Вместе с тем отсутствие статистически значимого изменения объема памяти в тесте на заучивание 10 слов и отсутствие динамики узнавания визуального материала свидетельствует о том, что Инстенон, возможно, не влияет на первичные процессы консолидации следа памяти. Однако при сосудистой мозговой недостаточности (в отличие от болезни Альцгеймера) нарушения памяти имеют в основном динамическую природу. При этом ведущим механизмом мнестических расстройств считается недостаточность обработки информации на этапах запоминания и воспроизведения вследствие дефицита внимания и нарушения регуляции мнестической деятельности. Препарат, вероятно, влияет именно на эти механизмы памяти.
Поэтому Инстенон особенно показан при связанных с сосудистой патологией головного мозга нарушениях памяти. Кроме того, снижение памяти у пожилых даже в рамках одной нозологической формы, как с этиологической, так и с патогенетической точки зрения носит гетерогенный характер, что обусловлено комплексностью и многофакторностью патологических изменений. Поэтому эффективности того или иного метода терапии следует ожидать лишь у части больных (т. н. "отвечающие на лечение больные").
Другая когнитивная сфера, в которой была зафиксирована положительная динамика под влиянием терапии - это психомоторные функции. После лечения достоверно улучшилось выполнение пробы на реципрокную координацию, возросла ее скорость. В основе благоприятного влияния Инстенона на двигательные способности больных лежат, видимо, аналогичные механизмы, что и в сфере памяти. Следует отметить, что диспраксия динамического характера является характерной особенностью когнитивных нарушений при субкортикальной деменции (в частности, вследствие сосудистой мозговой недостаточности). Благоприятное влияние исследуемого препарата на двигательные способности больных подчеркивает перспективность использования Инстенона при когнитивных нарушениях, связанных с хронической сосудистой мозговой недостаточностью и, возможно, других заболеваниях, которые сопровождаются когнитивными нарушениями по субкортикальному типу.
Влияние Инстенона на клинические неврологические нарушения у обследованных больных было существенно меньшим. Однако по некоторым показателям, отражающим атактические расстройства, была зафиксирована статистически значимая положительная динамика. В литературе имеются указания на бoльшую эффективность Инстенона при вертебрально-базилярной недостаточности.
После курса лечения Инстеноном достоверно улучшилось самочувствие больных: уменьшилась выраженность головокружения, шума в голове, утомляемости и снижения памяти. Положительная динамика была отмечена прежде всего в отношении тех субъективных симптомов, которые связаны с состоянием когнитивных функций (жалобы на снижение памяти, повышенную утомляемость). Терапия Инстеноном не оказала статистически значимого влияния на симптомы, связанные с эмоциональным состоянием больных, такие как головная боль и нарушения сна.
Раздельный анализ динамики когнитивных и неврологических нарушений у пациентов с деменцией и без деменции выявил сходный характер изменений исследуемых показателей в обеих группах. Однако у пациентов с деменцией эффект препарата в целом был более слабым и редко достигал статистической значимости. Это вполне объяснимо, учитывая то, что при сосудистой деменции имеется значительно больший морфологический дефект, а имеющиеся нарушения хуже поддаются коррекции.
Переносимость исследуемого препарата была хорошей у всех обследованных больных. Побочный эффект лечения в виде усиления головной боли был зафиксирован лишь у одного пациента, тяжесть ее была выражена весьма незначительно, в дальнейшем головная боль регрессировала без дополнительного лечения. Следует заметить, что указания на подобные случаи имеются и в литературе [8, 20].В.А. Яворская и соавт. указывают на возможность возникновения головных болей и чувства дискомфорта у пациентов с изменениями внешнего дыхания по типу гипервентиляции, что авторы связывают с возбуждающим влиянием препарата на дыхательный центр.
Таким образом, Инстенон является весьма перспективным препаратом для применения при ДЭ II-III стадии. Этот препарат хорошо переносится и оказывает положительный эффект в отношении состояния когнитивных функций, самочувствия больных, нарушения равновесия и ходьбы. Инстенон может быть рекомендован к широкому применению у пациентов с ДЭ.
Показания:
заболевания мозга сосудистого генеза и связанные с возрастными изменениями;
последствия недостаточности кровоснабжения мозга;
постинсультные состояния;
головокружения, вызванные функциональными расстройствами мозга.
Побочное действие
В отдельных случаях: при применении в высоких дозах - головная боль, гиперемия лица, снижение АД.
