются сверх международных стандартов, ратифицированных, кстати, Российской Федерацией, не разъясненные в отечественном праве понятия, к ним относятся: «сильнодействующие вещества», «одурманивающие вещества» и так далее, и так далее...

Выходит, что действующее федеральное законодательство либо вступает в противоречие с Конституцией, либо с международными договорами, либо и с Основным законом, и с международным правом.» (9)

Первое, что нам предстоит сделать – естественно, устранить вот эти противоречия.

Нам необходимо в кратчайшие сроки подготовить и утвердить у Президента Российской Федерации концепцию государственной политики в области противодействия наркоагрессии в Российской Федерации. Основные направления для нас абсолютно понятны – это профилактика, это лишение финансовой базы, финансовой опоры наркобаронов, это силовое противодействие и социальная реабилитация.

Создать федеральный орган,…уполномоченный осуществлять комплексное

противодействие незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации.» (9)

«Закон «О наркотических и психотропных веществах». был принят в 1998 году и, согласно закону, Правительству нужно было принять массу подзаконных актов.

До сих пор не приняты такие подзаконные акты как порядок лицензирования деятельности, связанной с наркотиками. До сих пор не определен перечень профессий, которые закрыты для наркоманов, не выработан порядок проведения медицинского освидетельствования, не решен ряд других вопросов. Тогда же было прямое поручение Президента Правительству разработать закон о медицинской, социальной профилактике наркомании. Сейчас только готовится документ о профилактике немедицинского потребления наркотических средств и других психоактивных веществ, выявлении лиц, злоупотребляющих ими, проведении лечения и реабилитации этих лиц, а также больных наркоманией.

То есть прошло уже четыре года, а ряд аспектов выполнения этого закона до сих пор находится без движения. И здесь задача Правительства – просто выполнять закон.» (11)

Коррупциогенный аспект

Российская коррупция носит системный характер, и, как правило, ее возможности заложены на законодательном уровне – полагает заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения Эльвира Талапина.

Причины коррупции следующие:

« Во-первых, это нечеткое определение компетенции государственного органа или должностного лица, которое в итоге может привести к слишком широкому административному усмотрению.

Во-вторых, это случаи, когда должностному лицу предоставляется несколько возможных вариантов действий по принципу "может" или "вправе" и не указываются четко условия, при которых он должен выбрать тот или иной вариант.

В-третьих, это размытость сроков и процедур действия государственного органа, а также существование нескольких ответственных лиц за одно и то же действие, что позволяет в реальности избежать ответственности.

В-четвертых, это слишком широкие возможности для ведомственного нормотворчества, когда сам орган определяет правила своей деятельности, что тоже недопустимо.» (15)

К причинам коррупции выделенных Институтом законодательства и сравнительного правоведения смело можно добавить следующие:

В-пятых, это случаи, когда правоотношения сторон регулируются несколькими

правовыми актами.

В-шестых, это отсутствие у суда общей юрисдикции прав отмены не соответствующего Конституции нормативного акта. (Такое право существовало ранее, но в 1998 году было отменено Конституционным Судом РФ. В результате общество получило миллионы ведомственных законодателей.)

В-седьмых, это отсутствие у граждан и суда общей юрисдикции права на обращение в Конституционный Суд РФ с требованием об отмене несоответствующих Конституции РФ нормативных актов. (Таким правом обладает Президент, спикеры обеих палат, 1/5 часть депутатов ГД РФ, Верховный Суд )

6 мая 2004 г Правительство порадовало наркоманов. «После того как правительство утвердило криминальные и некриминальные дозы наркотиков, начали действовать соответствующие поправки к Уголовному кодексу. Размер некриминальных доз увеличен. Более того, до 10 доз гашиша или марихуаны теперь можно спокойно носить в кармане - за это в худшем случае грозит штраф (до 40 тысяч рублей). В правоохранительных органах этот шаг называют фактической легализацией наркотиков в России.» (13)

Информационный аспект

Развитие эпидемии наркомании во многом определяется воздействием СМИ на духовную сферу. Именно с помощью воздействия на духовное состояние молодежи, было навязано массовое потребление наркотиков.

«Важнейшую роль в борьбе с наркоманией, незаконным оборотом наркотиков призваны сыграть средства массовой информации. Крайне необходимо их эффективное использование для решения этой проблемы. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует официальная информационная политика государства в сфере противодействия наркомании. В то же время это глобальная проблема современности, которая может раз и навсегда перечеркнуть существование человеческой цивилизации» (16)