При анализе аутопластической картины болезни Р. Конечный и М. Боухал (1974) приводят следующую типологию отношения к болезни:
1. Нормальное, то есть соответствующее состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании;
2. Пренебрежительное, когда больной недооценивает серьёзности заболевания, не лечится, в отношении прогноза проявляет необоснованный оптимизм;
3. Отрицающее, при котором пациент "не обращает внимания" на болезнь, отгоняет от себя мысли о ней, не обращается к врачу;
4. Нозофобное, когда пациент несоразмерно боится своей болезни, неоднократно обследуется, меняет врачей, он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться с ними;
5. Ипохондрическое, при котором пациент убежден в том, что страдает тяжёлым заболеванием.
6. Нозофильное, связанное с "определённым успокоением и приятными чувствами при болезни.
Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, писал В.И. Мясищев (1970), если удаётся не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом.
Условно можно выделить определённую последовательность в формах поведения врача в процессе психотерапии.
При первой встрече с пациентом он (врач) минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта.
Затем, повышая свою активность, врач приступает к выяснению "внутренней картины болезни", к вербализации пациентом всех его представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления.
Проводя коррекцию "концепции" болезни у пациента, врач обсужлает с ним данные его обследований, убеждает, что причины болезни кроются не в органических изменениях, помогает уловить связь эмоциональных факторов с симптоматикой. В этот период врач предоставляет пациенту соответствующую информацию и выступает в роли эксперта.
Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.
На заключительном этапе врач вновь усиливает свою активность и даже директивность в испытании и закреплении пациентом новых способов переживания и поведения.
Для эффективной реализации любых внушений необходимы:
1. Глубокий контакт с больным, приобретаемый не только в процессе общения, но и многостороннего использования материалов самооценок больного;
2. Клинический анализ, ознакомление с социально-психологическим портретом пациента;
3. Отдельные психотерапевтические методы и приёмы в процессе перестройки системы отношений личности;
4. Изменение отношения не только к конфликтным переживаниям, но и к конкретным текущим житейским ситуациям;
5. Координация личных и общественных интересов, нормализация межличностных отношений, взаимодействия с семьёй, людьми, обществом.
Основные принципы простого психотерапевтического лечения:
1. Не переубеждать пациента в том, что "у него не могут быть те признаки, на которые он жалуется", а наоборот, ободряюще и понятно объяснить ему механизм возникновения этих признаков.
2. При объяснении использовать легко понятные примеры из повседневной жизни.
3. Подводить больного к решению конфликтной ситуации так, чтобы он сам, без подсказок и видимой помощи, но всё-таки незаметно руководимый, решил их.
4. Проводить внимательное воздействие на личность пациента прежде всего в том смысле, чтобы вселить уверенность, что у него нет серьёзного заболевания, а всего лишь функциональное нарушение.
5. Там, где это необходимо, привлекать к решению участвующих лиц, например, жену, детей, родственников, сотрудников и т.д.
6. При необходимости направлять к психиатру.
7. Не допускать ятропсихогений.
Ятропсихогения – это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом. Она представляет своего рода отрицательный плацебо-эффект, связанный с определёнными ожиданиями, опасениями и установками пациента в отношении болезни, врача и лечения.
Ятропсихогению могут вызвать:
─ Отсутствие доверительного контакта
─ Промахи в речи врача, особенно при первой встрече
─ Необоснованное употребление медицинской терминологии.
За многие века пациенты приучили врачей соблюдать обязательный ритуал: выписывать рецепт. Врачи знают, что зачастую один лишь бланк рецепта действует сильнее, чем прописанное лекарство, именно он может помочь больному избавиться от мучений. Лекарства обязательны не во всех случаях, а вера в выздоровление необходима всегда. Поэтому врач может выписать плацебо, когда поддержка и подбадривание принесут больше пользы больному, чем самые знаменитые и дорогие пилюли.
Плацебо – это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.
Исследования показали, что 90% людей, обращающихся за помощью к врачам, страдают от недомоганий, подвластных целительным силам организма. Врач видит, что его опыт и поддержка важнее прописанных лекарств, и он старается не мешать естественному процессу выздоровления. Чтобы пациенту было спокойнее и для некоторого терапевтического воздействия, врач может назначить плацебо.
Плацебо, следовательно, не столько таблетка, сколько процесс-от зарождения веры во врача до полного включения в работу иммунной системы организма и всех его защитных сил. Процесс этот происходит не потому, что таблетка обладает каким-то магическим действием, а потому, что человеческий организм - лучший лекарь и аптекарь: самые удачные рецепты он "выписывает" себе сам.
Если пациент знает, что ему дают плацебо, то оно не окажет никакого физиологического эффекта. Это лишний раз подтверждает: организм человека способен трансформировать надежду на выздоровление в осязаемые биохимические изменения.
Плацебо доказывает, что нельзя разделять психику и физиологию. Болезнь может поразить психику и повлиять на физическое состояние, или, наоборот, ухудшение физического состояния отразится на психическом равновесии.
Но плацебо эффективно не всегда. Считается, что успех применения плацебо прямо зависит от взаимоотношений врача и пациента.
Как доктор относится к больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно усиливает действие плацебо. Когда нет хороших человеческих взаимоотношений между врачом и пациентом, применять плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой а процессе под названием "плацебо".
Самая серьёзная проблема в наше время – это влияние на здоровье стресса. Нас угнетает не обилие идей, разногласий, мнений, а неумение разобраться, отделить важное от второстепенного. Мы страдаем от избытка информации, которую просто не в состоянии усвоить. В результате - хаос и неразбериха, множество сильных ощущений и недостаток настоящих чувств. "Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно" (Б. Пастернак "Доктор Живаго"). С этой точки зрения сомнительно, что плацебо (или какое-то другое лекарство) окажет эффект, если не будет у человека страстного стремления жить. Воля к жизни - окно в будущее. Она настраивает пациента на восприятие лечения и соединяет эту помощь с внутренней способностью организма к борьбе с болезнью. Плацебо трансформирует волю к жизни в физическую реальность и руководящую силу.
В каждой ситуации общения используется своя коммуникативная стратегия. Стратегия общения реализуется в коммуникативных тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. При речевом воздействии на различные социальные группы населения следует также выбирать соответствующие коммуникативные тактики, имея в виду при этом, что ни одна из тех или иных тактик не является эффективной и универсальной.
Необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь.
Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз. В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.