Фармакологическое действие:
Действующее вещество Цераксона - цитиколин - улучшает функции ионообменных насосов мембран нервных клеток, за счет образования новых фосфолипидов. Стабилизируя мембрану нейронов, Цераксон уменьшает выраженность отека головного мозга. Вследствие чего, наблюдается регресс таких симптомов, как когнитивные нарушения, нарушения памяти и внимания, связанные с травмами черепа, гипоксическими состояниями, ОНМК.
Так как цитиколин находится в организме человека, провести исследования фармакокинетики не представляется возможным, потому что нельзя разграничить эндогенный цитиколин и экзогенный. Препарат, практически полностью (на 99%) всасывается из ЖКТ, выделяется преимущественно через почки. Биодоступность не зависит от способа введения и одинакова, как при пероральном, так и при парентеральном введении.
Показания к применению:
ОНМК, в острой стадии;
терапия осложнений, возникших, вследствие ОНМК;
ЧМТ в остром периоде и в периоде реабилитации;
неврологические нарушения, когнитивные и двигательные расстройства, возникшие вследствие патологии сосудов мозга или дегенеративных процессов.
Способ применения:
В виде раствора для перорального применения назначается по 2 мл (200мг) трижды в день. Для взрослых, по 1 мл (100мг) 2-3 раза в сутки для детей. Детям можно назначать Цераксон с момента рождения.
Длительность курса терапии зависит от тяжести заболевания, но не менее 1.5 мес.
Способ приема: препарат в виде раствора, вводится с помощью шприца. После каждого приема препарата, шприц рекомендуется промывать.
При острых состояниях, терапию препаратом необходимо начать, как можно раньше, желательно в первые сутки. При острых состояниях препарат можно вводить внутривенно (с небольшой скоростью) или внутривенно капельно (скорость инфузии 1 капля в минуту).
Схема дозирования Цераксона: 0.5 г-1г дважды в сутки внутривенно, в течение 14 дней, затем 0.5-1г дважды в сутки внутримышечно. После чего возможен переход на пероральный прием. Рекомендованный курс терапии, для получения максимального эффекта - 3 месяца. Доза препарата и кратность приема могут варьироваться в зависимости от дозировки, максимальная суточная дозировка - 2г.
Побочные действия:
Иногда, возможна гипотензия и другие симптомы стимуляции парасимпатической системы.
Противопоказания:
Не назначать людям, имеющим парасимпатический тип нервной системы.
В последнее время активно ведется поиск высокоэффективных нейропротекторов среди нейропептидов. Новым направлением в исследовании нейропептидов стало определение их роли в регуляции апоптоза, а также влияния на экспрессию генов раннего реагирования.
Нейропептиды свободно проникают через гематоэнцефалический барьер и оказывают многостороннее действие на ЦНС, что сопровождается высокой эффективностью и выраженной направленностью действия при условии их очень малой концентрации в организме. (16)
Тесная взаимосвязь всех отдаленных последствий ишемии, а также общность их триггерных механизмов позволяют, наряду с локальным воздействием на них использовать модулирующие влияния через системы регуляторов, осуществляющих контроль над экспрессией вторичных клеточных мессенджеров, цитокинов и других сигнальных молекул, а также над запуском генетических программ апоптоза, антиапоптозной защиты, усиления нейротрофического обеспечения. Такие регуляторные (модуляторные) влияния устраняют общую дезинтеграцию во взаимодействии сложных и часто разнонаправленных молекулярно-биохимических механизмов, восстанавливая их нормальный баланс. Особо важную роль при этом играют эндогенные регуляторы функций ЦНС - нейропептиды [17]. Их молекулы, представляющие собой короткие аминокислотные цепи, "нарезаются" из более крупных белковых молекул-предшественников ферментами протеолиза ("процессинг") лишь "в нужном месте и в нужное время" в зависимости от потребностей организма. Нейропептиды существуют всего несколько секунд, но длительность их действия может измеряться часами. Эндогенное образование нейропептида в ответ на какое-либо изменение внутренней среды приводит к высвобождению ряда других пептидов, для которых первый является индуктором. Если их совместное действие однонаправлено, эффект будет суммированным и продолжительным. Выход пептида может регулироваться несколькими регуляторными пептидами предыдущего каскада. Таким образом, эффекторная последовательность совокупности пептидов образует так называемый пептидный регуляторный континуум, особенность которого заключается в том, что каждый из регуляторных пептидов способен индуцировать или ингибировать выход ряда других пептидов. В результате, первичные эффекты того или иного пептида могут развиваться во времени в виде цепных и каскадных процессов [18].