Смекни!
smekni.com

Переливание крови детям (стр. 2 из 2)

Пункция вены для детей является травмой, обстановка кабинета переливания крови вызывает у них беспокойство. Во время процедуры следует отвлечь внимание детей от болевых ощущений. Большинство из них быстро успокаивается после пункции и снятия жгута. По окончании переливания крови на место прокола вены накладывают стерильную повязку, затем проводят термометрию через каждый час до установления температуры на исходных цифрах.

Реакции и осложнения. Наиболее часто наблюдаются пирогенные реакции; они протекают у детей по сравнению со взрослыми более легко и кратковременно. По данным О.Д. Соколовой-Пономаревой и Е.С. Рысевой, посттрансфузионные реакции наблюдаются в 9,3% случаев П. к. и ее компонентов.

Как и у взрослых, различают 3 степени посттрансфузионных реакций:

1) легкая реакция выражается в повышении температуры не более чем на t° в течение нескольких часов, иногда в очень легком ознобе («гусиная кожа», нередко акроцианоз), без заметного нарушения общего состояния (у детей недоношенных, страдающих гипотрофией, тяжелыми формами рахита, повышение температуры от субнормальных цифр до нормы также должно оцениваться как проявление легкой реакции);

2) средняя реакция характеризуется колебаниями температуры (снижение или повышение) от 1 до 1,5°, кратковременными ознобами, появлением сыпей (анулярные кореподобные, уртикарные, ожогоподобные), рвотой, бледностью кожных покровов, гипотонией мускулатуры, болями в животе. Продолжительность реакции обычно не превышает 24 часов; некоторые дети становятся вялыми и сонливыми;

3) тяжелая реакция характеризуется колебаниями температуры более чем на 1,5—2,5°, цианозом, падением сердечной деятельности, тяжелым общим состоянием, иногда присоединением анафилактоидных явлений.

В некоторых случаях усиление посттрансфузионных реакций обусловливается предварительным внутримышечным введением лечебных сывороток (И.М. Беркович, А.Т. Богданов).

Наименьшее количество посттрансфузионных реакций (0,6%) отмечается при переливании детям растворов сухой плазмы (сыворотки) крови, что является существенным преимуществом этого препарата перед другими препаратами крови. На возникновение и характер поеттрансфузион-ной реакции, по-видимому, в большой степени влияет индивидуальная чувствительность детского организма. Посттрансфузионная пирогенная реакция наименее опасна, лечение реакции легкой и средней степени не требуется. Необходимо постельное содержание ребенка, в некоторых случаях его нужно укрыть теплыми одеялами, согреть грелками и дать обильное питье. Согревание предупреждает возникновение озноба, а при появлении довольно быстро купирует его. Внутрь при ознобе назначают 1% раствор кофеина: детям грудного возраста — по 1 чайной ложке, детям от 2 до 5 лет — по 1 десертной и старшим — по 1 столовой ложке. При тяжелой реакции следует проводить симптоматическую и дезинтоксикационную терапию.

При падении сердечной деятельности вводят под кожу 10% раствор кофеина: 0,25 мл детям грудного возраста и 0,3-~ 0,75 мл старшим детям; внутривенно — 25—40% раствор глюкозы по 10—20 мл. При падении пульса необходимо прибегнуть к введению раствора адреналина 1: 1000; детям грудного возраста — 0,25 мл, более старшим—0,3—0,75 мл. В некоторых случаях для улучшения сердечной деятельности, кроме кофеина, следует ввести 10% раствор камфоры: детям грудного возраста — 1,0 мл, более старшим—2,0 мл. При цианозе назначают вдыхание кислорода. Обычно применение указанных выше средств восстанавливает сердечную деятельность. Иногда в поеттрансфузионном периоде у детей может появиться рвота. В этих случаях назначают покой и внутрь раствор атропина 1: 1000 из расчета 1 капля на каждый год возраста, но не более 10 капель. Тщательное наблюдение за ребенком включает обязательный осмотр и исследование первой порции мочи после переливания крови.

От посттрансфузионных реакций следует отличать посттрансфузионные осложнения, возникающие при вливании иногруппной, резус-несовместимой, инфицированной или гемолизированной крови. Картина их такова же, как у взрослых. Во время переливания или сразу после него появляются симптомы гемотрансфузионного шока: резкий цианоз, бледность, обильный холодный пот, одышка, малый частый пульс, рвота и потеря сознания; в некоторых случаях наблюдается непроизвольное отхождение мочи и кала. Кровяное давление резко снижается, пульс становится нитевидным. Иногда через 1—2часа наступает на короткое время улучшение, а затем состояние снова ухудшается; появляются гемоглобин-урия, желтуха, олигурия, повышается температура. В таком состоянии может наступить летальный исход.

