Ван Гельмонт впервые провёл экспериментальные исследования процесса питания растений, которые стали основой для т. н. водной теории питания растений. Вырастив ветку ивы в бочке он установил, что почти 40-кратное увеличение её в весе за 5 лет не сопровождалось сколько-нибудь значительным уменьшением веса земли. Несмотря на ошибочность, эта теория, рассматривавшая жизнь растений как процесс, происходящий только под влиянием материальных сил, нанесла удар религиозно-идеалистическому мировоззрению.
Ван Гельмонт одним из первых стал использовать нитрат серебра (ляпис) для прижигания ран, воспалений и бородавок. Он полагал, что в пищеварении решающую роль играет кислота желудочного сока, и поэтому предлагал лечить щелочами болезни, вызываемые избытком кислот в желудке. Ввёл в химию термин «газ», произведенного им от греческого слова chaos– хаос, что дает некоторое указание на существование у Гельмонта представления о хаотическом движении частиц [2].
Парацельс, внедряя химию в медицину, следовал глубокому интересу к царству минералов (ведь он был врачом на рудниках), а также и духу времени, так как в XVI веке врачи обратились к ятронаукам.
Эта наука о весьма древнем стремлении врачей для всего, что относится к медицине, находить объяснение, теорию, систему. Ятромеханику, которая тогда получила развитие, следует разделить на три части — на ятроматематику, ятрофизикy и ятрохимию, причем ятроматематическая часть занимала особое место [4].
Общим для них всех является стремление создать пригодную систему. Ятроматематика при этом самая древняя из них, но она не научна, хотя существует и в наши дни, так как ее следует отождествлять с астрологией. Напротив, ятрохимия и ятрофизика всегда основывались на науке и поэтому относятся к другой области. Ятроматематика исходила из представления, что все происходящее во вселенной должно оказывать влияние также и на жителей земли, т. е. на каждого человека, и что движения в макрокосмосе определяют судьбу микрокосмоса, т. е. каждого человека. Сюда относился весь жизненный путь человека (также и его болезни), и если кто-нибудь вступал в борьбу с этой верой, то астрология находила сторонников и покровителей в лице императоров, пап, полководцев, могущественных и рядовых людей.
Развитие ятроматематики выразилось в том, что между макро- и микроорганизмом устанавливались параллелизмы, или аналогии, причем знаки зодиака отождествлялись с частями тела, например, овен — с головой, сердце как источник теплоты — с солнцем и т. д.
Далее, так как врачи наблюдали ритм больших небесных тел, а с другой стороны — ритм человеческого организма, то для ятроастрологов было бесспорным, что определенные вмешательства, например кровопускание, дозволены только при определенном расположении небесных светил и что от него же зависит время сбора лечебных трав. Также и прием лекарств, в том числе и слабительных, этих важнейших лекарств всех времен, был приведен в соответствии с правилами, предписанными астрологией. В те времена врач должен был быть также и астрологом; таково было требование времени. Перед назначением лечебных ванн тоже требовалось сначала запросить звезды, так как лечение, проведенное при неблагоприятном положении светил, могло нанести вред, например, повлечь за собой бесплодие или отставание в росте [8].
С древних времен большое значение придавалось луне, ритм которой уже очень давно послужил основанием для ятроматематических выводов. Понятие критических дней возникло тоже в древности; его можно найти уже у Галена, и оно снова появилось в средние века, когда астрологи и ятроматематики снова привлекли к себе очень большой интерес. Учение о четырех соках, соответствующее учению о четырех темпераментах, ятроастрология привела в соответствие с движением планет, и это объяснило поведение людей того или иного темперамента.
Продолжая цепь этих мыслей, врачи связали появление болезней, особенно эпидемии, с небесными светилами. Так, Павел из Миддельбурга, врач, астролог и богослов, в 1484 г., основываясь на особенном положении Юпитера, Марса и Сатурна в созвездии Скорпиона, заранее предсказал вспышку инфекционной половой болезни, которая должна была из Франции перейти в Германию. Пророчество это он обосновал астрологически. Упомянутое выше астрологическое предсказание насчет сифилиса можно найти и у других авторов: у Иоганна Мюллера из Кенигсберга и у Пауля Альмана.
