Смекни!
smekni.com

Понятие вегетарианства (стр. 2 из 2)

Часто приходилось слышать мнение любителей сосисок о том, что мясо необходимо для нормального развития головного мозга, якобы без мяса и голова работать перестанет. Но, странное дело, Пифагор, Сократ, Платон, Плутарх, Леонардо да Винчи, Джон Мильтон, Исаак Ньютон, Вольтер, Франклин, Жан-Жак Руссо, Бернард Шоу, Шелли, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн и многие другие – были вегетарианцами. Кто-то все еще считает мозг вегетарианцев недостаточно развитым?!

Но, конечно, спор вегетарианца и мясоеда по сути своей не имеет смысла. Ведь здесь немаловажен еще и психологический аспект отказа от мяса или наоборот его чрезмерного потребления в пищу. Вероятно, каждый останется при своем мнении. Хотя нельзя не отметить, что все больше людей отказываются от мясной пищи и вступают в ряды вегетарианцев. Ведь вред мяса, по-моему, очевиден, а вот все аргументы против вегетарианства оказываются беспочвенны.

На сегодняшний день было проведено множество исследований, которые подтвердили, что правильно подобранная вегетарианская диета не только не вредна, а даже полезна человеческому организму. Она способна удовлетворить пищевые потребности людей всех возрастов, в том числе беременных и кормящих женщин. Отмечается также, что благодаря такому питанию снижается содержание насыщенных жиров, холестерина и животного белка, и соответственно повышается содержание углеводов, клетчатки, магния, калия, фолиевой кислоты и антиоксидантов таких как витамины C и E и фитонциды. Не могут не радовать такие показатели, как заметное снижение веса. Вегетарианцы реже страдают повышенным давлением, ишемической болезнью сердца, диабетом, раком кишечника и простаты.

Четыре главных аспекта вегетарианства

Этико-эстетический аспект основывается на жалости к животным, сочувствии к страданию, которое они испытывают, когда за ними охотятся или их убивают, иногда на ужасе от вида этого убийства, вида разделанных окровавленных туш.

Экономический аспект вытекает из факта, что вегетарианство обходится дешевле и позволяет прокормить большее количество людей на той же площади земли. Сочувствие голодающим может склонить благородных альтруистов к вегетарианству и пропаганде этой системы питания, чтобы излишки сэкономленных продуктов отдавать голодающим. Тут, стало быть, налицо и этические побуждения. Экономический аспект может быть также принят во внимание при заботе о своем домашнем бюджете, например, когда речь идет о пропитании многочисленной семьи при невысоких доходах.

Оздоровительный аспект проявляется в том, что вегетарианство является для человека более естественной и полезной системой питания, что оно может влиять на улучшение состояния здоровья и продлевать жизнь. Это утверждают главным образом врачи-курортологи, а также сами вегетарианцы, которые, применяя эту систему, чувствуют себя хорошо, здоровы и полны энергии.

Наконец религиозно-аскетический аспект проистекает из стремления подчинить тело духу, из готовности жертвовать и отказаться от плотского удовольствия. Мясная пища вкусна, к ней легко привыкнуть. Нередко ей приписывается возбуждающее воздействие, особенно в сексуальной сфере. Поэтому нет ничего удивительного, что аскетические устремления, направленные на укрепление власти духа над телом и его желаниями, обычно связывались с отказом от потребления вкусной и соблазнительной пищи, в основном алкогольных напитков и мяса. С древних времен были известны философские школы, религии, ордена и общества аскетов, которые своим членам и сторонникам предписывали питание либо всецело немясное, либо со значительным, ограничением потребления мясных продуктов, с очень длинными постами время от времени или же с исключением некоторых видов мяса (например, свинины) и с разрешением употреблять рыбу.

Философия вегетарианства

Авторы, пишущие о вегетарианстве, часто подчеркивают этические и гуманитарные мотивы, представляя вегетарианство как некую философскую систему. Можно, однако, придерживаться вегетарианства — периодически или постоянно — единственно из-за здоровья или по экономическим соображениям. В любом случае необходимо прежде всего хорошо ознакомиться с принципами правильного питания при переходе на вегетарианство. Необходимо познать его полезные стороны или возникающие при этом опасности. Словом, как это подчеркивает горячий пропагандист вегетарианства швейцарский врач Бирхер-Беннер, нельзя улучшить неправильное и вызывающее болезни питание единым исключением мяса.

Независимо от мотивов, побуждающих к вегетарианству, оно может быть рассмотрено, популяризировано и применено на практике только как способ питания, восстанавливающий и поддерживающий здоровье. Это, разумеется, также относится и к тем случаям, когда придерживаются вегетарианства по экономическим или этическим мотивам. Оно всегда должно применяться в такой форме, которая гарантирует здоровье и не противоречит требованиям медицины. Можно, следовательно, говорить, что вегетарианство не обязательно должно быть философской системой, но всегда должно быть системой оздоровительного питания, в которой недостаточен сам отказ от мясной пищи, а необходимо принять во внимание различные факторы и проблемы. Я уже подчеркивала, что вегетарианство как способ питания старо, как само человечество. Вероятно, что возникло оно на заре человечества как биологически наиболее соответствующая, естественная для человека система питания.

Можно предположить, что, очевидно, первобытному человеку невозможно было бы выжить в суровом климате с длинными морозными зимами, питаясь лишь растительной пищей.

В таких условиях дикорастущие плоды не могли быть достаточным источником питания и не выдержали конкуренции с охотой, которая являлась жизненно необходимой. Поэтому вегетарианство, даже предписанное религией, распространено прежде всего в странах Востока и Юга и, конечно же, рядом со смешанным питанием, в то время как на Севере мясо играет в питании большую роль. Особенно это видно на примере проживающих на Севере кочующих эскимосов, которые питаются преимущественно мясом и жиром убитых на охоте зверей и пойманных рыб.

По мере прогресса цивилизации человек научился не только выращивать овощи и фрукты, но и разводить животных, причем не только ради молока, яиц и шерсти, но и для мяса, которое в жареном или запеченном виде весьма вкусно, поэтому легко к нему привыкнуть.


Список использованной литературы

1. http://www.vegglife.ru/history/philosophy.html

2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5008/