Смекни!
smekni.com

Переливание крови: история и физиологический анализ (стр. 2 из 2)

Рише, Броди и Жирон впервые разработали способ определения объема циркулирующей крови, благодаря чему представилась возможность устанавливать зависимость между тяжестью клинической картины острой кровопотери и объемом оставшейся циркулирующей крови. Массивное кровопускание (до 70% общей массы крови) неизбежно вызывает гибель животного. Внутривенные вливания различных солевых растворов дают у таких животных лишь кратковременный эффект, и не позже чем через сутки они погибают при явлениях тяжелого шока; собаки, подвергнутые лечению переливанием крови, выжили все до одной, не исключая даже тех из них, которые потеряли 90% общей массы крови (циркулирующей). В своих работах эти авторы установили, бесспорно, благоприятное действие плаз-мотерапии, которая оказалась более надежным средством, чем введение различных искусственных солевых жидкостей. Перелитая плазма длительно удерживается в сосудистом русле, чего нельзя сказать про солевые растворы, быстро покидающие сосуды благодаря просачиванию через эндотелий капилляров.

Заместительное действие переливания крови является чрезвычайно важным фактором в лечении ряда тяжелых патологических состояний. Клинические наблюдения показывают, что в результате заместительного действия переливания крови происходит заполнение кровеносных сосудов, увеличение венозного притока к правому сердцу с усилением его работы, увеличения кровяного давления, повышение тонуса вазомоторной системы. Все это создает условия для улучшения кровообращения, показателем чего являются увеличение объема циркулирующей крови, ускорение движения крови и увеличение минутного объема сердца. Эти благоприятные изменения в гемодинамической системе особенно демонстративно выражены в случаях переливания крови после острой кровопотери, травматического шока.

Одним из важных вопросов в учении о механизме биологического действия переливания крови являются сроки циркуляции перелитых эритроцитов, так же как и других форменных элементов крови, и плазменных белков.

Вопрос о сроках нахождения перелитых эритроцитов в сосудах реципиента авторы пытаются разрешать в двух направлениях:

1) путем определения времени исчезновения донорских эритроцитов, отличающихся от эритроцитов реципиента (по серологич. признакам), либо меченных при помощи радиоактивных индикаторов (изотопный метод);

2) путем количественного хим. анализа продуктов распада гемоглобина в организме реципиента после переливания крови (билирубин, стеркобилин и уробилин).

Эшби предложил весьма ценную и оригинальную методику определения сроков пребывания перелитых эритроцитов у реципиентов. Он переливал кровь группы 0 больным групп А, В, АВ, затем периодически брал кровь реципиента и в пробирке подвергал ее действию сыворотки группы 0 с высоким титром агглютинина. В счетной камере каждый раз можно было определить число неагглютинированных, т. е. перелитых, эритроцитов группы 0. С помощью этого метода удалось установить, что эритроциты донора находятся в крови больных в течение 30—100 дней.

В последние годы широко используется для метки эритроцитов радиоактивный хром Сг51. Хром в виде аниона Сг5104 проникает в эритроциты, соединяется с белковой частью гемоглобина и не обменивается с окружающей средой.

При распаде меченых эритроцитов освободившийся хром вторично не включается в эритроциты, в отличие от других изотопных меток. Индикаторные дозы хрома не вызывают изменения осмотической резистентности эритроцитов и не оказывают побочного токсического действия на организм реципиента. При помощи этого метода уже точно установлен факт продолжительного — от 30 до 120 дней — нахождения эритроцитов донора в крови реципиента после переливания крови различных методов и сроков консервации [Моллисон]. Такие большие колебания в сроках циркуляции перелитых эритроцитов обусловлены исходным функциональным состоянием реципиента. Так, например, у больных с заболеваниями, при которых происходит гемолиз, они разрушаются быстрее.

