Смекни!
smekni.com

Околощитовидная железа: эмбриогенез, анатомия и гистофизиология (стр. 2 из 2)

Железистые клетки паренхимы по большей части группируются в ветвящиеся эпителиальные тяжи неправильной формы, состоящие из двух или нескольких рядов клеток, либо собраны в сплошные скопления. Клетки эти в тяжах настолько тесно прилегают друг к другу, что приобретают угловатую (многоугольную) форму. Среди железистых клеток различаются два основных типа. Наиболее многочисленны главные клеток и, сравнительно небольшие по размерам, со светлоокрашивающейся более или менее гомогенной цитоплазмой и крупными пузыревидными ядрами. Как правило, ядра несколько смещены к той стороне клетки, которая прилежит к капиллярам, тогда как в апикальной части располагается хорошо развитая сеточка Гольджи, структура которой несколько варьирует, очевидно, в связи со стадиями секреторного процесса. Цитоплазма содержит нитевидные или слегка извитые митохондрии, прилегающие к поверхности ядра. Подобное расположение органоидов свидетельствует об известной полярной ориентировке железистых клеток. Иногда клетки так тесно сдавливают друг друга в тяжах, что принимают призматическую форму. Цитоплазма главных клеток содержит гликоген, особенно обильный в детском возрасте, а также жировые капельки. Количество жировых включений, в противоположность гликогену, увеличивается с возрастом.

Второй тип железистых клеток представляют оксифильные (ацидофильные) клетки, отличающиеся более крупными размерами, по сравнению с главными, и наличием обильной мелкой грануляции, интенсивно окрашивающейся кислыми красками. Ядра оксифильных клеток невелики, уплотнены и темно окрашиваются. Включения гликогена и жира в оксифильных клетках отсутствуют или скудны. Оксифильные клетки располагаются преимущественно по периферии околощитовидной железы в виде коротких тяжей, скоплений или поодиночке. От главных клеток они не обособляются и обычно лежат вместе с последними в общих тяжах. У мелких животных оксифильные клетки отсутствуют и околощитовидные железы состоят исключительно из главных клеток. У человека оксифильные клетки появляются только после 4'/2—7 лет и с возрастом их количество немного увеличивается.

Наличие переходных форм (иногда называемых темными главными клетками), занимающих промежуточное положение между главными и отличающихся от типичных главных клеток несколько уплотненной мелкозернистой цитоплазмой, более интенсивно окрашивающейся кислыми красками, позволяет рассматривать оксифильные клетки не как самостоятельную разновидность, а либо как фазу секреторного цикла главных клеток, либо (что более вероятно) как стареющие и дегенерирующие формы последних. Кроме того, как и во многих других железах, в паренхиме околощитовидной железы иногда обнаруживаются эпителиальные симпласты, содержащие по нескольку ядер в общей цитоплазме.

Секреторный цикл околощитовидной железы не сопровождается сколько-нибудь выраженными закономерными изменениями структуры железистых клеток и совершается, очевидно, по типу непрерывной меро-криновой секреции. По некоторым наблюдениям, секрет в клетках околощитовидной железы первоначально возникает в виде мелких капель; по мере увеличения количества и размеров этих секреторных вакуолей в паратиреоидных клетках образуются большие светлые поля. Таким образом, усиление секреторной деятельности околощитовидной железы проявляется сильной вакуолизацией и разжижением цитоплазмы их железистых клеток, объем которых при этом увеличивается. Если усилить секреторную деятельность околощитовидной железы в эксперименте, напр. вызывая в них асептическое воспаление введением стерильного инородного тела, что приводит к гиперкальцемии, свидетельствующей о повышенной продукции и выделении паратиреоидного гормона (Н. С. Демиденко, 1956), то можно отметить некоторое увеличение объема главных клеток и более темную окрашиваемость их цитоплазмы.

Гиперфункция околощитовидной железы, наступающая при рахите, тоже сопровождается гипертрофией железистых клеток и некоторым увеличением и разрыхлением сеточки Гольджи, причем в цитоплазме появляются многочисленные вакуоли с осмиофильными краями. По наблюдениям А. Н. Студитского (1947), усиление функциональной активности околощитовидной железы развивающегося зародыша цыпленка сопровождается массовым появлением вакуолизированных оксифильных клеток, увеличением объема главных клеток и усиленным накоплением в них липоидно-жировых включений. По другим данным, при усилении секреторной активности околощитовидной железы липоидно-жировые включения, наоборот, исчезают из клеток. При ослаблении функциональной активности околощитовидной железы (чего можно достигнуть избыточным введением в организм экзогенного паратиреоидного гормона) наступает уменьшение объема железистых клеток и редукция сеточки Гольджи, а в цитоплазме иногда обособляются капли коллоидоподобных включений (Робертис, 1940).

