Основная жалоба больных: крайняя утомляемость и слабость при физических нагрузках. При митральном стенозе довольно рано развивается клиническая картина застойного легкого. Сопротивление в легочных артериолах при тяжелом митральном стенозе повышается в 50— 500 раз (по сравнению с нормой) и достигает 1500 дин-сек\см2. Давление в легочной артерии возрастает в следующих пределах: систолическое до 40—120 мм рт. ст., диастолическое до 15—50, среднее до 20—85 мм рт. ст., в то время как в норме среднее давление составляет около 15 мм рт. ст., систолическое — около 30 и диастолическое— около 10 мм рт. ст. Резкое стенозирование левого атрио-вентрикулярного отверстия ведет к уменьшению минутного объема сердца (В. В. Соловьев, Я. И. Мазель, А. С. Сметнев, А. В. Весельников и др.). В норме сердечный индекс составляет в среднем 3,2 л\мин на 1 м2 поверхности тела, а у больных митральным стенозом, нуждающихся в оперативном лечении, составляет от 1,5 до 2,5 л\мин на 1 мг, причем физическое напряжение у них почти не сопровождается повышением минутного объема до нормы [Фостер, Волл и др.]. При митральном стенозе резко ограничена возможность увеличения кровообращения при напряжениях и увеличение потребления О2 происходит главным образом за счет повышенного извлечения его из крови, поэтому увеличивается артерио-венозная разница кислорода, что является компенсаторным фактором. При тяжелом митральном стенозе, сопровождающемся уменьшением минутного объема, артерио-венозная разница почти всегда увеличена, составляя вместо 4,2% в норме от 5,0 до 9,0%.
Компенсация порока. Умеренная степень митрального стеноза может быть компенсирована левым предсердием. Компенсация происходит благодаря тому, что к оставшейся в левом предсердии крови притекает из легочных вен нормальное количество крови, в связи с чем диастолический объем и давление в предсердии повышаются (В. С. Савельев, В. Л. Кариман и др.), увеличивается атриовентрикулярный градиент, что обусловливает усиленный ток крови в желудочек в ранний период диастолы; в конце диастолы желудочка левое предсердие вследствие повышенного диастолического растяжения сокращается сильнее.
Компенсаторные возможности левого предсердия вследствие относительной слабости его мускулатуры и возможности возникновения мерцаний весьма ограничены; кроме того, оно может быть поражено при рецидиве ревматического процесса; тахикардия, сопровождающаяся укорочением диастолы, также может нарушить компенсацию. Резкое сужение отверстия до площади 0,7—0,5 см2 не позволяет сколько-нибудь длительное время поддерживать нормальный минутный объем даже в покое.
Прогрессирующее сужение митрального отверстия вызывает рост давления в легочных венах и капиллярах, повышение сопротивления току крови в артериолах и венах малого круга кровообращения. Преодолевая возросшее сопротивление в сосудах легких, правый желудочек сокращается сильнее и может поддерживать нормальный минутный объем. При этом систолическое давление в легочной артерии и в правом желудочке повышается; желудочек гипертрофируется, а затем, работая против чрезмерно повышенного сопротивления, ослабевает; тогда повышается диастолическое давление в желудочке, правом предсердии и нарастает давление в венозной системе. Часто ослабление правого желудочка связано с обострением ревматического процесса или с интеркуррентными заболеваниями.
Значительно изменены при митральном стенозе функция и структура легких; причем степень одышки и симптомов застоя в легких зависит прежде всего от тяжести митрального стеноза и состояния миокарда. Кроме развития атеросклероза, могут происходить и ревматические изменения сосудов легких (Н. А. Краевский), а затем развивается кардиогенный пневмосклероз (М. К. Баранович, Т. Ф. Когай и др.). При незначительной степени митрального стеноза общая и жизненная емкость легких, дыхательный, минутный и остаточный объем остаются в пределах нормы. Изменения функций легких наступают с развитием застоев и гипертонии в сосудах малого круга кровообращения, при которых понижается эластичность легких, уменьшается их общая и жизненная емкость, а также дыхательный объем.
