Первичные аффективные расстройства чаше имеют непсихические проявления, семейный характер и лучше отвечают на соматическое лечение антидепрессантами, чем органические аффективные расстройства. Риск самоубийства при глубокой депрессии составляет 15%, поэтому в таких случаях абсолютно показана быстрая и агрессивная терапия. Рецидивы глубокой депрессии весьма нередки, так что некоторые больные должны с профилактической целью получать поддерживающую терапию в течение длительного времени.
Биполярное расстройство, раньше обозначавшееся термином "маниакально-депрессивный синдром", характеризуется присоединением мании. Полностью развившийся маниакальный синдром является одним из наиболее ярких и определенных состояний в клинической практике. Основным нарушением в настроении при этом является чувство невероятного счастья и приподнятости или выраженного возбуждения. При маниакальном состоянии больные чувствуют себя "на вершине мира", они экспансивны, энергичны, однако это настроение может быстро смениться упрямым желанием спорить, отстаивая свои мысли, а также проявлениями враждебности и сарказма, особенно если окружающие препятствуют выполнению их планов.
Вегетативными симптомами мании являются уменьшение потребности в отдыхе и сне, повышенная психическая и двигательная активность, быстрая, подавляющая окружающих речь и ускоренный темп мышления. При маниакальном состоянии нередко возникают грандиозные идеи (например, нереальные планы начала большого бизнеса или открытия собственной конторы) и если "грандиозность" достигает бредовых масштабов, эти больные могут чувствовать себя знаменитыми, сказочно богатыми или наделенными свыше особым могуществом и способностями. Необдуманная трата денег и беспорядочная половая жизнь нередко создают серьезные проблемы, побуждающие близких больного обратиться за врачебной помощью, так как сам больной, как правило, не осознает своего аномального состояния, полагая, что с ним не может случиться ничего дурного. По этой причине информация, полученная от близких больного, часто помогает поставить вполне обоснованный диагноз. Поскольку пациенты с маниакальными эпизодами практически неизбежно временами испытывают депрессию (другой "полюс" биполярного расстройства), указания в анамнезе на такие периоды депрессии также способствуют точной диагностике.
Данное расстройство одинаково часто наблюдается у мужчин и женщин; его начало обычно приходится на третье или четвертое десятилетие жизни. Осложнения включают суицидальные попытки, злоупотребление теми или иными токсико-химическими агентами (в маниакальный период часто имеет место чрезмерное употребление алкоголя), а также расторжение брака и уход с работы. Течение заболевания волнообразное; продолжительность, частота и регулярность маниакальных эпизодов весьма вариабельны. Периоды депрессии наблюдаются чаше, чем маниакальные эпизоды.
Дистимическое расстройство является более хронической и менее тяжелой формой глубокой депрессии. Симптоматика расстройства сохраняется, по крайней мере, в течение 2 лет, причем на периоды нормального настроения приходится не более нескольких месяцев. Психотические признаки не наблюдаются; такие больные часто бывают мрачными на протяжении всей жизни, им свойствен пессимистический взгляд на окружающее. Женщины страдают дистимией чаще, причем заболевание обычно возникает в подростковом возрасте или вскоре после двадцати лет. Часто отмечаются ассоциированные расстройства личности и злоупотребление токсико-химическими агентами. Если присутствуют вегетативные симптомы, то они обычно бывают менее выраженными, чем при глубокой депрессии. Глубокая депрессия может накладываться на дистимию, нередко вследствие стрессорных ситуаций. Когда дистимия осложняется глубокой депрессией, больной может поступить в ОНП в связи с тяжелыми проявлениями заболевания или для лечения после неудачной попытки самоубийства.
Состояния тревоги относят к психическим расстройствам, при которых мрачное предчувствие, страхи и чрезмерное беспокойство доминируют в настроениях индивидуума. Патологические степени тревоги сопровождаются разными степенями вегетативных расстройств, не соответствующих какой-либо реальной опасности или угрозе. Поскольку беспокойство (тревога) является убиквитарным состоянием и нередко связано с каким-либо заболеванием, депрессией, органическим поражением мозга или психозами, диагноз первичного тревожно-мнительного состояния ставится при исключении других причинных факторов.
Такого рода расстройства обнаруживаются у 2-4% населения и чаще диагностируются у женщин. Поскольку при тревожно-мнительных состояниях имеют место симптомы вегетативно-соматических расстройств, пациенты ищут помощи скорее у терапевтов, нежели у психиатров.