Появление коллоидоподобных веществ весьма обычно для околощитовидной железы. Нередко, особенно в более пожилом возрасте, в эпителиальных тяжах паратиреоидной паренхимы обнаруживаются кистообразные структуры, напоминающие по своему виду фолликулы щитовидной железы и представляющие собой небольшие полости, заполненные густой белковой массой, похожей на коллоид и интенсивно окрашивающейся кислыми красками. Эпителиальные клетки, раздвигаемые накопляющейся белковой массой, располагаются в один слой вокруг нее, создавая тем самым стенку этой фолликулоподобной структуры. Сходство таких кист с тиреоидными фолликулами дало повод рассматривать околощитовидную железу как участки недифференцированной тиреоидной паренхимы и допускать возможность превращения околощитовидной железы в щитовидную. Однако это сходство оказалось чисто внешним; в действительности белковые массы, отлагающиеся в кистах околощитовидной железы, полностью отличаются по своему химическому составу от коллоида щитовидной железы и, в частности, лишены йода.

Возникновение указанных фолликулоподобных структур в околощитовидную железу является, по-видимому, результатом ретенции секрета, который, будучи выделен железистыми клетками, застаивается и конденсируется между их апикальными концами, почему в середине эпителиального тяжа появляется капля белковой массы, похожая по консистенции и окрашиваемости на коллоид. Продолжающееся накопление и увеличение объема этой массы приводят к тому, что железистые клетки располагаются по ее периферии, составляя стенку развивающейся кисты. Аналогичный процесс образования фолликулоподобных кист, заполненных белковым конденсатом, имитирующим по виду коллоид, может иметь место не только в околощитовидных, но и в других железах (например, в аденогипофизе или в поджелудочной железе).

Резистентность околощитовидных желез. Околощитовидные железы отличаются большой резистентностью. В частности, они медленнее других органов поддаются постмортальному аутолизу и разложению. С другой стороны, они обнаруживают высокую стойкость по отношению к рентгеновым лучам. Аккумуляция радиоактивного йода в щитовидной железе, даже в больших дозах, вызывающих глубокое поражение и дегенерацию тиреоидной паренхимы, оставляют околощитовидные железы интактными [Гольдберг и Чайков, 19521.

Физиология и патологическая физиология

После того, как Коллин выделил из ацетонового экстракта действующее начало околощитовидных желез, их физиологическое значение в регуляции метаболизма кальция и в поддержании постоянного уровня этого элемента в крови было установлено с исчерпывающей полнотой. Однако в отношении способа и характера осуществления этой регуляции и механизма действия паратиреоидного гормона еще остается много неясного.

Основным депо кальция в организме является костная ткань скелета. Отсюда следует, что, во-первых, между уровнем кальция в крови и содержанием этого элемента в костной ткани должно существовать известное динамическое равновесие; во-вторых, паратиреоидный гормон должен оказывать сильное влияние на кости, в особенности на процессы их обызвествления и декальцификации. Но в костях кальций отлагается гл. обр. в форме фосфатно-карбонатной соли гидроксиапатита, поэтому околощитовидная железа, регулируя обмен кальция, одновременно должны влиять и на баланс фосфора в организме. Действительно, нарушения гормонообразовательной деятельности околощитовидной железы отражаются в равной мере как на уровне кальция, так и фосфора. С другой стороны, первичные изменения в фосфорном обмене (напр., при рахите, при некоторых нефропатиях) не могут не отражаться на работе околощитовидных желез.

В норме содержание кальция в крови у человека составляет 5—11 мг%, причем кальций здесь находится в виде свободных ионов и протеинатов. Недостаточность околощитовидных желез — гипопаратиреоз — характеризуется, в первую очередь, значительным снижением уровня кальция в крови, достигающим, в условиях паратиреоидэктомии 5 мг%. В то же время гипокальцемия сопровождается повышением уровня фосфора в крови, гиперфосфатемией, обусловливаемой уменьшением экскреции фосфора через почки (гипофосфатурией). Наоборот, в условиях усиленной деятельности околощитовидной железы или при введении в организм избыточных количеств экзогенного паратиреоидного гормона — гиперпаратиреозе — наступают гиперкальцемия (уровень кальция в крови может подниматься до 18 мг% и выше) и гипофосфатемия. Таким образом, сдвиги в содержании кальция и фосфора в крови идут в противоположных направлениях.

Прекращение действия паратиреоидного гормона в результате отсутствия околощитовидной железы — апаратиреоз, уже через 2—3 дня после тотальной паратиреоидэктомии приводит к развитию вялости, потере аппетита, рвотам, снижению температуры тела, фибриллярным подергиваниям мышц, спастическим конвульсиям, вскоре достигающим степени тетании. Фибриллярные подергивания одиночных мышц генерализуются в интенсивные спастические сокращения групп мышц, преимущественно конечностей, лица и затылка (ретрофлексия головы); характерным симптомом является своеобразный карпопедальный спазм («рука акушера»). Спазм гортани (ларингоспазм), паралич дыхательных движений и остановка сердца приводят к смерти.