Инфекции и различные интоксикации, за исключением отдельных, проявляющих, может быть, тропность к периферической нервной системе, являются факторами, действующими на уже подготовленную почву или сочетающимися с другими этнологическими моментами. Из этих последних особое внимание стали за последнее время придавать гипо- и авитаминозу В. Авитаминоз В, сам по себе может служить причиной полиневрита (бери-бери). В других случаях его недостаточность в организме, создающаяся пли в силу внешних условий, или вследствие внутренних причин, является параэтнологическим моментом, который в сочетании с другими приводит к возникновению полиневрита. Это подтверждается значительным ростом заболеваний полиневрита в условиях недостаточного питания населения. Так, описанная Холмсом эпидемия полиневрита в 1917 г. падает на годы войны. В статистике Рейзнера максимум заболеваний совпал (в Вене) с 1944—1945 гг. Повышение заболеваний отмечалось и в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны, особенно в 1941 —1942 гг.
Немалую роль в патогенезе полиневрита играют и внешние воздействия. К ним следует причислить те влияния, которые нарушают нормальную деятельность нервной системы, в частности ее периферического звена, функциональную нагрузку, ведущую к ее истощению, температурные влияния, травму и т. п. Реакции организма при возникшем заболевании определяются свойствами причины, вызвавшей заболевание, и состоянием макроорганизма. Структура патогенного агента и его химические свойства обусловливают в определенной степени характер реакции той ткани, где этот агент фиксируется. Понятие «макроорганизм» не включает в себя что-то стандартное, неизменное. Его » реакции на вредности, их течение и исход зависят от целого ряда условий. Из них наиболее существенную роль играют течение биохимических процессов в организме и эндокринных функций, основной фон нервной деятельности, сопутствующие заболевания и указанные выше внешние влияния. Вследствие этого диапазон реакций может, быть широким: от узкого, локализованного процесса до вовлечения в реакцию всего организма, от анергии до бурной гиперергической реакции. Все указанные варианты реакций встречаются и при полиневрите, что определяет и его клинические формы, течение и исход. Можно отметить, что при инфекциях и аллергических формах реакции чаще наблюдается полирадикулоневрит.
Клиническое течение, симптомы. Клиника полиневрита и полнрадикулоневрита слагается из двигательных, чувствительных и трофических расстройств; к ним нередко присоединяются нарушения со стороны вегетативной нервной системы. Двигательные расстройства характеризуются парезами или параличами, сопровождающимися мышечными атрофиями, снижением мышечного тонуса и арефлексией (вялый паралич); чувствительные — болями, парестезиями и выключением чувствительности; трофические нарушения констатируются в коже, ногтях и суставах конечностей. В зависимости от этиологии заболевания и степени поражения указанные расстройства комбинируются различным образом, но общими для всех форм являются симметричность поражения и преобладание в дистальных отделах конечностей по сравнению с проксимальными. В сравнительно редких случаях в страдание вовлекаются черепные нервы: блуждающий (часто при дифтерийном параличе), глазодвигательные, лицевой, двигательная ветвь тройничного нерва; поражения эти носят двусторонний или односторонний характер. Также редко процесс в своем дальнейшем развитии может распространиться на спинномозговые узлы (полиганглиорадикулит) и на спинной мозг (миелорадикулополиневрит). Участие в процессе головного мозга характеризуется своеобразными психическими расстройствами; они наблюдаются не часто, но при всех этиологических формах, преимущественно же при эндогенных интоксикациях и авитаминозе.
Предложенное Лейденом деление полиневрита на двигательные, чувствительные и смешанные формы носит относительный характер. Почти всегда полиневрит имеет смешанный тип, но на фоне этого типа те или другие симптомы могут доминировать. Количественные диссоциации наблюдаются иногда и внутри отдельных типов, преимущественно чувствительных. В одних случаях поражению подвергаются проводники кожной чувствительности при относительно сохранной мышечно-суставной, в других соотношения меняются; этот последний тип характеризуется нарушением статики и походки табического типа, отсутствием рефлексов и болями. Описаны отдельные случаи, где трофические и вазомоторные расстройства доминировали в картине болезни по сравнению с чувствительными и двигательными расстройствами; обычно это хронические полиневриты с медленным и прогрессирующим течением.
