Смекни!
smekni.com

Помощь при передозировке циклических антидепрессантов (стр. 1 из 2)

Министерство образования Российской Федерации

Пензенский Государственный Университет

Медицинский Институт

Кафедра Токсикологии

Зав. кафедрой д.м.н.

Реферат

на тему:

Помощь при передозировке циклических антидепрессантов

Выполнила: студентка V курса

Проверил: к.м.н., доцент

Пенза

2008


План

Введение

1. Симптоматика

2. Добольничная помощь

3. Лечение специфических осложнений

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Циклические (в первую очередь трициклические) антидепрессанты (ЦА) являются популярным средством лечения тяжелой депрессии и третьей по частоте причиной смерти, связанной с интоксикацией медикаментами, в США в 1983 году. В сочетании с непредсказуемым развитием клинической картины и токсичностью ЦА для сердечнососудистой системы это серьезно осложняет неотложную медицинскую помощь пациентам с передозировкой ЦА.

1.СИМПТОМАТИКА

Симптомы и признаки передозировки ЦА включают угнетение ЦНС, антихолинергическую интоксикацию и подавление проводимости и сократимости сердечной мышцы. К симптомам, связанным с ЦНС, относятся дезориентация, кома, миоклонус, клонус и судороги; кроме того, наблюдаются тахикардия, мидриаз, ослабление кишечных шумов и угнетение дыхания. Наиболее ранними признаками интоксикации являются, как правило, тахикардия, невнятная речь и сонливость, одна­ко жизни они не угрожают. Кома наступает в 35 % случаев. Подергивания и миоклонические вздрагивания, наблюдаемые в 40 % случаев, часто принимаются за судороги и не купируются фенитоином. Судороги grandmal возникают у 10—20 % больных.

ЭКГ-аномалии наблюдаются часто и включают изменения зубцов STи Т, увеличение интервала Q—T и комплекса QRS, блокаду пучка Гиса и предсердно-желудочкового проведения, аберрантную проводимость, желудочковую аритмию и в конечном итоге идиовентрикулярный ритм и электромеханическую диссоциацию. Аритмии типа желудочковой тахикардии и частых аберрантных сокращений наблюдаются после значительной блокады внутрижелудочкового проведения (с удлинением комплекса QRS) и до брадикардии; к моменту их возникновения сила сердечного сокращения составляет лишь небольшую часть нормы. Хотя в литературе делается упор именно на желудочковые аритмии, лабораторные исследования показывают, что такие нарушения ритма не являются главной причиной смерти, а зачастую практически отсутствуют. Гораздо важнее угнетение миокарда. Большинство летальных исходов связано не с желудочковой аритмией, а с гипотензией, блокадой проведения и тахикардией.

2.ДОБОЛЬНИЧНАЯ ПОМОЩЬ

При сильной интоксикации в случае передозировки ЦА эффективная добольничная помощь практически невозможна, поэтому больного нужно быстро доставить в клинику; 25 % впоследствии умерших пациентов во время первого контакта с медперсоналом были в сознании. У всех больных с передозировкой ЦА осуществляется непрерывный кардиомониторинг, а также внутривенное вливание физиологического раствора; во время транспортировки в отделение неотложной помощи необходимо постоянное наблюдение врача. Ипекакуана не рекомендуется, поскольку ко времени появления рвоты пациент может стать невосприимчивым к препарату. Если наблюдается активный рвотный рефлекс, то ввиду трудности удаления из организма уже всосавшихся за время транспортировки ЦА нужно дать пациенту перорально 50—100 грамм активированного угля. Больной с потерей чувствительности нуждается во вспомогательной вентиляции и кислородотерапии. Стабилизация пациента с интоксикацией в полевых условиях маловероятна.

Лечение в клинике

Краеугольным камнем лечения при передозировке ЦА являются предупреждение абсорбции препарата и поддержание дыхания. Всосавшиеся ЦА прочно удерживаются в тканях, поэтому даже весьма эффективные методы их удаления, такие как гемоперфузия через активированный уголь, помогают слабо.

Обязательные профилактические мероприятия

Каждому пациенту, поступившему в ОНП с анамнезом получения ЦА, следует обеспечить незамедлительное подключение к кардиомонитору, установку капельницы и опорожнение желудка. Таких пациентов ни в коем случае нельзя оставлять "ждать своей очереди", поскольку летальный исход возможен даже при слабых симптомах отравления, а сильная интоксикация и жизнеугрожающие осложнения могут развиться очень быстро. Опорожнение желудка обязательно. Ввиду возможного катастрофического обострения состояния вместо рвотного корня рекомендуется использовать промывание. Ипекакуана может начать действовать, когда пациент уже утратит рвотный рефлекс; кроме того, она задерживает введение активированного угля примерно на 1 час. Введение активированного угля через лаважную трубку до начала промывания может еще больше сократить количество всосавшегося ЦА.

