При косых и винтообразных переломах диафиза бедренной кости следует отметить, что дополнительно часто применяют круговые проволочные швы, которые улучшают адаптацию плоскостей излома. При низких и высоких метафизарных переломах, где костно-мозговая полость сильно расширена, для остеосинтеза используются другие виды металлических конструкций (фиксаторы, балки и т.д.).
В ситуации диафизарного перелома бедренной кости врачу важно правильно определить хирургическую тактику и последовательность оперативных вмешательств — остеосинтеза и наложения в показанных случаях сосудистого шва на поврежденные магистральные сосуды. Сосудистый шов при этом лучше накладывать после сопоставления и фиксации фрагментов, а на сосуд временно накладывают сосудистые зажимы.
Новые тенденции в лечении переломов бедренной кости
Можно отметить некоторые достаточно новые тенденции в лечении переломов бедренной кости в верхней трети и подвертельных переломов, при которых обычные стержни не обеспечивают достаточной прочной фиксации фрагментов из-за расширения в этой части костно-мозговой полости. Поэтому применяют с достаточно хорошим эффектом более новые разработки, такие как гвоздь-штопор Сиваша, компрессирующий гвоздь — винт Крупко, гвоздь с анкерным устройством Фишкина, гвоздь с чекой Моськина и т.д.
В свою очередь в ситуации, когда имеет место надмыщелковый перелом бедренной кости, с упехом применяются и эластические стержни Богданова. Изгибая, их вводят по одному с боковых отделов каждого мыщелка, выводят концы в области перелома, в результате сопоставляют фрагменты открытым способом и продвигают оба стержня в костно-мозговую полость проксимального фрагмента. В костно-мозговой полости эти изогнутые стержни занимают поперечное положение, что создает необходимую фиксацию фрагментов бедренной кости. В случае же применения металлосинтеза необходимо помнить, что с целью скрепления фрагментов кости обязательно накладывают кокситную гипсовую повязку.
При лечении диафизарных переломов бедра также достаточно широко распространен метод компрессионно-дистракционного остеосинтеза с помощью внешних аппаратов Илизарова, Гудушаури, Ткаченко, Калнберза, Демьянова, Волкова—Оганесяна и др.
Что же касается открытых огнестрельных переломов диафиза бедренной кости, то в этой ситуации перед остеосинтезом фрагментов обязательно производят раннюю хирургическую обработку раны с тщательным иссечением всех загрязненных и нежизнеспособных тканей. При этом рану и концы фрагментов обильно промывают раствором фурацилина (1:500, 1:1000) и экономно скусывают последние.
Мелкие, свободно лежащие костные осколки подлежат удалению. Крупные же отломки, соединенные с надкостницей и жизнеспособными мышечными пучками, тщательно промывают растворами антисептиков и оставляют в ране на своих местах. Следует отметить, что именно квалифицированно проведенная ранняя хирургическая обработка открытой костно-мышечной раны бедра является наилучшим способом профилактики раневой инфекции и дальнейших очень серьезных осложнений. Применение этой обработки в сочетании с антибактериальной терапией позволяет в большинстве случаев перевести открытый перелом бедренной кости в закрытый. В дальнейшем уже проводится остеосинтез фрагментов одним из упомянутых выше фиксаторов (чаще в этой ситуации применяют металлические стержни).
Затем на конечность накладывается гипсовая повязка, ходьба с помощью костылей разрешается не раньше чем через 3 месяца с момента начала лечения. Восстановление трудоспособности отмечается спустя 4—6 месяцев. Удаляют металлические фиксаторы только после консолидации перелома.
В ситуации, когда имеется замедленная консолидация или образование ложного сустава, применяют компрессионно-дистракционный аппарат Илизарова или проводят оперативное лечение — внутрикостно-мозговой остеосинтез с применением аутопластики. Были отмечены достаточно хорошие результаты при помещении костных аутотрансплантатов длинной 4—5 см и толщиной 3—4 мм, взятых в виде стружки во всю толщу крыла подвздошной кости. Помещают же эти трансплантаты вокруг фрагментов на уровне переломов, ориентируя их вдоль длинной оси бедра. Концы костных фрагментов для лучшего проявления процессов регенерации костной ткани обрабатывают долотом, делая на них насечки по типу еловой шишки.
Оперативному лечению также подвергаются неправильно сросшиеся диафизарные переломы бедренной кости с нарушением функции нижней конечности. Операция в этом случае заключается в разъединении фрагментов, вскрытии костно-мозговой полости фрагментов, после чего проводится остеосинтез металлическим стержнем. В случае необходимости остеосинтез проводят с аутопластикой.