Если во время переливания крови при введении первых 5—10-ил крови появляются бледность, цианоз, падение сердечной деятельности, общее недомогание, а у старших детей — жалобы на головную боль, боль в мышцах, пояснице, крестце, головокружение, тошноту, то переливание крови должно быть немедленно прекращено. В большинстве случаев эти симптомы проходят постепенно без всякого вмешательства. Но в некоторых случаях необходимо ввести под кожу сердечные средства (кофеин, адреналин, камфору), назначить теплое питье, вдыхание кислорода; в дальнейшем следует внимательно наблюдать за деятельностью сердца и общим состоянием больного до исчезновения всех патологических явлений.

При появлении симптомов несовместимости крови в конце переливания следует повторно проверить группу крови. В случае обнаружения ошибки в подборе группы донорской крови, тем более при развитии поеттрансфузионного шока, необходимо срочно сделать повторное переливание, но уже одногруппной резуссовместимой крови в количестве 50—100 мл.

Иногда грозные явления проходят уже при введении 25—50 мл крови. С.В. Гейнац и Н.И. Соколова рекомендуют для лечения посттрансфузионного шока переливание универсальной плазмы IV группы. Введение универсальной плазмы устраняет дальнейший гемолиз эритроцитов.

Для улучшения функции почек применяют мочегонные средства, внутривенные вливания гипертонического раствора, глюкозы, введение щелочей, диатермию почечной области, паранефральную новокаиновую блокаду. При развитии тяжелой почечной патологии (олигурия или анурия, высокий остаточный азот, патологические изменения в моче) лечение представляет значительные трудности и не отличается от такового у взрослых.

При появлении в посттрансфузионном периоде симптомов, характерных для реакции типа анафилаксии, в виде зуда и уртикарной сыпи внутрь назначается 5% раствор хлористого кальция по 1 чайной ложке 3 раза в день детям грудного возраста и 10% раствор по 1 десертной или столовой ложке 3 раза в день детям старшего возраста. Внутривенное введение 10% раствора хлористого кальция лучше применять только старшим детям; у очень маленьких детей это может привести к образованию некроза. Зуд и уртикарная сыпь обычно проходят после подкожного введения раствора адреналина 1:1000 по 0,25 мл детям раннего возраста и 0,3—0,5 мл старшим детям, а также при назначении антигистаминных препаратов — димедрола, дипразина и др. Ликвидировать тяжелые явления анафилаксии удается путем применения глюкозо-инсулинотерапии. Детям в возрасте до 1 года вводится внутривенно 15 мл 25% стерильного раствора глюкозы и через 5—10 мин. подкожно 2—4 МЕ инсулина. Детям старшего возраста вводят 20 мл40% раствора глюкозы внутривенно и 6—8 МЕ инсулина под кожу в течение 1—2 дней.

Внедрение в широкую практику лечебных учреждений переливания крови и большие перспективы этого лечебного метода потребовали создания специальной организации службы крови — обширной сети учреждений: институтов, станций, отделений и кабинетов переливания крови, которые обеспечивают массовую заготовку консервированной крови и ее компонентов, осуществляют научно-исследовательскую работу, методическое руководство и контроль за переливание крови в лечебных учреждениях.

В основу работы всех учреждений службы крови положены единые принципы организации, единая методика заготовки консервированной крови и ее применения в строгом соответствии с утвержденными инструкциями. Общее организационное руководство службой крови осуществляет Министерство здравоохранения — министерства здравоохранения, краевые, областные, городские отделы здравоохранения и районные врачи.

Общее научное и методическое руководство проводит Центральный институт гематологии и переливания крови; в союзных и автономных республиках — институты или республиканские станции переливания крови, а в краях, областях, городах и районах —станции, отделения и кабинеты переливания крови

Основная задача институтов — проведение научно-исследовательской и научно-практической работы по вопросам усовершенствования методов заготовки и переливания крови, изыскания новых лечебных препаратов и новых методов лечения болезней системы крови. Помимо этого, институты оказывают методическую и консультативную помощь органам здравоохранения в вопросах организации переливания крови и кровезаменителей в лечебных учреждениях, проводят большую работу по специальной подготовке и усовершенствованию врачебных кадров.

Республиканские, краевые, областные и городские станции переливания крови осуществляют организационно-методическое руководство делом заготовки и переливании крови в республике, крае, области, городе. Они осуществляют планирование, комплектование, учет и медицинское освидетельствование донорских кадров, заготовку консервированной крови и кровезаменителей и плановое распределение этих трансфузионных средств в лечебных учреждениях.

Станции переливания крови внедряют в практику лечебных учреждений новые методы переливания крови, лечебные препараты крови, кровезаменители, осуществляют подготовку врачей и среднего медицинского персонала по вопросам переливания крови, а также контролируют работу лечебных учреждений по вопросам переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей.

Отделения переливания крови в лечебных учреждениях являются организационно-методическими центрами по вопросам заготовки и переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей в городе и районе.

Кабинеты переливания крови организуются при больницах, не имеющих отделений переливания крови и производящих только переливание крови, а не заготовку ее.