Активированный уголь эффективно связывает ЦА, а повторное введение его доз каждые 2 часа еще более надежно. Такие многократные дозы уменьшают период полураспада препарата с обычных 36 часов до 4 часов. Для ускорения выведения препарата из желудочно-кишечного тракта обычно назначаются слабительные типа сульфата натрия и магния (250 мг/кг). Подобная практика, несмотря на отсутствие убедительных доказательств ее эффективности, представляется вполне оправданной и не приводит к серьезным побочным эффектам. Слабительного действия или стула может не быть, пока пациент не придет в сознание, поскольку циклические антидепрессанты обладают антихолинергическими эффектами, подавляющими перистальтику.

Вспомогательное дыхание и тщательный контроль кислотно-щелочного статуса при интоксикации ЦА еще важнее, чем при передозировке большинства других препаратов, поскольку многие сердечнососудистые осложнения в случае ЦА непосредственно зависят от рН и обостряются при ацидозе. У любого пациента с передозировкой ЦА даже при минимальном снижении уровня сознания проводится анализ газов артериаль­ной крови. Падение рН ниже 7,4 немедленно корректируется, а высокий нормальный уровень РаО2 поддерживается введением кислорода.

Сразу же по прибытии пациента следует получить электрокардиограмму для выявления таких информативных симптомов, как тахикардия и увеличение комплекса QRS. Степень интоксикации не связана напрямую с величиной комплекса QRS. Хотя в исследовании Boehnert утверждается, что длительность QRSв 100 мс или меньше означает относительно низкий риск для пациента, эти данные впоследствии были поставлены под сомнение.

Удаление препарата из организма не может быть достигнуто путем перитонеального диализа или форсированного диуреза. Гемоперфузия через активированный уголь удаляет лишь очень небольшое его количество, однако этот метод можно испробовать при критическом состоянии больного, у которого все остальные меры (более простые и надежные), такие как ощелачивание, нагрузка жидкостью и введение вазодилататоров, оказались безуспешными.

Прогноз

Точное определение плазменного уровня ЦА с помощью газо­вой хроматографии имеет важное клиническое значение при контролируемой терапии, но не является прогностическим. Низкий уровень ЦА вовсе не означает, что его концентрация не станет токсической и, следовательно, опасной для жизни больного в ближайшие 30 минут.

Аналогично этому проглоченная доза препарата не может служить надежным прогностическим показателем даже в тех редких случаях, когда она точно известна. Существуют значительные индивидуальные различия в чувствительности к ЦА и в их метаболизме. Ввиду непредсказуемости вариантов ответной реакции рекомендуется проводить лечение, основываясь на клиническом состоянии пациента независимо от типа или количества потребленного токсина. При выборе лечебно-диагностических мероприятий, по крайней мере, на начальном этапе, существенное значение имеет любое потребление ЦА.

3. ЛЕЧЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСЛОЖНЕНИЙ

Несмотря на огромное количество публикаций, посвященных этой теме, надежного и эффективного метода лечения осложнений при интоксикации ЦА не существует. Вероятно, более важное значение имеют перечисленные выше превентивные меры. Рекомендуемые в настоящее время методы лечения приведены ниже; здесь же мы отметим лишь некоторые ключевые моменты терапии. Несмотря на четкие объяснения, приводимые в обзорных статьях, относительная важность различных фармакологических эффектов ЦА остается предметом споров. Аналогично этому лечение, основанное на фармакологических механизмах (например, применение физостигмина или бета-блокаторов), не является ни успешным, ни безопасным.

Лечение физостигмином (вводимым внутривенно по 2 мг в течение 2 мин с повторением доз каждые 20—30 мин или по 2 мг внутримышечно комплекса 2 часа) периодически пользуется определенной популярностью. Физостигмин является холинергическим препаратом с очень кратковременным действием, который купирует антихолинергические эффекты циклических антидепрессантов. К сожалению, физостигмин, будучи также неспецифическим аналептиком, ослабляет па­циентов, чувствительность которых пострадала по той или иной причине. Кроме того, у него очень узкое лечебно-токсическое соотношение: он может вызвать холинергический криз, эпилептический припадок и усиление блокады проведения, а также обусловить остановку сердца и асистолию. Там, где это, возможно, следует избегать использования физостигмина.

Ощелачивание крови до рН 7,5, вероятно, является наилучшим лечением при большинстве форм сердечнососудистой интоксикации ЦА; этот метод позволяет сузить комплекс QRS, подавить аритмию и улучшить перфузию в течение нескольких минут. Ощелачивание осуществляется либо посредством гипервентиляции, либо путем внутривенного введения бикарбоната натрия (1—3 мЭкв/кг или с титрованием до нужного рН). Немедленная гипервентиляция вполне доступна, а ее эффект полностью обратим. Бикарбонат натрия может вызвать гипернатриемию и парадоксальный внутриклеточный ацидоз, но его действие может быть более сильным. Гипервентиляция рекомендуется в начале лечения и может быть продолжена введением бикарбоната.