Больные, периодически испытывающие приступы резко выраженного страха, страдают, как принято говорить, синдромом "паники". Приступ паники состоит во внезапном наступлении сильного страха и крайнего беспокойства и сопровождается рядом вегетативных симптомов, включая учащенные сердцебиение, тахикардию, поверхностное и учащенное дыхание, стеснение в груди, головокружение, усиленное потоотделение и дрожь. В большинстве случаев симптомы развиваются в течение нескольких минут и могут быть неспровоцированными или возникают при наличии провоцирующих факторов (например, боязнь оказаться в толпе народа). После возникновения подобных приступов некоторые больные начинают избегать ситуаций, которые, по их представлению, способны вызвать панику. Такое поведение больного может серьезно отразиться на его обычной активности. При наличии существенного ограничения активности диагностируется агорафобия (боязнь открытых пространств, или, дословно, рыночных площадей). При агорафобии больной склонен избегать таких ситуаций, когда выбраться из толпы или получить необходимую помощь во время приступа невозможно. Частота и выраженность приступов панического страха различны, но заболевание, как правило, бывает хроническим. Большинство больных с нетяжелой формой агорафобии вступают в брак, работают и редко нуждаются в госпитализации в психиатрическую больницу, если только не происходит наложения депрессии на тревожно-мнительное состояние.
Ввиду очень яркого и даже устрашающего проявления приступов панического страха, а также их неожиданного возникновения именно ОНП становится для таких пациентов первым местом получения медицинской помощи. Наблюдаемые при их поступлении симптомы могут имитировать самую различную ургентную патологию, поэтому тщательное исключение органической этиологии заболевания обязательно.
В том случае, когда приступы беспокойства и тревоги отсутствуют, но пациент жалуется на постоянную озабоченность, внутреннее напряжение и состояние неопределенной тревоги, ставится предположительный диагноз генерализованной тревожности. Такое состояние длится не менее 6 месяцев и характеризуется осознанной озабоченностью, мышечным напряжением и подергиваниями, бессонницей, раздражительностью, беспокойством и рассеянностью. Мышечное напряжение может быть настолько выраженным, что больной действительно испытывает диффузную боль в мышцах. Сопутствующие симптомы со стороны вегетативной нервной системы включают сердечно-легочные, желудочно-кишечные и неврологические проявления, наблюдаемые при приступах панического страха. Однако при генерализованной тревожности эти симптомы отличаются большей продолжительностью и имеют более хронический характер.
Прочие фобические расстройства, кроме агорафобии, редко служат причиной обращения больных в ОНП. При фобиях симптомы тревожности распознаются как резко выраженные проявления и возникают в специфической ситуации (или при ее ожидании), что затем приводит к упорному стремлению больного избегать определенных "стимулов" (провоцирующих ситуаций) и, следовательно, к нарушению его жизнедеятельности. При социальных фобиях больные опасаются оказаться в центре внимания окружающих, панически боятся публичных выступлений или общения с незнакомыми людьми. Простые фобии наблюдаются весьма часто; это касается очень специфических страхов (например, боязнь собак или других животных, боязнь высоты, темноты или полета в самолете).
Серьезное расстройство может быть связано с реакцией страха, возникшего вследствие тяжелого психосоциального стрессорного воздействия, обычно носящего жизнеугрожающий характер (например, в бою, при пожаре, изнасиловании или стихийном бедствии). Симптоматика расстройства включает навязчивые представления и воспоминания о пережитом событии, кошмарные видения, эмоциональную онемелость, специфическое чувство вины и различные степени депрессии и беспокойства. Частым осложнением, по-видимому, является злоупотребление сильнодействующими препаратами или алкоголем.
Обсессивно-компульсивное расстройство является относительно редким психическим состоянием, при котором пациент не может избавиться от навязчивых мыслей или представлений. В типичных случаях больной мысленно выстраивает схемы насилия по отношению к себе или другим, заражения или извращенных сексуальных действий, которые, конечно, не будут реализованы, но, тем не менее, больной продолжает фантазировать на эти темы. Для того чтобы избавиться от навязчивых мыслей, больной может прибегать к компульсивному поведению или почти ритуальным действиям, таким как чрезмерное, длительное умывание, повторный счет или остановка в поступательном движении. Когда навязчивые состояния и выполнение "ритуальных действий" начинают занимать слишком много времени, значительно инвалидизируя больного, ему приходится обращаться за помощью к психиатру. Ощущение своей беспомощности и ухудшение общего состояния иногда приводят к развитию депрессии, что также побуждает больного к обращению в медицинское учреждение.