После операции накладывают кокситную гипсовую повязку на 2,5—3 месяца или аппарат Илизарова для чрескостного компрессионно-дистракционного остеосинтеза. В дальнейшем в обязательном порядке применяются лечебная физкультура, массаж и физиотерапевтические процедуры (в первую очередь тепловые).
Переломы дистального конца бедренной кости (fracture ossis femoris regi distalis)
Переломы дистального конца бедренной кости встречаются относительно редко. Они относятся к внутрисуставным переломам и возникают вследствие прямого (удара, падения на согнутое колено) и непрямого (падения с высоты на выпрямленную ногу и т.д.) механизма травмы. Действующая сила, вызывающая эти переломы, обычно направлена вдоль длинной оси бедренной кости при отклонении голени кнаружи или внутри.
Различают переломы одного из мыщелков или переломы обоих мыщелков бедренной кости (межмыщелковые переломы). В последнем случае линия перелома может иметь Y-, У- или Т-образную форму. Изолированные переломы мыщелков возникают обычно при резком отклонении голени кнутри (перелом внутреннего мыщелка). Переломы сразу обоих мыщелков могут возникнуть вследствие падения с большой высоты на выпрямленную ногу.
Клиническая симптоматика. При изолированных переломах мыщелков характерно отклонение голени кнаружи вследствие смещения поврежденного мыщелка бедра в краниальном направлении с образованием деформации genu valgum (перелома наружного мыщелка) или кнутри с образованием деформации genu varum (перелома внутреннего мыщелка), обычно смещающейся сверху в направлении проксимального отдела конечности. Нужно отметить, что имеется также резкая локальная болезненность во время пальпации соответственно стороне повреждения, при этом же выражена боковая избыточная и очень болезненная подвижность, а также резкое ограничение движений в коленном суставе.
В ситуации, когда имеет место перелом обоих мыщелков и эпифизиолиз дистального конца бедренной кости, отмечаются укорочение конечности, расширение области мыщелка бедра, гемартроз, разболтанность в суставе, отсутствие активных движений и резкая локальная болезненность при пальпации и попытке произвести пассивные движения. Дальнейшее исследование, в частности, функции коленного сустава, особенно определение боковой подвижности в нем, следует проводить крайне осторожно, чтобы не причинить дополнительной травмы и не вызвать усиление боли.
При экстензионных надмыщелковых переломах бедренной кости и эпифизиолизах в свою очередь можно отметить западение мягких тканей по передней поверхности дистального отдела бедренной кости, тогда как при флексионных переломах западение отмечается в области подколенной ямки. Характерна и контрактура поврежденного сустава, вызванная рефлекторным сокращением мышц вследствие болевого синдрома.
В случае крайнего смещения фрагментов перелома может возникнуть чувство онемения и парастезий в дистальном отделе конечности, особенно стопы и пальцев, что обусловлено сдавлением сосудисто-нервного пучка одним из сместившихся фрагментов.
Лечебные мероприятия. Изолированные переломы мыщелков бедренной кости без смещения или с небольшим смещением фрагментов требуют пункции сустава, эвакуации при этом крови из него и введения в его полость 25—30 мл 1%-ного раствора новокаина. После адекватного обезболивания можно проводить репозицию фрагментов путем отклонения голени в сторону, противоположную повреждению мыщелка. Поврежденный мыщелок подтягивают коллатеральной связкой коленного сустава на место. Затем мыщелки бедренной кости сдавливают с боков руками или аппаратом Новаченко, что способствует сближению плоскости излома кости.
После всех этих манипуляций показана фиксация конечности в положении сгибания ноги в коленном суставе до угла в 165—170° и отклонения голени в направлении, противоположном поврежденному мыщелку. Снимают фиксацию только через 1—1,5 месяца, после чего назначают ходьбу с помощью костылей без нагрузки, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапию. Полную нагрузку на поврежденную конечность можно давать не раньше чем через 3—3,5 месяца.
В ситуации лечения изолированных переломов мыщелков бедренной кости без смещения фрагментов также применяют клеевое вытяжение за голень и бедро с грузом по 2 кг. Боковое отклонение голени в этом случае в ту или иную сторону осуществляют с помощью двух боковых петель. Первую петлю накладывают на область коленного сустава, вторую — на дистальную часть голени. Тяги от этих петель идут в стороны во взаимопротивоположных направлениях. Следует отметить, что в случае перелома наиболее часто повреждаемой внутреннего мыщелка бедра голени необходимо придать положение небольшого наружного отклонения. С этой целью к петле, наложенной в области коленного сустава, прикладывают тягу с грузом 1,5—2 кг в направлении кнутри.