Отклонения от классического типа наблюдаются и в распределении параличей, и в развитии болезни. В отдельных случаях паралич конечностей носит односторонний характер или же процесс локализуется в проксимальных отделах конечностей, в спинной мускулатуре. Иногда болезнь начинается с поражения черепных нервов, параличи конечностей присоединяются несколько позднее. При сывороточных и вакцинальных полиневритах поражаются иногда нервы области введения сыворотки, но затем наступает распространение поражения. В большинстве случаев одновременно поражению подвергаются верхние и нижние конечности, но начало поражения с нижних конечностей наблюдается также довольно часто: восходящий характер процесса имеет место примерно в половине случаев. Особой формой восходящего типа паралича со сверхострым или острым началом и нередко заканчивающегося смертью является описанная Ландри форма. К особой же форме относится так наз. восходящий неврит, начинающийся с одной конечности, затем переходящий на другую.
Спинномозговая жидкость при полиневрите имеет нормальный состав. При полирадикулоневрите она почти всегда изменена. Изменения носят характер белково-клеточной диссоциации с повышением белка и являются довольно стойкими. Они представляют собой единственный убедительный признак, устанавливающий распространение процесса на корешковую часть нервов. Изредка в ликворе обнаруживается умеренный плеоцитоз (6—30 клеток в 1 мм9), что является указанием на отек оболочек или на распространение воспаления на оболочки (менингорадикулит).
Диагноз. Полиневрит не представляет больших затруднений. Трудности возникают, когда имеются значительные отклонения от классического типа и при абортивных формах полиневрита. В таких случаях П. приходится дифференцировать с начальными фазами полиомиелита, с хроническим полиомиелитом взрослых, заболеваниями мышц (см. Миозит), невралытыми формами мышечных атрофии, с гипертрофическим невритом Дежерина—Сотта. Не всегда легок и этиологический диагноз болезни. Характер инфекции и интоксикации (экзогенной) легко определим, когда полиневрит развивается вскоре после них или в течение инфекции. В тех случаях, когда причина болезни оказывается неясной, правильный путь к ее определению помогают найти тщательное изучение всего жизненного анамнеза больного, заболеваний, перенесенных им в прошлом и недавно (инфекционных), и характера их лечения; подробное обследование внутренних органов, особенно печени и желудочно-кишечного тракта, носоглотки, половых органов; ознакомление с условиями жизни и работы, питанием больного.
Лечение в первую очередь должно быть направлено на ликвидацию той инфекции или интоксикации, которые послужили поводом к развитию полиневрита. Характер его определяется родом инфекции. Для выведения токсинов из организма применяют вливания глюкозы, физиологического раствора, обильное питье, потогонные средства, индифферентные теплые ванны или световые ванны. Характер течения реакции организма на инфекцию определяет методы лечения: при вяло текущей реакции желательно применение тонизирующих средств: инъекций стрихнина, неспецифической вакцинотерапии; при бурных и аллергических реакциях необходимо применение десенсибилизирующих средств: вливания хлористого кальция, инъекции димедрола (1% —2—5 мл или внутрь по 0,05 г 2 раза в день), аминазина (2,5% — 1—2 мл) и успокаивающие средства—бромиды, снотворные. С самого начала болезни необходимо применение витаминов В, и С: В, в виде внутримышечных инъекций (5% раствора — 1—2 мл, № 30), витамин С можно вливать в вену вместе с глюкозой. В качестве симптоматических средств для ослабления болей, кроме различного рода анальгетических средств, можно рекомендовать внутривенные вливания новокаина (1—2% в количестве 5—10 мл); в качестве же болеутоляющих находят применение также физиопроцедуры: положительный полюс гальванического тока, ультрафиолетовое облучение, диатермия. Для лечения двигательных расстройств — массаж, гимнастика, электропроцедуры: 4-камерные ванны, ионофорез с введением фосфора, кальция, йода. Для предотвращения контрактур и неудобных для больного фиксаций в суставах конечностей последним придают наиболее выгодное положение путем накладывания лонгет, шин, растяжения мышц наложением мешков с песком, эластических бинтов. При значительных мышечных атрофиях с успехом применяют инъекции экстракта алоэ, аденозинтрифосфорной кислоты. В периоде восстановления и для лечения остаточных явлений полезны мацестинские ванны, грязи; внутрь дают фосфаты (глицерофосфаты, фосфрен), лецитин, липоцеребрин. Из курортов рекомендуют Мацесту, Пятигорск, рапные и грязевые ванны (Саки, Одесса). При возникновении стойких контрактур в конечностях приходится прибегать к оперативному вмешательству.