При тяжелом митральном стенозе общая и жизненная емкость легких (для воздуха) уменьшена в соответствии с возросшим количеством крови в сосудах и увеличением левого предсердия и правого желудочка, а при ослаблении сердца—также вследствие механического влияния гидроторакса и асцита. Увеличенное левое предсердие может вмещать 200—500 мл и более (до 2000 мл) крови. Кровь из капилляров альвеол и большинства бронхиальных капилляров переходит в легочные вены; повышение давления в левом предсердии и в легочных венах сопровождается застоем в тех сосудах бронхов, которые дренируются легочными венами. Застой в слизистой оболочке бронхов вызывает ее набухание, отек и сужение воздухоносных путей, что сопровождается образованием слизи и появлением кашля с мокротой. В таких условиях для достаточной вентиляции легких необходимо большее мышечное напряжение. При хроническом застое в слизистой оболочке бронхов могут развиваться варикозные расширения вен, которые могут стать источником кровотечения [Фергесон].
Застой развивается одновременно в сосудистой сети альвеол и бронхов. Растянутые бронхиальные капилляры могут разрываться, и мокрота становится кровянистой. Застой и отек слизистой бронхов, увеличивая сопротивление току воздуха, могут нарушать дыхание, вызывать состояния, напоминающие приступы бронхиальной астмы. Одышка первично вызывается рефлекторно в результате раздражения барорецепторов растянутых легочных сосудов; развитию одышки способствуют повышенная ригидность легких и нарушение газообмена вследствие интерстициального отека и скопления жидкости в альвеолах. Диффузный цианоз при митральном стенозе — непостоянное явление, если отсутствует значительный отек легких или выраженный кардиогенный пневмосклероз (М. К. Баранович, Т. Ф. Когай и др.).
Тягостное ощущение затруднения дыхания зависит от утомления дыхательных мышц, выполняющих большую работу. Эластичность легких ограничена значительно; растяжимость их понижена, эластическое сопротивление повышено. Эти изменения наступают рано, еще до появления существенных расстройств вентиляции; в дальнейшем развивается так наз. бурая индурация легких. Уменьшение эластичности легких нарастает во время физических напряжений и при увеличении легочного застоя и недостаточности сердца. При митральном стенозе работа дыхательных мышц повышена вследствие ригидности легких, определяемой по понижению их эластичности [Маршалл], определяющей в значительной мере степень затруднения дыхания; часто отмечается более пли менее выраженная гипервентиляция; дыхание обычно частое, поверхностное. При мышечных напряжениях падает потребление О2 в расчете на 1 л вентиляции легких. При легочном застое обычно уменьшены как жизненная, так и максимальная дыхательная емкость легких, но не до таких величин, которые соответствовали бы степени дыхательных расстройств [Керти и др.].
Поэтому можно считать, что одышка при митральном стенозе связана главным образом с рефлекторными влияниями. Утолщение альвеолярно-капиллярного промежуточного слоя при далеко зашедшем митральном стенозе должно нарушать диффузию кислорода из альвеол в легочные капилляры. Керролл, Кон, Райли нашли, что только у 7 из 29 больных митральным стенозом альвеолярная вентиляция, легочное кровообращение и альвеолярно-капиллярная диффузия кислорода сохранились нормальными.
Повышенная ригидность легких и связанная с этим напряженная работа дыхательных мышц ведут к развитию одышки. Утолщение же альвеолярно-капиллярной мембраны с понижением диффузии кислорода представляет вторичное проявление тяжелого и долго длящегося застоя. Насыщение артериальной крови кислородом и напряжение 02 в ней при митральных стенозах даже у больных с одышкой часто не выходит за пределы нормы (95—98%); лишь в части случаев оно ниже нормы и заметно нарастает во время мышечного напряжения [Эллис и др.].
В некоторых случаях при незначительном уменьшении насыщения артериальной крови кислородом имеется значительное падение напряжения 02, как это видно из кривых диссоциации гемоглобина. Уменьшение насыщения артериальной крови кислородом при митральном стенозе и особенно при декомпенсации обусловлено недостаточной альвеолярной вентиляцией или пониженной альвеолярно-капиллярной диффузией, отчасти же является следствием примеси венозной крови [Керролл и др.; Фаулер и др.]. У некоторых больных насыщение О2 падает ниже 90% вследствие отека легких, инфаркта или пневмонии. Значительное падение насыщения О2 служит причиной разлитого цианоза. Блант и др., напр., нашли у 18 больных митральным стенозом нормальное напряжение О2 в альвеолах, но пониженное напряжение О2 в артериальной крови. Это повышение кислородного градиента между альвеолами и артериальной кровью, по-видимому, обусловлено в большей степени примесью венозной крови, чем падением диффузии.