Совсем иным было положение ятрохимии: она была построена на мало-мальски научной основе или на опыте. Ведь Парацельс, основатель ятрохимии, был врачом, руководствовавшимся своими наблюдениями. Само собой разумеется, что химические вещества, особенно минералы, применялись с лечебной целью уже задолго до Парацельса. Ведь люди с ними сталкивались в природе, и больной человек путем наблюдения, случайно или умозрительно находил также и в царстве минералов вещества, казавшиеся ему пригодными как лекарства, причем косметические соображения, возможно, преобладали над лечебными [7].
Парацельс утверждал, что задача алхимии – изготовление лекарств: "Химия – один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".
Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложении веществ элементы разъединяются. Но в отличие от алхимиков Парацельс подчеркнул вещественный характер трех начал: «серы» — начала горючести, «ртути» — начала летучести, «соли» — начала огне постоянства. Считая, что каждый из четырех элементов Аристотеля должен состоять из этих начал, Парацельс писал: «Каждый элемент состоит из трех начал: ртути, серы и соли» [6].
Существенно новым в учении Парацельса было то, что он таким же образом рассматривал состав всех тел, включая и человеческий организм. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой. При избытке ртути наступает паралич. А слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача — выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.
Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоначальной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, весьма успешно применяя ртутные препараты для лечения широко распространенного в то время сифилиса [5].
3.2 Польза сурьмы
Сурьма среди солнечных металлов играет не менее существенную роль, поскольку ее символом для алхимиков является Земля, наша планета.
Алхимия во многом является вдохновителем антропософической медицины: в свое время Рудольф Штайнер порекомендовал Александру фон Бернусу заинтересоваться алхимической медициной. Последний, изучая алхимию, пришел к выводу, что в сурьме существует нечто такое, что напоминает человеческую волю [3].
Сурьма является третичной формацией: ее месторождения находятся в зонах неподвижных первобытных скал: Од, Арьеж, Венде - скал, которые образованы породами новой формации; сурьма выражает, следовательно, соответствующее омоложение нашей планеты.
Считается, что первым, кто описал сурьму, был Василий Валентин, который посвятил ей целое исследование, названное "Триумфальной колесницей Сурьмы". Произведение прокомментировано в конце XVIII века розенкрейцерами достаточно подробно для того, чтобы можно было по достоинству оценить "почти вселенскую силу действия сурьмы", как подчеркнул Александр фон Бернус.
Вот один из этих комментариев: "Сурьма является предметом, из которого можно создать всю фармацию, поскольку она содержит рвотное, слабительное, кровоочистительное, успокоительное и мочегонное средства. Она является apenens и obstmens, solvens и соаgulans, это бальзам, мазь и пластырь insummasummarum: она может применяться во всех состояниях cummaximousufructu. Это хозяйка над всеми болезнями и защитник человеческой природы. При условии правильного применения практикующим врачом, она действительно обладает virtusubiquota" [4]
Парацельс проявлял большой интерес к этому средству. Доктор Р.А.Б. Оостеруис замечал, что Парацельс, возможно, был первым врачом, обратившим внимание на следующее: гепатическим заболеваниям часто предшествуют болезни, которые он называл "камнеобразующие". Говоря о ревматиках, часто упоминают выражение "ржавые суставы", подобно "трубопроводам с образовавшейся накипью". Парацельс использовал сурьму и ее производные в лечении ревматизма и подагры, и добился в этом, как нам кажется. Значительных успехов. Равным образом, он приписывал сурьме кровоочистительное действие и способность улучшать работу печени [6].
Безусловно, Василий Валентин и Парацельс были первыми, кто начал систематически применять сурьму. Однако этот металл иногда предписывался также и египетскими врачами, и греческими медиками, и арабскими врачами-алхимиками. Впоследствии его использовали Арнольд из Виллановы и Раймонд Лулий.
Применение сурьмы было прекращено в XIX веке, и повторному возвращению этого средства мы обязаны Александру фон Бернусу. Он обращал, в частности, внимание на ряд ценных характеристик сурьмы, которыми пренебрегает современная медицина: так, входящие в состав этого металла органические вещества чрезвычайно эффективны в лечении сонной болезни.