Много нового внесли биохимические методы в изучение заместительного действия переливания крови. В клинике широко пользуются для определения степени эритроцитолиза методом динамического определения уробилиногена в выделяемом за сутки Кале. Непосредственно после переливания крови количество стеркобилина уменьшается, затем на 2—4 сутки повышается, в последующие дни происходит восстановление исходных до трансфузионных цифр. Высказывается предположение, что первоначальное уменьшение стеркобилина обусловлено временной блокадой ретикуло-эндотелиальной системы, затем блокада сменяется гемолитическим кризом в результате трансфузионного эритроцитолиза, что находит свое выражение в повышении количества стеркобилина.

Много нового дали исследования, в которых учитывалось суточное выделение всего количества билирубина у животных до и после переливания крови. Н. А. Федоров и Н. А. Мессинева ставили эксперименты на собаках с внутрибрюшной желчной фистулой, обеспечивающей сток желчи через мочевые пути в мочевой пузырь. Исследуя ежесуточно собранную мочу, можно определить все количество билирубина, сецернируемое печенью. При этом выяснилось, что переливание гомологичной крови всегда закономерно вызывает повышение выделения билирубина, степень которого находится в зависимости от способа введения, метода заготовки и времени хранения крови. Наименьший эритроцитолиз наблюдается при прямом переливании крови (7—18% введенного гемоглобина), наибольший — при вливании консервированной цитратной крови(61—76%).Размер гемолиза после трансфузии гепариновой крови приближается к прямому методу (19—30%). Выяснилось также, что заместительный эффект переливания крови находится в зависимости от реактивного состояния организма; аллергия, лихорадка, болевое раздражение, а также неврозы обусловливают значительное повышение размеров гемолиза перелитой крови.

Большой интерес вызывает вопрос о судьбе плазменных белков перелитой крови.

Необходимо знать сроки циркуляции в организме введенных белков, в какие органы они попадают и могут ли они усваиваться организмом как источники белкового питания.

В последнее время появился ряд исследований, который вносит некоторую ясность в этот вопрос. Успех этих исследований определяется возможностями получать меченые белки при помощи различных радиоактивных элементов (Р32, 8", Вг82 и I131). Более удобным оказалось использование йодированных белков. Диксон, Бьюканс, Даммин показали, что после вливания кроликам йодированных вне организма гомологичных белков через сутки остается в кровотоке лишь 20% от введенного количества, затем наблюдается медленное выведение в течение 10—15 дней. Более достоверные результаты были получены в опытах, в которых использовалась сыворотка, меченная в организме. При таком способе метки белки не подвергаются денатурации. Уипл использовал меченные таким образом белки плазмы и обнаружил, что 40% меченных белков покидают кровоток за 24 час. и 75% за 6 дней. Изотопный метод имеет ряд преимуществ. Он позволяет изучать судьбу перелитых гомологичных белков и производить количественные расчеты. С другой стороны, в результате метаболизма меченые белки расщепляются и метка переносится на собственные белки реципиента. Этот процесс тем более ощутим, нем больше времени прошло с момента переливания крови.

Поэтому изотопный метод не применим для точного установления срока пребывания белков донора в кровотоке реципиента. Для разрешения этого вопроса Кейльхак, а также Н. А. Федоров и С. П. Заева вводили неиммунизи-рованным кроликам сыворотку, взятую от иммунизированного кролика. Затем, определяя наличие антител в крови реципиента, можно точно установить сроки циркуляции глобулинов перелитой сыворотки. Оказалось, что длительность пребывания в крови реципиента агглютининов против бактерий брюшного тифа, введенных с кровью донора, колеблется от 18 до 36 дней. Н. А. Федоров на основании исследования людей пришел к выводу, что белки перелитой крови могут ассимилироваться тканями без предварительного глубокого расщепления. Эти выводы сделаны на основании длительного поддержания азотистого равновесия либо даже положительного азотистого баланса у реципиента, несмотря на массивную трансфузию крови и плазмы донора. Эта мысль широко развивается школой Уилла, который привел доказательства существования динамического равновесия между белками тканей и белками плазмы.

Переливание совместимой в видовом и групповом отношениях крови всегда вызывает чрезвычайно разнообразные и типичные функциональные изменения в организме реципиента, причем наряду с активированием наблюдается также торможение тех или иных физиологических функций.